Трудности и проблемы становления культурологии
Сегодня культурология находится на завершающем этапе своей легитимизации в научном сообществе России. Есть несколько обстоятельств, замедляющих этот процесс.
Первое, и весьма существенное, лежит в сфере психологии. Научный мир встречает со все большим раздражением провозглашение новых отраслей научного знания, видя в них (нередко справедливо) проявления дилетантизма, псевдонаучной активности.
Второе обстоятельство — это мнение об избыточности культурологии в системе наук о человеческой деятельности, существовавшее до последнего времени у ряда авторитетных специалистов, в основном — философов. Назовем, к примеру, B.C. Степина, В.М. Межуева. (Сейчас эти возражения сняты[4].) Примечательно, что в 2006 г. вышел в свет в целом замечательный учебник под редакцией профессора А.П. Огурцова, подготовленный коллективом известных учёных в Институте философии РАН. Он называется «История культурологии»[5], но под культурологией здесь подразумевается философия культуры. Согласно такому подходу, есть философия как теоретическая, методологическая база изучения культуры, есть частные науки, исследующие отдельные предметные области культуры — история, этнография, этнология, филология, лингвистика, антропология, социология и др., и этого достаточно.
Наконец, некоторые авторы придерживаются следующей позиции: культурология — это название суммы наук, изучающих культуру, а не самостоятельная отрасль знания.
Известно, что важнейшим условием конституирования любой науки как особой дисциплины является формирование представлений о предмете исследования в его главных системно-структурных характеристиках. В этом отношении культура является предметом чрезвычайно сложным. Трудно представить себе термин более многозначный и распространенный, чем «культура». Ему придается различное содержание, различный смысл, как в научном, так и в бытовом обиходе. В конечном счете, понятие культуры охватывает все, к чему прикасался человек. Число определений культуры непрерывно увеличивается и составляет уже многие сотни. Наиболее широкая трактовка: культура — это все, что не является природой.
Различные подсистемы, части, фрагменты этого «всего» изучаются различными науками. В каждой из них есть представления о предмете исследования, есть результаты. Но научная картина мира культуры не может быть получена сложением результатов различных наук. Культурология не суммирует, а синтезирует результаты иных отраслей научного знания, реализуя свою основную задачу — формирование картины гуманитарной реальности. Центральное место здесь занимает создание обобщающей модели структуры и динамики культуры.
Российская культурология достаточно близко подошла к формированию такой модели. С нею соотносятся наиболее значимые достижения конкретных социальных и гуманитарных наук, изучающих различные аспекты функционирования и развития культуры в жизни общества. В свою очередь, такая модель сама развивается под влиянием этих достижений. Общая картина структуры и динамики культуры не сводится к философии и не является ее частью. Она принадлежит к области специальных научных знаний о культуре, представляет их системообразующее ядро, которое получает своё философское обоснование.
Многие крупные российские ученые (этнографы, социологи, антропологи) уже не мыслят своей работы без соотнесения материалов исследований с общим культурологическим контекстом. Впечатляющие метаморфозы происходят с исторической наукой, которая когда-то выглядела жизнеописанием властителей и полководцев, битв и захватов территорий, дворцовых переворотов и заговоров. Затем сформировалось много частных подсистем исторической науки, а сегодня она становится историей культуры.
Все более культурологичной становится юридическая наука. При этом законы и нормы рассматриваются не только как порождение общественной практики — все действие правовых систем начинает анализироваться в контексте целостного бытия и развития культуры. Одним из ярких примеров реализации подобного подхода является монография члена-корреспондента РАН Е.А. Лукашевой «Человек, право, цивилизации: нормативно-ценностное измерение»[6].
Интенсивному осмыслению подвергаются соотношения понятий «экономика» и «культура». Характерны в этом плане размышления академика Л.И. Абалкина о теории исторического синтеза в журнале «Вопросы экономики»[7]. Группа ученых под руководством академика О.Т. Богомолова уже несколько лет исследует влияние культуры на экономику[8]. Большинство Нобелевских премий последних лет в области экономики присуждены за работы, содержащие явно выраженные культурологические акценты.
Таким образом, при все еще значительной размытости границ культурологии ее роль по отношению к другим наукам представляется достаточно важной, и в последние десятилетия она существенно возрастает.