Зарождение нового естествознания в культуре Возрождения, его философские основания. Проявление гуманистических и натурфилософских тенденций в медицине.

 

XVI в. в Западной Европе ознаменован новыми открытиями в области естественных наук:

-гелиоцентрическая картина мира, предложенная Н. Коперником;

-учение Иоганна Кеплера о движении планет вокруг Солнца;

-аналитическая теория Г. Галилея, на основе которой были разработаны законы механики;

-открытия в области анатомии, физиологии и медицины Парацельса, Везалия и др.

Эти открытия положили начало переходу от теоретического к опытно-практическому знанию, способствовали развитию материалистического мировоззрения.

Николай Коперник (1473 – 1543 гг.) – польский астроном и философ – в своих трудах предложил принципиально новую модель мироздания. Он пересмотрел геоцентрическую картину мира, сложившуюся в античности, и выдвинул идею о том, что Земля не является неподвижным центром космоса, это лишь одна из множества планет, вращающихся вокруг собственной оси и Солнца как центра мира. Гелиоцентрическая картина мира, предложенная Коперником, опровергала непосредственное чувственное представление о неподвижности Земли и движении Солнца, тем самым укрепляя убежденность в познавательных возможностях человеческого разума.

Величайшим мыслителем позднего Возрождения был итальянский философ и ученый Джордано бруно (1548 – 1600 гг.). За свои философские взгляды он более семи лет провел в застенках инквизиции и был публично сожжен на костре.

Философскими источниками учения Дж.Бруно были взгляды Демокрита и Эпикура и работы Н.Кузанского, а естественнонаучным основанием – астрономические открытия Н.Коперника. В центре внимания Бруно – натурфилософские проблемы: он считал, что цель философии заключается в познании природы. Основная идея учения Бруно – идея о диалектическом единстве божественного и природного, материального и идеального, телесного и духовного, космического и земного.

Проблему соотношения природы и Бога Бруно решает с позиций пантеизма, он утверждает единство Бога и природы: «Природа есть либо сам Бог, либо божественная сила, скрытая в самих вещах». По мнению Бруно, все происходит из природы путем постоянных взаимопревращений.

Он полагает, что производящим началом бытия является материя, живая, непрерывно изменяющаяся. В то же время он утверждает, что движущим началом всего мира, которое формирует материю изнутри, определяет целостность и целесообразность мира, является духовная субстанция – Мировая душа – которая и является божественным бытием в вещах. При этом Бруно не отрывает мировую душу от материального начала, утверждает существование единой субстанции, в которой совпадают телесное и духовное.

В области космологии Бруно выдвинул ряд идей, противоречащих принципам средневековой схоластики, что и явилось причиной обвинения его в ереси. Он утверждал, что природа и вселенная бесконечны и аргументировал это положение, во-первых, с позиций теологии (бесконечный Бог не может ограничиться созданием конечных вещей), а во-вторых, с научной точки зрения (опирается на новые открытия в области физики и астрономии, прежде всего учения Кузанского и Коперника). Идею о бесконечном множестве миров он дополняет предположением о их населенности различными формами чувственной и разумной жизни.

Астрономические открытия итальянского ученого и мыслителя Галилео Галилея (1564 – 1642 гг.), сделанные с помощью сконструированного им телескопа, подтвердили истинность гелиоцентрической теории и идеи о бесконечности миров.

Галилей, в отличие от своих предшественников, решительно разделял науку и религию: предметом науки он считал природу и человека, а роль религии сводил к сфере морали.

Галилей считается основоположником экспериментально-математичес-кого метода исследования. Он разработал метод познания, который складывается из четырех этапов:

1) сбор фактического материала;

2) создание рабочей гипотезы;

3) выведение законов на основе математических вычислений;

4) опытная проверка сделанного открытия как главный критерий его истинности.

Натурфилософские тенденции, стремление к переходу от теоретического к опытному знанию о мире в эпоху Возрождения проявились и в медицинской деятельности. Наиболее ярким примером этому является творчество немецкого врача, философа, астролога, алхимика Филиппа Ауреолы Теофраста Бомбаста фон Гогенгейма, известного под именем Парацельс (1483 – 1541 гг.). Он рассматривал природу как макрокосмос, а человека как микрокосмос, т.е. в их неразрывном единстве, и опирался на данный принцип в медицинской деятельности. Представления Парацельса о всеобщей взаимосвязи процессов и явлений во Вселенной привели его к выводу о влиянии на судьбу и здоровье человека особенностей движения космических тел и природных стихий. Также он считал, что процессы, происходящие в организме, по своей природе являются химическими, поэтому их изучение и лечение болезней должны быть связаны с использованием химических веществ. Здоровый человек содержит в своем организме нормальное сочетание трех элементов: серы, ртути и соли. Поэтому врачи и аптекари эпохи Возрождения придавали большое влияние препаратам, содержащим данные вещества. Парацельс заложил основы науки о профессиональных болезнях: описал болезни рудокопов и литейщиков, связанные с влиянием на организм серы, свинца, ртути. Он явился одним из основоположников опытного метода в медицине.

Немало открытий в это время было сделано в области анатомии. Основоположником анатомии считается Л. Да Винчи. Он одним из первых в Европе стал исследовать строение человеческого тела методом вскрытия, описал и зарисовал в своих анатомических атласах многие мышцы, кости, нервы, внутренние органы. Особый вклад в развитие анатомии внесли исследования Андреаса Везалия (XVI в.) – профессора медицины Падуанского университета. До этого времени в Европе господствовали взгляды Галена о строении человеческого тела. (древнеримский врач, анатом, основывавший свои выводы на изучении животных). Везалий исправил более 200 ошибок Галена. Свои наблюдения он изложил в «Анатомических таблицах» и в труде «О строении человеческого тела».