Проектирование быстроходного вала
Один из вариантов конструкции быстроходного вала редуктора представлен на рис. 4. Для размещения на валу деталей он так же, как и тихоходный вал, имеет ступенчатую форму и состоит из семи участков. При передаточном числе зубчатой передачи больше 2,5 быстроходный вал выполняют в виде вал-шестерни. Формирование изображения быстроходного вала в этом случае начинают с зубчатого венца, основные размеры которого определяются при расчете зубчатой передачи. Вариант конструктивного выполнения зубчатого венца зависит от соотношения диаметров заплечика подшипника dзп (см. табл. 7) и окружности впадин шестерни df (рис. 5). Предпочтительным является вариант, при котором df > dзп (рис. 5 а). При df < dзп необходимо предусматривать участки для выхода червячной фрезы, нарезающей зубья (рис. 5 б, в). Длина этих участков Lв определяется графически в зависимости от диаметра фрезы Dф. Диаметр фрезы назначают по величине модуля:
m, мм………… < 2.5 2.5…3 3…4 4…5 5…6 6…7
Dф, мм……….. 70 80 90 100 112 125
Размер фаски зубчатого венца определяют по формуле C1= 0,5m и округляют до ближайшего значения по табл. 1.
Диаметр хвостовика вала (участок № 1 на рис. 4) ориентировочно определяют из расчета вала на кручение по пониженным допускаемым напряжениям
d1= ,
где Tб – крутящий момент на быстроходном валу, Н•м;
[ ] – пониженные допускаемые напряжения на кручение, [ ]=15 МПа для вала из стали 45.
Полученное значение d1 округляют до ближайшего числа из ряда нормальных линейных размеров. Длину хвостовика рассчитывают по формуле l1=1,5d1 и также округляют по этому ряду. Участок вала с номером 2 предназначен для взаимодействия с уплотнением. Его диаметр равен d2=d1+5, а длина определяется по формуле (1), в которой B – ширина подшипника быстроходного вала (см. табл. 7).
Рис.4. Быстроходный вал редуктора
В этой формуле при наружном диаметре подшипника быстроходного вала D<105 мм можно принять Lk=18 мм, при D 105 мм – Lk=22 мм.
Подбор подшипников быстроходного вала следует начинать с шарикоподшипников радиальных однорядных средней серии. Для их размещения предназначены 3-й и 7-й участки. Диаметр этих участков определяют по формуле d2=d1+10 с округлением до ближайшего кратного 5 числа. В случае использования маслоотражательных, либо мазеудерживающих колец они также устанавливаются на участки 3-й и 7-й. Отсюда длина каждого из этих участков равна l3 =B + Sc, где Sc – длина ступицы соответствующего кольца. Для маслоотражательного кольца Sc = для мазеудерживающего кольца , где Sk и определяются из таблиц к рис. 6 и 7.
Рис. 5. Конструкция вал-шестерни цилиндрической
Мазеудерживающими кольцами (рис. 6) закрывают все подшипники редуктора, если они смазываются пластичными смазками.
D | , мм | , мм |
до 80 | ||
80…150 | ||
150…200 |
Рис. 6. Кольцо мазеудерживающее
Маслоотражательные кольца (рис. 7) устанавливают на быстроходном валу редуктора с косозубой или шевронной передачей при смазке подшипников масляным туманом, если делительный диаметр шестерни меньше наружного диаметра подшипника быстроходного вала.
Таблица 7
Подшипники шариковые радиальные однорядные (ГОСТ 8338-75)
.
Легкая серия | Средняя серия | ||||||||||
Обоз-наче- ние | Размеры, мм | Обоз-наче- ние | Размеры, мм | ||||||||
d | D | B | r | dзп | d | D | B | r | dзп | ||
1.5 1.5 1.5 2.5 2.5 2.5 2.5 2.5 3.0 3.0 3.0 3.5 3.5 3.5 3.5 3.5 4.0 4.0 4.0 | 2.5 2.5 2.5 3.0 3.0 3.5 3.5 3.5 3.5 3.5 4.0 4.0 4.0 4.0 4.0 4.0 4.0 5.0 5.0 |
Участки 4-й и 6-й являются буртиками, предназначенными для осевой фиксации подшипников. Диаметр этих участков равен диаметру заплечиков для подшипников dзп и определяется по табл. 7.
D | , мм | , мм |
до 80 | ||
80…150 | ||
150…200 |
Рис. 7. Кольцо маслоотражательное
Длина 4-го и 6-го участков определяется из условия примерного совпадения внутренних границ подшипников быстроходного и тихоходного валов, расположенных по одну сторону от зубчатой передачи.