Логические системы перевозок войск и материальных средств

 

Логистика – наука о планировании, организации, управлении, контроле и регулировании движения материальных и информационных потоков в пространстве и во времени от их первичного источника до конечного потребителя.

Логистика подразделяется на несколько основных направлений:

1. Информационная логистика.

2. Закупочная логистика.

3. Логистика производственных процессов.

4. Сбытовая логистика.

5. Логистика запасов.

6. Логистика складирования.

7. Транспортная логистика.

8. Организация логистического управления.

Органы военных сообщений в основном занимаются транспортной логистикой.

Транспорт — это отрасль материального производства, осуществляющая перевозки людей и грузов. В структуре общественного производства транспорт относится к сфере производства материальных услуг.

Значительная часть логистических операций на пути движения материального потока от первичного источника сырья до конечного потребления осуществляется с применением различных транспортных средств. Затраты на вы­полнение этих операций составляют до 50% от суммы общих затрат на логистику.

Транспорт представляюткак систему, состоящую из двух подсистем: транспорт общего пользования и транспорт не общего пользования.

Транспорт общего пользования — отрасль народного хозяйства, которая удовлетворяет потребности всех отраслей народного хозяйства и населения в перевозках грузов и пассажиров. Транспорт общего пользования обслуживает сферу обращения и население. Его часто называют магистральным (магистраль — основная, главная линия в какой-нибудь системе, в данном случае — в системе путей сообщения).

Понятие транспорта общего пользованияохватывает железнодорожный транспорт, водный транспорт (морской и речной), автомобильный, воздушный транспорт и транспорт трубопроводный.

Транспорт не общего пользования — внутрипроизводственный транспорт, а также транспортные средства всех видов, принадлежащие нетранспортным предприятиям, является, как правило, составной частью каких-либо производственных систем.

К задачам транспортной логистики в первую очередь относят задачи, решение которых усиливает согласованность действий непосредственных участников транспортного процесса.

Логистика, как отмечалось, это единая техника, технология, экономика и планирование. Соответственно, к задачам транспортной логистики следует отнести:

- обеспечение технической и технологической сопряженности участников транспортного процесса;

- согласование их экономических интересов;

- использование единых систем планирования;

- создание транспортных систем, в том числе создание транспортных коридоров и транспортных цепей;

- обеспечение технологического единства транспортно-складского процесса;

- совместное планирование транспортного процесса со складским и производственным;

- выбор вида транспортного средства;

- определение рациональных маршрутов доставки и др.

Задача выбора вида транспорта решается во взаимной связи с другими задачами логистики, такими, как создание и поддержание оптимального уровня запасов, выбор вида упаковки и др. Основой выбора вида транспорта, оптимального для конкретной перевозки, служит информация о характерных особенностях различных видов транспорта.

Рассмотрим основные преимущества и недостатки автомобильного, железнодорожного, водного и воздушного транспорта, существенные с точки зрения логистики.

Автомобильный транспорт традиционно используется для перевозок на короткие расстояния'. Основные его преимущества: высокая маневренность; с помощью автомобильного транспорта груз может доставляться "от дверей до дверей" с необходимой степенью срочности; регулярность поставки; возможность поставки малыми партиями; предъявление менее жесткие требования к упаковке товара. Недостатки: высокая себестоимость перевозок; срочность разгрузки; возможность хищения груза и угона автотранспорта; сравнительно малую грузоподъемность; автомобильный транспорт экологически неблагоприятен.

Преимущества железнодорожного транспорта: хорошо приспособленность для перевозки различных партий грузов при любых погодных условиях; обеспечение возможность сравнительно быстрой доставки груза на большие расстояния; перевозки регулярность перевозки; эффективная организация выполнение погрузочно-разгрузочных работ; сравнительно невысокая себестоимость перевозки грузов, а также наличие скидок. Недостатки железнодорожного транспорта: ограниченное количество перевозчиков; низкую возможность доставки к пунктам потребления, т. е. при отсутствии подъездных путей железнодорожный транспорт должен дополняться автомобильным.

Морской транспорт является самым крупным перевозчиком в международных перевозках. Его преимущества: низкие грузовые тарифы; высокая провозная способность. Недостатки: низкая скорость; жесткие требования к упаковке и креплению грузов; малая частота отправок; зависимость от погодных и навигационных условий; требуется создания сложной портовой инфраструктуры.

Преимущества внутреннего водного транспорта - низкие грузовые тарифы (при перевозках грузов весом более 100 т. на расстояние более 250 км., этот вид транспорта — самый дешевый). К недостаткам внутреннего водного транспорта, кроме малой скорости доставки, относят также низкую доступность в географическом плане. Это обусловлено ограничениями, которые накладывает конфигурация водных путей, неравномерность глубин и меняющиеся навигационные условия.

Воздушный транспорт. Основные преимущества: наивысшая скорость, возможность достижения отдаленных районов, высокая сохранность грузов. Недостатки: высокие грузовые тарифы, зависимость от метеоусловий, которая снижает надежность соблюдения графика поставки.

Трубопроводный транспорт. Обеспечивает низкую себестоимость при высокой пропускной способности. Степень сохранности грузов на этом виде транспорта высока. Недостатком трубопроводного транспорта является узкая номенклатура подлежащих транспортировке грузов (жидкости, газы, эмульсии).

Выделяют шесть основных факторов, влияющих на выбор вида транспорта:

- время доставки;

- частота отправления;

- надежность соблюдения графика доставки груза;

- способность перевозить разные грузы;

- способность доставить груз в любую точку территории;

- стоимость перевозки;

Экспертная оценка значимости различных факторов показывает, что при выборе транспорта, в первую очередь, принимают во внимание надежность соблюдения графика доставки, время доставки и стоимость перевозки.

Правильность сделанного выбора должна быть подтверждена технико-экономическими расчетами, основанными на анализе всех расходов, связанных с транспортировкой различными видами транспорта.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Существуют разнообразные системы, обеспечивающие функционирование экономического механизма. В этом множестве необходимо выделять именно логистические системы с целью их синтеза, анализа и совершенствования.

Общепринятое определение логистической системы гласит:

Логистическая система — это адаптивная система с обратной связью, выполняющая те или иные логистические функции. Она, как правило, состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой.

Цель военно-транспортной логистической системы — доставка войск и грузов в заданное место, в нужном количестве в максимально возможной степени подготовленных к выполнению поставленных задач или использованию по предназначению.

Логистические системы делят на макро - и микрологистические.

Макрологистическая система — это крупная система управления материальными потоками (перевозок войск и материальных средств), охватывающая военные округа, флота, ВМБ, объединенные склады, военные предприятия и организации промышленности – поставщики продукции для МО РФ, посреднические, транспортные организации различных ведомств (далее по тексту - предприятия), расположенных в разных регионах страны.

Микрологистические системы являются подсистемами, структурными составляющими макрологистических систем. К ним относят воинские части и учреждения, производственные и торговые предприятия - поставщики услуг. Микрологистические системы представляют собой класс внутрипроизводственных логистических систем, в состав которых входят технологически связанные производства, объединенные единой инфраструктурой.

Логистическая система перевозок войск и материальных средств должны обладать следующими свойствами:

А. Первое свойство (целостность и членимость).

Система есть целостная совокупность элементов, взаимодействующих друг с другом. Элементы системы могут быть разнокачественными, но одновременно совместимыми.

На макроуровне при прохождении материального потока от одного предприятия к другому, в качестве элементов могут рассматриваться сами эти предприятия, а также связывающий их транспорт.

На микроуровне логистическая система может быть представлена в виде следующих основных подсистем:

- закупка — подсистема, которая обеспечивает поступление материального потока в логистическую систему.

- планирование и управление — эта подсистема принимает материальный поток от подсистемы закупок и управляет им в процессе выполнения различных технологических операций

- потребление — подсистема, которая обеспечивает выбытие мате­риального потока из логистической системы.

Б. Второе свойство (связи).

Между элементами системы имеются существенные связи, которые с закономерной необходимостью определяют интегративные качества этой системы. Связи могут быть вещественные, информационные, прямые, обратные и т. д.

В макрологистических системах основу связи между элементами составляет договор (государственный контракт).

В микрологистических системах элементы связаны внутрипроизводственными отношениями.

В. Третье свойство (организация).

Для появления системы необходимо сформировать упорядоченные связи, т. е. определенную структуру, организацию системы. Связи между элементами логистической системы определенным образом упорядочены, то есть логистическая система имеет организацию.

Г. Четвертое свойство (интегративные качества).

Наличие у системы интегративных качеств, т. е. качеств, присущих системе в целом, но не свойственных ни одному из ее элементов в отдельности. Это способность доставить войска, материальные средства, в нужное время, в нужное место, необходимого качества, с минимальными затратами, а также способность адаптироваться к изменяющимся условиям (изменение планов, непредвиденный выход из строя транспортно-технических средств и т. п.).