Объект, предмет и методы страноведения
Термин «страноведение», широко используется в географии, истории и ряде других наук, он означает, что основным объектом изучения является та или иная страна. Понятие «страна» обычно употребляется как синоним понятия «государство», но объектом страноведения может выступать максимально широкий пространственный диапазон географических образований:
- выделенные по разным принципам и критериям макрорегионы мира;
- группировки государств;
- районы стран.
Вопрос предмета – это основной вопрос конкретной науки, ибо, если исследователь не представляет, на что направлено исследование и где пролегают его границы, то он не может убедительно поставить проблему и задачи, а также составить программу исследования. Следует заметить, что в географии происходят разнонаправленные, но все же, взаимосвязанные процессы: дифференциация и интеграция.
Процесс дифференциации подтверждается появлением новых наук (отраслей) – социальной, культурной, психологической (поведенческой), рекреационной географии. Интегративная тенденция в географии связана с ее осознанным стремлением выхода на ступень синтеза отраслевых знаний, когда «предметоцентризм» сменяется на «системоцентризм». Создается более адекватная и полная географическая картина мира, прослеживаются причинно-следственные связи, которые чаще всего лежат за узкими рамками ограниченного предмета исследования отраслевой географии.
Науки различаются не только по предмету, но и в ряде случаев по методу. Слово «метод» с греческого – буквально «путь к чему-либо». В самом общем значении – это способ достижения цели: прием, способ или образ действия. Это способ изучения предмета науки.
Большинство географов таким специфическим методом считает хорологический (пространственный), тогда как у историков ведущий метод – хронологический (временной). Хорологический метод объединяет всю совокупность географических наук. Интуитивно все географы склонны считать хорологию наукообразующим фактором. Хорологический подход получил развитие в принципе регионализма, который означает, что в рамках определенных границ (естественных) появляется специфическое единство взаимодействия природы, человека (населения) и его деятельности. Страна, район – это не хаотическое скопление географических объектов, а территориальное образование взаимосвязанных компонентов и процессов, обладающее относительной целостностью и не закрытостью. Это определенная пространственная организованность.
Хорологический принцип тесно связан с принципом комплексности страноведческого исследования. Комплексность означает всестороннее изучение конкретной территории. Одна из особенностей подхода к изучению предмета страноведения состоит в том, что для его познания надо охватить, исследовать все его стороны, все связи и опосредования.
Помимо всесторонности анализа в страноведении необходимо применение генетического метода-анализа, раскрывающего особенности формирования явлений и процессов. В науке это основной метод объяснения и предсказания. Известна такая философская проблема, как соотношение логического и исторического. Для объяснения географических, тем более общественно-географических, явлений логическое умозаключение меньше всего подходит. Генетический (исторический) подход в сравнении с логическим в науке основной, потому что он учитывает формирование. Без него нельзя перейти от функции описания к функции объяснения, а ограничиваться только регистрацией фактов в науке недостаточно.
Другой основополагающий принцип страноведения – экологический. Географическое мышление учитывает связь социально-экономических объектов с географической средой. При использовании экологического принципа в историческом плане противостояли две концепции: географический детерминизм и индетерминизм. Когда говорят о географическом детерминизме обычно имеют ввиду преувеличение географической среды, географического фактора (географического положения, рельефа, климата, гидрографии, почв, растительности) в развитии человеческого общества. И, наоборот, недооценку влияния географической среды на жизнь и деятельность людей в научной литературе называют географическим индетерминизмом. Был и третий подход – географический поссибилизм, рассматривающий окружающую человека природную среду как ограничивающее или изменяющее ход развития территории условие.
Гуманистический принцип страноведения акцентирует внимание на развитии человека как цели. Сущность гуманизации страноведения заключается в изучении образа жизни и вскрытии процессов воспроизводства человека (его здоровья, долголетней активной жизни, духовного потенциала и т. п.); характеристике природной среды как источника ресурсов и как среды трудовой, рекреационной и повседневной бытовой деятельности человека; оценке развития производства как средства, обеспечивающего высокий уровень и качество жизни.