Эмоциальное восприятие экзотики и история

«Сколько ни говори слова халва, во рту сладко не станет»

- говорит нам восточная мудрость.

Библейская притча вторит:

«Лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать»

Экзотику надо непременно увидеть своими глазами и не в кино, почувствовать всеми рецепторами тела и души. Только тогда получится толк, не будут напрасно истрачены деньги и время. Экзотические далекие страны манили, манят и будут манить к себе неутомимых путешественников всех мастей и состоятельных туристов.

Для россиянина при средней заработной плате в стране 4000 руб. поездка на о. Бали – загадочная и неосуществимая мечта, реально доступная лишь сотням индивидуумов, обладающих мужеством для реального, более чем полусуточного перелета с пересадками в Сингапуре на стыковочные рейсы, и при наличии достаточного резерва зеленой наличности. Так или иначе, платежеспособный спрос, адекватный размерам самого острова и емкости гостиничной индустрии, есть и русские туристы – не экзотика для Бали.

Веками в европейском обществе генерировался интерес к восточной экзотике. Посетить экзотические страны для европейца – это символ, возможность встать на другую ступень сословия, обрести уважение и интерес к собственной персоне в обществе. Восточный сувенир – вечный предмет вожделенного бахвальства перед гостями. В Новом Свете восточная экзотика осталась понятием, применимым именно к Африке и Азии, хотя у американцев есть не менее диковинная Южная Америка, но там нет многотысячелетней культуры или она практически не сохранилась.

Экзо… (от греч.Йхо – вне, снаружи) часть сложных слов, означающая: внешний, наружный, посторонний, указывающая на связь с внешней средой. Слово экзотика также происходит от греческогоexotikos– чужой, иноземный. Это предметы, явления, черты чего-либо, причудливые, необычайные особенности (природы, обычаев, искусства и др.) отдаленных южных, восточных стран, районов, которые людям других мест кажутся причудливыми, необычными. Нечто причудливое, необычное. Экзотический – чуждый, не свойственный для данной местности, диковинный.

Экзотические страны ассоциируются с пальмами, обезьянами, верблюдами и слонами, теплым климатом, ласковым голубым морем, чудными восточными базарами, обилием фруктов и цветов. Экзотика не может быть постоянной для путешественника и свойственна для кратковременного посещения экзотической дестинации, так как постоянное проживание или длительное нахождение в ней уже создает привычку и экзотика лишается своей загадочной неизведанной прелести. Кроме обаятельного слона там есть и множественные ядовитые змеи, климат далеко не всегда приятен , но такая мелочь обычно опускается.

Мера экзотичности – это степень контрастности места отдыха к месту постоянного жительства. Поэтому эта мера для каждого человека будет разная. Само понятие «экзотика» - весьма субъективное и зависит от индивидуальных признаков (от общего уровня знаний и интеллекта самого туриста, региона и среды его проживания, его религии или верований). Для одного что-то – это экзотика, а для другого – нет.

Понятие экзотика исторически присуще народам, населяющим страны северного полушария, где климат более суровый, чем в южных и восточных странах. А эти страны манили, прежде всего, и потому, что были отдалены и недоступны в те времена. Сведения о неведомых землях и народах принесли неутомимые финикийцы, совершившие множество географических открытий и обогнувшие на своих примитивных судах африканский континент от Красного моря через Индийский океан за две тысячи лет до Васко де Гама.

Более подходили к европейскому понятию «восточная экзотика» теплые жаркие страны, прежде всего сказочно богатая Индия, абсолютно недопустимый Китай и другие страны Азии, а также Ближнего Востока, где были расположены основные святыни христианства.

В западную Европу туманный образ экзотической восточной жизни пришел в период средневековья – в эпоху восьми крестовых походов на Восток. Именно те немногие, кто вернулся домой из далеких военных походов и странствий, принесли с собой рассказы (например, Марко Поло) и удивительные сведения о жарких странах, невиданных животных и растениях, народах и обычаях, из которых складывались сказки, предания, легенды.

Ранние путешественники и первопроходцы посещали и северные страны, так, греческий мореплаватель Пифей, практически пройдя вдоль берегов Европы, обогнув весь остров Британия дошел да Исландии. Марко Поло также приводит сведения о Руси и Северном Ледовитом океане (правда в пересказе с других источников). Однако, несмотря на уникальность и необычность этих сведений о холодных северных странах и территориях, восторга и стремления непременно посетить их не возникало, разве что с торговыми целями, и понятие «северная экзотика» не бытует, разве что у энтузиастов полярных и приполярных экспедиций и путешествий. Исключение составляет Джек Лондон, который в своих рассказах гениально передал восторг от экзотики северных (Клондайк на Аляске) и южных территорий.

Некоторые из европейцев, участников крестовых походов и других экспедиций, остались жить на Востоке, приняли местный образ жизни и традиций, одежды, питания, поступков, ассимилировались. В западной Европе распространилась мода на загадочный восточный образ жизни.

В России сведения о восточной экзотике сформировались и распространились на основании записок и дневников паломников и путешественников (игумены Варлаам, Дианиил, архиепископ Антоний, преподобная Евфросиния Полоцкая многие другие). Паломничество на Восток, в Иерусалим, совершил Н.В.Гоголь (хотя его записки весьма скудны), за что и был подвергнут остракизму Белинским.