II.СОДЕРЖАНИЕ РАЗДЕЛОВ И ТЕМ ДИСЦИПЛИНЫ
Раздел 1. Основные понятия теории искусства
Тема 1.Введение. Роль и место искусства в шкале ценностей человеческой личности теоретические понятия и классификация видов искусства
Введение в учебную дисциплину: цель, задачи, предмет и основное содержание дисциплины, ее место и роль в системе подготовки специалиста; построение и последовательность обучения по дисциплине; отчетность по дисциплине; рекомендации по самостоятельной работе.
Роль искусства в истории человечества.
Произведения искусства как система художественных образов и целостный образ мира. Единство содержания и формы в искусстве.
Классификация видов искусств. Критерии классификации. Условность классификации. Взаимовлияние и взаимодействие видов искусства. Понятие жанра в искусстве. Понятие “художественный стиль” в искусстве.
Тема 2. Мастера искусств об искусстве
Причины начала изучения искусств. Историография. Обзор источников и литературы по искусству.
Мастера искусств об искусстве.
Раздел 2. Пространственные искусства. Изобразительные искусства в системе культуры
Тема 3. Графические искусства. Искусство рисунка
Понятия термина “графика” (от греч. "пишу"). “Язык” графики. Соотношение изображения и фона в графике. Виды графики.
Акварель, сангина, пастель, сепия, уголь. Акварель как переход от графики к живописи.
Рисунок как основной вид графики. Определение рисунка – изображения, начертания на плоскости как основного вида графики. Истоки и становление техники и инструментов рисования.
Главные виды рисунка: станковый, эскиз, этюд, зарисовка с натуры и др. Рисунок западноевропейских мастеров. Рисунок русских мастеров ХIХ– начала ХХ вв. Западноевропейский рисунок ХХ века. Современный рисунок.
Тема 4. Искусство печатной гравюры: виды и техники гравюры
Виды печатной графики. Гравюра. Ксилография. Литография. Цветная литография. Офорт. Виды резцовой гравюры. Разновидности резцовой гравюры.
Западноевропейская гравюра.
Книжная графика.
Образный язык плаката. Плакат в конце ХIХ – начале ХХ вв. Западноевропейский плакат. Рекламная графика. Советский плакат. Современный плакат.
Тема 5. Искусство живописи. Общая характеристика
Общая характеристика живописи. Определение термина “живопись”. Виды живописи.
Живописные техники. Темпера и масло. Общие сведения о цвете (колорите).
Жанры изобразительного искусства: Портрет. Пейзаж. Натюрморт. Сюжетная живопись (мифологическая, библейская, историческая, бытовая и т.д.). Батальная живопись. Марина.
Тема 6. Виды живописи: основы мастерства и техники
Монументально-декоративная живопись (мозаика, стенные росписи, плафоны, панно).
Станковая живопись (картины). Станковая живопись.
Декорационная живопись (театр и кинодекорация). Декоративная роспись предметов обихода, иконопись, миниатюра (иллюстрирование рукописей, портрет), диорама и панорама.
Тема 7. Искусство скульптуры: виды и материалы скульптуры
Общая характеристика скульптуры “от амулета до монумента”.
Виды и жанры скульптуры. Монументальная скульптура и ее разновидности.
Скульптура в пространстве и пространство в скульптуре. Роль материала в скульптуре.
Процесс создания скульптуры. Основные скульптурные материалы. Художественный язык скульптуры. Особенности скульптурного образа.
Тема 8. Архитектонические искусства: общая характеристика и основные понятия теории архитектуры
Архитектонические искусства. Искусство архитектуры. Ч.I Общая характеристика основ архитектуры
Тема .9 История архитектуры как история развития стилей в искусстве
Основные этапы история архитектуры. Архитектура Древнего мира.
Архитектура Средневековья. Архитектура нового времени. Архитектура ХХ века. Архитектура в условиях современной урбанизации.
Тема 10. Декоративно-прикладное искусство: многообразие видов и техник
Искусство и быт. От народных промыслов к профессиональному декоративно-прикладному искусству.
Виды и разновидности декоративно-прикладного искусства: Гончарное искусство и керамика, обработка камня: виды камня и техника, резьба по кости, кузнечное искусство, Ювелирное искусство, стеклоделие, резьба по дереву и мебель, декоративная деревянная скульптура.
Основные направления современного дек4оративно-прикладногот искусства.
Раздел 3. Временные искусства: классификация и виды
Тема 11. Искусство музыки в системе культуры
Значение музыки в художественном творчестве. Разновидности и жанры музыкального искусства.
История эволюции музыки и технология звукоизвлечения. Многообразие связей музыки с другими видами искусства. Важнейшие компоненты и выразительные средства музыкального языка: лад, ритм, мелодия, динамика, тембр; мелодия, гармония, полифония, инструментовка.
Классификация по исполнительным средствам: вокальная музыка (пение), инструментальная и вокально-инструментальная. Инструментальное искусство. Музыкальные инструменты. Роды и виды: опера, оперетта, симфоническая музыка, камерная музыка.
Жанры музыки: героическая опера, комическая опера, оперетта, песня, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.
Тема 12. Основные этапы развития западноевропейской музыки
Возникновение музыки.Музыка первобытной эпохи. Музыка в древности и в средние века. Музыка в новое время. Музыка в новейшее время.
Основные направления и тенденции развития современного музыкального искусства.
Тема 13. Основные этапы развития русской музыки
Музыкальное искусство древних славян. Музыкальные инструменты древних славян.
Русская музыка ХVIII века. Камерная любовно-лирическая песня. Хоровая музыка и ее значение. Многоголосный хоровой стиль.
Музыка ХIХ– начала ХХ вв. в. Вокальное искусство в России: Федор Шаляпин. Творчество композиторов в СССР: идеология и творчество.
Музыкальное искусство на современном этапе.
Тема 14. Искусство танца. Западноевропейский танец и балет
Начало истории танца: от ритуальных до профессиональных танцев.
Классификация танцев в современной хореографии: танец бытовой (народный и бальный) и сценический (эстрадный и в балете).
Танец и музыка, танец и зрелище. Классификация профессиональных танцев. Связь балета с литературой.
Тема 15. Русский танец и балет
Танец в России: от ритуальных до балетных танцев. Отделение балета от оперы. Русская школа классического танца: Анна Павлова. Матильда Кшесинская. Фокин. Нижинский. Роль русского балета в развитии мирового балета. "Русские сезоны" в Париже под руководством С.П. Дягилева.
Балет ХХ века. Революция и балет. Балет в послевоенный период: Современный балет. Балет Эйфмана.
Раздел 4. Зрелищные искусства: их формы и виды
Тема 16. Искусство театра: основные понятия теории театра. Западноевропейский театр
Театр как вид искусства. Основные теории театра
Основные компоненты зрелищных искусств. Литературная основа. Режиссура, звук. Актерское мастерство. Декорации и сценография.
Основные этапы развития западноевропейского театра: Возникновение профессионального театра, характеристика развития театра по эпохам и странам.
Знаменитые драматурги: Шекспир, Мольер, Корнель. Постановщики и артисты.
Тема 17. Театральное искусство: от Руси до России Возникновение русского театра. Театр в в ХIХ – начале ХХ вв.
Крепостной театр. Императорские театры: Александринский, Михайловский и др. Репертуар театров.
Театр и судьба: великие театральные деятели – от Станиславского до Таирова и Мейерхольда.
Основные этапы развития советского театра. Революция и театр. Театр в условиях тоталитаризма.
Современный драматургический театр
Тема 18. Искусство кинематографа: от “Великого немого” к Великому Кино
Кино как вид искусства и технический вид искусства. Технический прогресс и кино.
Основные этапы развития кино. История российского и советского киноискусства. Государственная политика в кинопроизводстве.
Кинематограф сегодня. Режиссеры и артисты кино: Проблемы современного киноискусства. Телевидение как новый вид искусства.
Тема 19. Искусство моды. Мода как история нравов
Мода в истории культуры и жизни. Мода и нравы. Влияние художественных стилей на костюм. Основные этапы развития моды. Женский и мужской костюмы. Аксессуары. Татуировка. Мода в Европе и в России.
Тема 20. Искусствоведческий анализ произведений искусства: теория и опыт. Заключение
Искусствоведческий анализ произведений искусства.
Заключение. Обзор изученного материала. Перспективы развития учебной дисциплины. Пути дальнейшего самостоятельного совершенствования знаний. Рекомендации по подготовке к экзамену.