II. Познание бытия
Аристотель понимает бытие очень широко. Для него бытие – это всё, что не есть чистое ничто. Все возможные смыслы бытия группируются по четырём позициям.
1) Бытие как категории, высшие роды бытия, бытие само по себе. Аристотель также называл категориями возможные предикаты какого-либо единичного предмета, то есть такие понятия, которые можно высказать относительно того или иного класса предметов.
Категория | Пример | Какой частью речи выражено | Что означает |
1. Субстанция SUBSTANTIA | Человек | Существит., нарицательное | Сущность |
2. Количество QUANTITAS | В три локтя | Прилагательное | Постоянный признак |
3. Качество QUALITAS | Учёный | Прилагательное | Постоянный признак |
4. Отношение RELATIO | Больше | Прилагательное | Постоянный признак |
5. Место UBEITAS | В Лицее | Наречие | Временный признак |
6. Время QUANDEITAS | Вчера | Наречие | Временный признак |
7. Положение SITUS | Лежит | Глагол | Временный признак |
8. Обладание HABITUS | Обут | Глагол | Временный признак |
9. Действие ACTIO | Разрезает | Глагол | Временный признак |
10. Страдание PASSIO | Разрезается | Глагол | Временный признак |
2) Бытие как потенция и акт. Акт и потенция изначальны, их можно определить только друг через друга, их нельзя объяснить при помощи иных понятий. Потенция – это возможность осуществления (акта). Акт – это осуществление возможности (потенции).
3) Бытие акциденции – это бытие случайное и непредвиденное, то есть тип бытия, который не связан с другим бытием существенным образом. Этот тип бытия является бытием случайно, по случаю.
4) Бытие как истина – это тип бытия, который принадлежит человеческому уму. Бытие есть истина (если вещи в уме соответствуют вещам в реальности). Небытие – это ложь (вещи в уме не соответствуют вещам в реальности).
Первую и вторую группу значений бытия изучает метафизика. Четвёртую группу значений бытия изучает логика. Третью группу никакая наука не изучает, так как науку интересует только необходимое, а не случайное.