Генезис философии. Основные этапы её развития: эпохи, направления.

К историч. типам ф-фии относят: античную, средневековую, философию эпохи Возрождения и Просвещения, философию Нового времени, Немец. классич.философию, неклассическую философию и постнеклассическую.

Античная философия представлена такими направлениями и школами, как ионийская (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит и др.), италийская (Пифагорейский союз, школа элеатов и Эмпедокл), атомистическая философия Левкиппа и Демокрита, софистика (Протагор, Горгий), философия Сократа и сократические школы (Антисфен, Аристипп, Диоген Синопский и др.), философское учение Платона, философская система Аристотеля и эллинистическая философия (эпикурейцы, скептики, стоики). Генезис античной философии восходит к проблеме поиска первопричины мира и места человека в нем, затем движется по пути логической формы познания, ее этического и политического значения, и в заключении определяется вопросами смысла жизни и достижения счастья. На всех этапах античная философия стремилась к предельной свободе духа.

Средневековая философия превратилась в инструмент религиоз. споров о христологии (учении о человеческой и божественной сущности Христа), эсхатологии (учении о конце истории и Страшном Суде), креационизме (учении о творении мира Богом) и получила офиц. признание в определении тринитарной (Отец, Сын, Святой Дух) божеств. сущности.

В эпоху Возрождения философы снова возвращаются к «исследованию человеческого», в противоположность схоластическому «исследованию божественного», и потому зовут себя «гуманистами» (Данте Алигьери, Франческо Петрарка, Марсилио Фичино, Пьетро Помпанацци и др.). Философия в ту эпоху проникается духом эмпиризма и натурализма (Николай Кузанский, Бернардино Телезио, Джордано Бруно) - уважением к человеческим чувствам, доверием к чувственному опыту и потребности научного постижения природы. Получают развитие соц. теории (Томас Мор, Томмазо Кампанелла), призванные правовым путем обеспечить человеку счастье в гос-ве (Никколо Макиавелли).

В Новое время получают развитие такие направления философ. мысли как: эмпиризм, рационализм, сенсуализм, каждое из кот. отстаивает правоту собствен. взгляда по вопросу об истинном источнике знаний - опыте, разуме, чувствах.

Немецкая классич. философия явл-ся вершиной систематизаций своего времени, благодаря чему ф-фия обретает сложную структуру знаний о бытии, познании, мышлении, человеке, ценностях, обществе, культуре, истории.

С середины ХIХ века наступает время неклассич. философии, а с середины ХХ века –постнеклассич. философии, связанное с изменением ее предмета и задач. Каждое из направлений неклассической философии, по-разному решает вопрос ее самоопределения. Марксистская философия основывается на материалистическом понимании объективного хода развития истории и общества, законы которого открывает философия. Позитивизм исходит из методологической роли философии. Феноменология рассматривает философию как учение о реальности, доступной исключительно нашему сознанию, открывающему мир в интенциональности (направленности) на предметы. Экзистенциализм как философия существования учит о пограничной ситуации в бытии человека, в которой мир внешних вещей соприкасается с нашим сознанием. Философия психоанализа является учением о роли бессознательного в жизни человека как индивидуального и коллективного субъекта.