II. Развитие науки и просвещения.

Реформы Петра потребовали появление нового человека, вопросы его воспитания и образования поднимались вначале XVIII в. эпизодически. Пожалуй, одним из самых ярких примеров является появление такого документа, как «Юности честное зерцало», а также достаточно целостная система воспитания в школе Прокоповича.

Самой большой проблемой, тормозом петровских реформ явилась нехватка людей образованных. Еще в XVII в. итальянский путешественник Маржерето писал «невежество русского народа есть мате его благочестия: он не знает ни школ, ни университетов, одни священники наставляют юношество чтению и письму, и этим занимаются немногие». Во второй половине XVII в. на соборе, осудившим раскол был поднят вопрос не о грамотности народа, а о грамотности духовенства. «Повелеваем, чтобы всякий священник детей своих научил грамоте», т.к. духовные места стали должностями наследственными. Практически, при отсутствии начального и среднего, в конце XVII века начался процесс создания высших учебных заведений. В 1682 году была открыта Киевская академия, а затем славяно-греко-латинская.

Петр, как мы уже говорили, в 1700 году открывает в Москве школу математических и навигационных наук, во главе которых ставит англичанина Форварсона. Затем открываются адмиралтейская, артиллерийская, инженерная и горная школы на Урале.

В 1715 году навигационная школа переводится в Петербург и превращается в Морскую академию. Теперь славяно-греко-латинская академия и Морская академия готовят юношей не только к государственной и военной службе, но и к учительству.

К концу царствования Петра было открыто в губерниях 42, так называемые «цифирные школы», в которых учили арифметиков и

В 1722-1725 годах в эти школы было принято «охотою и силою» 2000 человек. Интересно, что 45% учеников были дети духовенства, 20% солдатские дети, почти столько же дети чиновников, около 4,5% купцов составили лишь 2,5%.

Но в 1721 году Синод принял духовный регламент, по которому при архиерейских домах приказывалось открывать епархиальные школы. В результате, к 1725 году было открыто 46 таких школ.

Таким образом, к 1725 году почти в каждом губернском городе существовало по 2 школы: светская и духовная. Но Синод вскоре потребовал, чтобы дети священников учились только в епархиальных школах. Бежали из «цифирных» школ и ученики из других сословий, из-за крайне нищенского положения, из-за суровых телесных наказаний, из-за низкой квалификации преподавателей. Цифирные школы закрывались одна за другой. В 1727 году в них училось всего 500 человек. В 1732 году были учреждены школы при гарнизонных пехотных полках, оставшиеся цифирные школы были слиты с ними.

В 1724 году был принят Устав Петербургской Академии наук. При Академии были открыты гимназия и университет. Профессора были выписаны из Германии, оттуда же были выписаны и студенты. На 17 профессоров приходилось 8 студентов. Скоро чтение лекций прекратилось, некому было читать, некому было слушать. Ученики гимназии ограничивались начальным образованием, а в университет не шли. Гимназистов набирали из солдат, мастеровых, даже из крепостных. В гимназию ежегодно с трудом набиралось от 50 до 75 учащихся.

Так как в 1730 году открылся сухопутный шляхетский (кадетский) корпус, то дети дворян шли учиться туда. Студентам и гимназистам установили стипендии, предоставляли общежития. Но студентов в основном собирали из духовных семинарий. Но лекции опять читать было некому. В это время получает в дворянской среде домашнее обучение. Но среди домашних учителей была масса проходимцев, попов-растриг, отставных солдат. Уровень образования они давали крайне невысокий.

Все-таки, в 1755 году в Москве по инициативе Ломоносова, с помощью Шувалова открылся университет с двумя гимназиями для дворян, и отдельно - для разночинцев. Такие же гимназии открылись в Казани. Гимназист из разночинцев, став студентом, получал шпагу и дворянское достоинство, по окончании получал обер-офицерский чин. Но в Москве происходило тоже самое, студентов не хватало. В 1765 году на всем юридическом факультете учился 1 студент. В 1766 году тоже самое на медицинском факультете. Правда, и преподавателей по одному. Только на самом сильном философском факультете численность преподавателей доходило до 6.

Реформа начального образования была проведена Екатериной II в 1782-86 гг. Екатерина увлекалась педагогическими идеями, мечтая через школу, «создать новую породу людей». Однако категорически отвергала все идеи о необходимости давать хоть какое-то образование крепостным, так как они «барина слушать не будут, если знать будут столько же». Для воспитания этой новой породы, необходимо было вырвать воспитуемых из семьи, чтобы та не оказывала отрицательного влияния. Екатерина предпочитала закрытые учебные заведения. В академической гимназии и кадетском корпусе были открыты малолетние отделения для детей 4-5 лет. В Смольном монастыре – учебное заведение для девочек, вернее для дворянок и мещанок отдельно.

В 1782 году начала работать Комиссия об учреждении народных училищ, которая подготовила Устав народных училищ. В 1786 году впервые вводилась урочная система, довольно широкий круг предметов. В губернских городах открывались главные училища, в уездных – малые. Содержание их ложилось на местные приказы общественного призрения, т.е. на местные бюджеты. Не хватало не только учителей, но и желающих учиться. Приходилось применять принудительные меры. В основном учились дети купцов, мещан и солдат. Как правило, 1-2 года, а старшие классы пустовали. Многие, особенно малые училища то открывались, то закрывались. Все-таки в 1797 году таких училищ было 285, в них работали 684 преподавателя, и училось 1528 человек.В это же время почти столько же учеников училось в духовных школах и семинариях.

В области образования Россия плелась в хвосте европейских государств. Один ученик приходился на 800 человек населения. В Великобритании – на 30.

Правда, в России было немало самоучек, костяк русских чиновников составили люди, обучавшиеся за границей. Но это были одиночки, их образование не было систематичным.

Долгие годы единственным научным учреждением в России была Петербургская Академия наук, которой была передана Кунсткамера. Первые годы в основном работали в Академии иностранцы. Правда, первым президентом стал Лаврентий Лаврентьевич Блюментрост, уроженец Москвы, сын бывшего лейб-медика царя Алексея Михайловича. Он, конечно же, получил образование за границей.

Так как Академия была государственным учреждением, то бюрократия в Академии преобладала. Ученые писали оды царям и их фаворитам, устраивали фейерверки и празднества. Практически не президент, а советник канцелярии и библиотекарь Академии Шумахер хозяйничал в Академии. Каждый стул и каждый грош профессора выпрашивали у него. Помпезность, очковтирательство, подхалимаж, казнокрадство – все было. Борьбу с Шумахером возглавил Ломоносов, но проиграл.

Удивления достойно, что, несмотря на все, в Академии быстро развивалась наука. Из ее стен вышли великие исследователи. С 1727 по 1741 гг. в Академии работал один из лучших математиков XVIII века Леонард Эйлер. Математик, физик, техник, ученый и изобретатель, строитель, педагог, который воспитал первую волну российской математической школы. Он написал учебники, по которым учились до середины XIX века.

Конечно, особое место в истории Академии и российской науки в целом играл Ломоносов. Ломоносов – это торжество рационалистического и просветительского мировоззрения, ученый-энциклопедист, стоящий у основ многих российских научных школ: физика, химия, история, литература, геология, философия. Особенностью Ломоносова являлось то, что, несмотря на увлечение эмпиризмом, характерным для науки эпохи рационализма и просвещения, Ломоносов был глубочайшим теоретиком, выдвинувшим большое количество смелых научных гипотез, многие из которых он сам подтвердил. Он не страдал «отвращением к мышлению», чертой, характерной для формирующегося технократического мышления. Ломоносов и его последователи развивали атомистическое представление о мире, кинетическую теорию, открыл существование атмосферы на Венере и привел доказательство закона сохранения и превращения энергии.

Ученые Петербургской академии продолжили изучение природных условий страны, уже начатые при Петре 1 сотрудниками Морской Академии. Они принимали участие во второй экспедиции Беринга. В ходе этой экспедиции, получивший в последствии название Великой Северной, открыта северо-западная Америка, исследована Камчатка, нанесены на карту Курильские острова и Северная Япония, собран огромный материал по истории Сибири. После этой экспедиции на картах появились мыс Челюскин, море Лаптевых, и конечно, пролив и остров Беринга (где Беринг и умер от цинги). Кроме них, в ходе экспедиции появились новые имена больших исследователей. Натуралисты Гмелин и Стеллер, историк Миллер, географ-путешественник, естествоиспытатель Крашенинников.

Академические экспедиции 1768-1774 гг, 80-х годов позволили начать работу по составлению географических карт России.

В мастерских Академии работали и великолепные изобретатели, такие как Нартов, Кулибин. Они несколько ранние Дж. Уатта изобрели паровую машину, создали водоходы, двигавшиеся вверх по реке, оптический телеграф, термометры, барометры и многое другое. Но почти все их изобретения в мировой науке носят другие имена и связаны с позднейшими годами. В России кроме научных приборов, нужных в самой академии, их изобретения никому не были нужны. А Кулибина ценили, как мастера фейерверков, на которые, он вынужден был потратить массу времени.

С началом XVIII века связано появление и первого русского доктора (конечно, если не считать Петра I) – Петра Васильевича Постникова. Сын дьяка, закончил славяно-греко-латинскую академию, а в 1692 году был послан учиться в Италию в Падуанский университет. Затем вместе с Великим посольством, поехав за границу, стремиться к изучению анатомии. Он едет в Неаполь, откуда его отзывают, так как владел многими языками и нужен был для заключения мира с Турцией, а он вместо дела поехал «живых собак мертвить и мертвых живить – и сие дело не гораздо нам нужно»,- писал ему русский дипломат Возницын.

Так и пришлось Постникову стать дипломатом, а медицина превратилась в занятие на досуге. Такая судьба ожидала многих из «ученой дружины» Петра.

К концу XVIII века появились собственные российские ученые, которые стали вровень с мировой наукой. Среди них медики Максимович-Амбодик, профессор Зыбелин, зоолог и ботаник Зуев, физик, ученик Ломоносова Петров В.В. (изучение электричества) и ряд других.

Постепенно складывались научные школы в Московском университете. Российская экономическая наука берет начало с созданного в 1765 году Вольного экономического общества.

В 1783 году открывается Российская Академия наук, председателем которой, также как и директором Петербургской Академии наук, Екатерина II назначает Е. Р. Дашкову. Одну из самых интересных фигур в русской истории XVIII века. Дашкова – племянница канцлера М. И. Воронцова, одна из наиболее образованных европейских женщин, свободно владевшая 4 языками. Кроме домашнего образования, она 10 лет провела в Европе, где училась, встречалась с А. Смитом, Вольтером, Дидро. Она была вместе с Екатериной 28 июня 1762 года на коне перед гвардией, Екатерина Романовна свободно владела оружием, была прекрасной наездницей, автором многих политэкономических, литературных произведений. Являясь чрезвычайно независимой личностью, она умела противостояла Екатерине Великой. Их отношения не были простыми. Особый интерес вызывают ее воспоминания.

Именно Дашкова считается первым президентом Российской Академии наук, хотя объединение 2-х Академий произойдет в 1841 году. Создание Российской Академии главной целью имело исправление и обогащение русского языка. В состав ее вошли виднейшие писатели того периода. Державин, Фонвизин, Херасков и ученые - Болтин, Лепехин, Щербатов, Десницкий и т. д. Ими был создан первый толковый словарь русского языка.

В 70-х–80-х годах в стране возникает целый ряд негосударственных научных обществ, таких как Вольное экономическое общество; общество сельскохозяйственных, технических производств и механики; Дружеское Ученое Общество; Общество любителей учености; Общество для исторических исследований. Большинство из них издавали свои журналы и способствовали просвещению.

Книгопечатание дает нам достаточно яркую картину итогов развития просвещения и науки в XVIII веке. Типографии заведены в России при Петре и быстро распространяются, но в 1796 году были запрещены вольные типографии. В период с 1728 по 1750гг издавались в среднем около 15 книг в год; с 1771 по 1780 более 150 книг; с 1781 по 1790 более 300.

При этом богословские книги составляют лишь 10%, книги по истории около 9%, литературные произведения – 37%, медицина и естественные науки около 7%, тоже география, правоведение более 5% и т. д. Как видите, основные тенденции заметны достаточно ясно. Увеличение светской литературы научной. Но по количеству издаваемой литературы Россия по-прежнему отставала от европейских стран. Впрочем, читателей то было крайне мало. Хотя именно к началу XVIII века относится создание не только научных библиотек, но и частных, в том числе библиотека Румянцева, помните Петровского Д’ Артаньяна? Его библиотека, пополненная потомками, стала основой Государственной библиотеки им. В.И. Ленина, самой крупной из библиотек страны, находящаяся в катастрофическом положении сегодня. Библиотека Ф. Прокоповича насчитывала 30 тысяч томов.