современные подходы

Территориальное рекреационное планирование (ТРП) направлено на изучение основных принципов и методов исследования рекреационных систем в рамках определенных территорий с целью планирования дальнейшего развития на них рекреационной деятельности, а также методологию составления (разработки) программ развития рекреации и туризма в определенных регионах.

 

ТРП направлено на изучение конкретных территориальных рекреационных систем (ТРС).

 

Основные принципы ТРП в настоящее время нашли отражение в составлении целевых региональных программ развития рекреации и туризма.

 

Опыт показывает, что в этой области специалисты сталкиваются с целым рядом трудностей.

 

Большая часть региональных программ развития туризма представляет собой чиновничью отписку: программы различных; регионов похожи друг на друга как близне­цы-братья, предлагаемые в них к реализации мероприя­тия носят декларативный характер, лишены конкретики, а потому не позволяют определить экономическую эф­фективность ни будущих туристских объектов, ни всей отрасли в целом, что затрудняет привлечение инвесто­ров.

Как правило, в них включены уже строящиеся тури­стские объекты, что гарантирует чиновникам выполняемость программы, но никак не способствует развитию туризма в регионе.

По-прежнему сказывается разобщенность туризма и курортного дела: мероприятия по развитию лечебного отдыха в программах или вообще отсутствуют или запи­саны одной строкой: «о необходимости развивать и курортное дело в том числе».

Не рассматривается в таких программах и рекреация. Рекреационные потребности местного населения в них просто игнорируются. Главный упор в таких программах делается на въездной туризм, хотя опыт показывает, что доля иностранцев в туристских потоках в России намного меньше доли россиян.

 

В программах нельзя желаемое выдавать за дейст­вительное. Любая программа должна опираться на на­учный профессиональный анализ рекреационного по­тенциала территории, современного состояния туризма и курортного дела, а также появившихся новых тенден­ций на мировом и отечественном туристских рынках, ко­торые показывают, что будет востребовано в ближайшей перспективе.

 

В последнее время была разработана и апробирована модель региональных программ, в которой соединился богатейший теоретический и производственный опыт советского периода с основами рыночной экономики.

Согласно этой модели программа устойчивого раз­вития рекреации и туризма является составной частью общей Программы социально-экономического раз­вития региона и должна четко корреспондироваться со всеми ее положениями и подпрограммами.

 

Программа устойчивого развития рекреации и туризма состоит из 3 разделов: аналитического, прогностическогоиэкономического.

Аналитическая часть является базовой. В ней подробно изучается рекреационный потенциал региона и современный уровень развития туризма и курортного дела, При изучении рекреационного потенциала рассматриваются рекреационные ресурсы для различных видов природоориентированного туризма (лечебно-оздоровительного, спортивного, экономического и сельского) и культурного туризма (экскурсионно-познавательного, религиозного, этнографического, событийного, научного и пр.).

Для каждого вида туризма производится комплексная оценка его ресурсов: их качество, уникальность, объемы (запасы), что позволяет определить привлекательность объектов, их надежность в эксплуатации и емкость (пропускной туристский потенциал). Такой анализ не может ограничиться только сбором литературного и фондового материала. Он требует обязательного проведения натурного экспедиционного обследования.

Именно на основе результатов комплексных полевых работ можно реально оценить рекреационные ресурсы территории, выявить наиболее перспективные направления туризма для данного региона, определяющие его функциональную структуру, произвести функциональное зонирование территории. Полевые обследования так же дают возможность выделить конкретные участки под различные туристские объекты; санатории, пансионаты, спортивные туркомплексы, тематические парки, датские оздоровительные учреждения, места для кратковремен­ного отдыха жителем.

 

Предложенная РМАТ модель целевых региональ­ных программ уже на этом, первом, этапе отличается как от планирований советского периода, так иот современных программ, предлагаемых другими организациями.

В со­ветский период в туризме и курортном деле существовал узко дисциплинарный подход: отдельно планировались курортная отрасль, спортивный туризм, познаватель­ный туризм. Однако на современном этапа в туризме ярко проявляется многоаспектность:любое туристское направление обязательно обогащается за счет присут­ствия врегионе других видов туризма, которые вклю­чаются в рекреационные услуги данного направления.

Это касается и курортного дела, в котором в настоящее время присутствуют элементы и спортивного, и экологи­ческого, и познавательного туризма. Востребованность курортов повышается, если регионы, где они располо­жены, обладают богатым природным и культурным на­следием: например, если на территории курорта может быть освоен горнолыжный склон или развиться яхтинг на водоемах.

При курортологическом планировании совет­ского периода этим факторам не уделялось внимание, хотя при курортологических исследованиях «Геоминвод» (Ирисова Т.А., Сафронова К.Л., Сурнина Н.С.), прове­денных в начале 90-х годов в Новгородской области и Волоколамском районе Подмосковья, ресурсы позна­вательного и спортивного туризма вблизи лечебных ме­стностей были учтены.

 

Региональные исследований обязательно многоаспектны. При оценке природных лечебных фак­торов в этих работах помимо традиционных лечебных ресурсов (ландшафтов, биоклимата, минеральных вод, лечебных грязей) рассматриваются ресурсы фито- и ароматерапии, иппотерапии и кумысолечения, спелеотерапии в естественных условиях, возможности использования уникальных лечебных факторов (шунгита, бишофита, лосиного молока и пр.). Понятно, что при таком подходе выбранные лечебные местности более соответствуют современным требованиям к курортам.

Полевые обследования позволяют дать реальную оценку действующим в регионе здрав­ницам; собрать сведения о состоянии их материаль­ной базы, постановке лечебного процесса, кадровом обеспечении, т,е. все то, что остается «за кадром» в рекламных публикациях.

При этом специалисты по рекреалогии и туризму не ставят задачи проникнуть в коммерческую тайну учреждения и не разглашают в печати обнаруженные недостатки. Наоборот, по возможности стараются про­консультировать руководителей здравниц, поделиться опытом, почерпнутым из работы других оздоровитель­ных учреждений, дать сведения о тех специализирован­ных учебных заведениях (включая учебно-методические центры), где могут повысить квалификацию работники различных служб санаториев.

Одновременно информа­ция о многих не слишком «раскрученных» санаториях становится доступной многим потребителям.

 

Прогностическая часть региональных программ раз­рабатывается с ориентацией на работу отрасли в рыноч­ных условиях.

 

В нее входят:

Ø маркетинговые исследования (региональный марке­тинг);

Ø разработка стратегии рекреационного осовоения, базирующаяся на ситуационном и SWOT анализах применительно к рекреационному освоению территории в целом, и отдельных видов туризма в частности;

Ø перечень вновь вводимых по программе туристских и курортных учреждений с указанием их местораспо­ложения, емкости, профиля, кетегорийности;

Ø определение требующегося кадрового обеспечения для реализации программных мероприятий, которое включает четкий перечень необходимых специа­листов высшего, среднего и низшего звена для всех видов предлагаемых туристских и курортных учреж­дений и общекурортных служб с указанием учебных заведений, где могут быть подготовлены данные специалисты;

Ø перечень организационных мероприятий по совершенствованию, реорганизации и развитию инфра­структуры;

Ø установление необходимого правового обеспечения развития туризма и курортного дела на региональ­ном уровне;

Ø информационное обеспечение туристской отрасли;

Ø мероприятия по продвижению местного туристского икурортного продукта на отечественном и мировом туристских рынках;

Ø формирование привлекательного имиджа терри­тории.

 

Как видно из перечня вопросов, рассматриваемых в прогностической части, их можно подразделить на исследовательские, аналитические (маркетинг, стра­тегия, прогноз) и практические {система программных мероприятий). Очень важно, чтобы предлагаемые меро­приятия были строго аргументированы. Для всех меро­приятий должны быть определены исполнители, сроки и ожидаемый результат. Только при таком подходе мож­но достаточно обоснованно разработать экономическую часть программы.

 

В экономической части для каждого предложенного мероприятия должны быть определены размеры инве­стиций и установлены источники финансирования (фе­деральный и региональный бюджеты, частные инвести­ции). Для поисков частных инвесторов рекомендуется организовать аукцион инвестиционных предложений. Но надо помнить, что инвесторы откликаются только на конкретные хорошо обоснованные предложения. Ломи­мо определения необходимых затрат на реализацию про­граммных предложений этот раздел содержит и расчеты эффективности туризма в виде ожидаемых налоговых поступлений от туризма и курортного дела и туристское потребление по методикам, рекомендуемым Всемирной туристской организацией.

Однако в каждой Программе обязательно присут­ствует часть, посвященная лечебно-оздоровительному отдыху, включающая оценку потребностей местного на­селения s лечебном отдыхе, современного состояния санаторно-курортных учреждений и предложения по дальнейшему развитию курортного дела. В этом разде­ле дается перечень вновь выделенных лечебных местностей с подробной характеристикой природных лечебных ресурсов и перспектив их освоения. Характеристика освещает также вопросы экологической и социальной безопасности территории, возможности социального партнерства с солидными инвесторами (транснациональными корпорациями, базирующимися на этой территории, Министерством обороны и др.), выбора потенциальных потребителей курортных услуг (как из числа к местных жителей, так и приезжих из других регионов), обусловливающего категорийность будущего курортного учреждения.

 

В характеристику лечебной местности входит также перечень необходимых мероприятий по инфраструктур­ному освоению территории; протяженность дорог, линий электропередач, возможности тепло- и водоснабжения и пр. Указывается также перечень ближайших населен­ных пунктов с демографическим и социальным составом населения в них для определения:

1. резерва рабочей силы;

2. размеров строительства селитебной зоны в будущей здравнице.

 

Такие ха­рактеристики лечебных местностей насыщают инвестиционные предложения, выставляемые на аукцион, конкретными данными, облегчающими инвестору принятие решений.

Включение перспективных лечебных местностей в общую программу развития рекреации и туризма дает возможность инвестору оценить и дополнительные факторы (разнообразие экскурсионных, анимационных, спортивных программ), которые будут способствовать повышению привлекательности курорта.

Одновремен­но с выявлением перспективных лечебных местностей под отдельные здравницы в программе устанавливаются территории, благоприятные по природным, социальным и экономическим критериям для формирования регио­нальных, межрегиональных и даже федеральных курорт­ных зон, если к этому есть предпосылки, на что следует обратить внимание администрациям регионов и феде­ральным властям.

Для того, чтобы зарезервировать перспективные лечебные местности, необходимо придать им статус и включить в земельный кадастр с тем, чтобы их не смогли использовать не по назначению, что в послед­ние годы отмечалось неоднократно. Значит, этим кто-то должен ответственно заниматься.

Пока ни в одном ре­гионе такого органа нет. Поэтому важно, чтобы после утверждения программы региональной думой все во­шедшие в нее рекреационные местности автоматически получали соответствующий статус и включались в Ре­гиональный реестр. Законодательно этот вопрос может быть решен на региональном уровне, что значительно проще и быстрее. Если этого не сделать, то об этих ме­стностях никто на местах не будет знать, их с легкостью могут пустить под промышленное или иное освоение, программа развития туризма не будет реализована, деньги на ее разработки регион выбросит на ветер, а ку­рортное дело и туризм не смогут устойчиво развиваться и лишатся будущего.

И в связи с этим, чтобы результаты проводимых исследо­вательских работ не затерялись и могли быть реализованы, целесообразно отсылать списки выявленных рекреационных местностей е Федеральное агентство по туризму, Российский союз туриндустрии, а списки лечебных местностей с их характеристиками печатать в различных журналах курортного профиля (например, в журнале «Курортные ведомости»), и для этого открывать там соответствующие рубрики.