Русские календарно – обрядовые праздники летнего цикла и их художественные элементы

Во многих регионах России существовал обычай провожать весну и встречать лето. Всю ночь крестьяне жгли костры за околицей, водили хороводы, встречали первый восход солнца, пели солнечные гимны, заклички. И как только из-за горизонта выплывало огромное первое летнее солнце, кричали:

Гори, солнце, ярче!

Лето будет жарче!

Многие обряды этого периода преследуют общую цель – обеспечить рост развивающихся растений, созревание плодов и благополучную уборку урожая.

В народе июнь величали хлеборостом, светлозаром, светлояром, разноцветом; июль – страдником, сеноставником, жаоником, грозовиком; август слыл серпником, зорничником, густоедом, хлебосолом. Некоторые праздники, обряды, приходящиеся на это время, к летним можно отнести весьма условно. Семик и Троица относятся к переходящим праздникам, в зависимости от православного календаря, и празднуются то в мае, то в июне.

В самом начале лета девушки совершила обряд «крещение кукушки» (40ой день после Пасхи). Они шли в лес, выбирали кума и куму, надевали крестик на живую кукушку или на травку того же названия, клали их на разостланное полотно и садились вокруг, менялись крестиками, целовались, ели яичницу и пели.

Другой вариант: девушки собирали траву «кукушкины слезы», плели из нее человеческую фигурку с головой кукушки, рядили в сарафанчик, надевали на нее крестик и пели. Затем кукушку сажали на березу и устраивали трапезу. После этого возвращались домой. Кумовство длилось три дня, затем шел обряд «раскумления» - девушки возвращали друг другу вещи, которыми обменялись три дня назад, снимали кукушку с дерева и устраивали обряд «похороны кукушки».

Летом так же совершался обряд «проводы русалок». По древним воззрениям, русалки – души младенцев, умерших некрещеными, и утопленниц. На зеленой неделе они выходят из воды погреться на солнышке, покачаться на деревьях. Чтобы русалки не навредили людям, не тащили их в воду, не топтали посевы, их задабривали – дарили рубашки, гребни, полотна.

Для этого обряда девушки собирались вечером с песнями в назначенном месте и стояли на углах улиц. С собой они несли чучело, которое изображало русалку; водили хороводы, плясали с челом в руках под веселые песни.

Потом девушки разделялись на две группы - оборонительную и наступательную, пытаясь отобрать русалку и, соответственно, защитить ее. Обливали друг друга водой. Затем шли за город или на берег реки, разрывали чучело, разбрасывали его по полю или бросали в воду и говорили, что проводили русалок. Возвращались девушки унылые и поникшие.

К обрядам «крещение кукушки» и «проводов русалок» близок и другой обряд – «похороны Костромы» (по разным источникам разная дата проведения 15, 29 июня). В основе «похорон» лежит представление об умирающем и воскрешающем боге растительности. В XIX веке с Костромой разыгрывались действа – большие представления. Из всяких сорных трав (кОстры) делали чучело. Одевали – наряжали Кострому под особые песни, в которых величали, хвалили ее и рассказывали о ее богатой веселой жизни. В конце песни – представления Кострома умирала.

Допев песни, Кострому брали на руки и с новыми песнями и припевами несли к реке, где участники разбивались на две группы, стараясь отбить друг у друга Кострому. В сутолоке Кострому повергали наземь, топтали ногами, срывали с нее лохмотья и под громкий смех бросали в воду. Побежденные оплакивали ее и причитали.

Затем все вместе шли с веселыми песнями к деревне, где до глубокой ночи плясали в честь Костромы, поминая ее песнями и действами.

В июле славянский народ отмечал праздник Ивана Купалы, который в древние времена считался богом земных плодов. В ночь с 6 (Аграфена Купальница) на 7 июля выходили всем селом за околицу. Почетные старцы трением добывали «живой огонь» и разжигали купальский костер.

Еще с вечера девушки толкли ячмень и в больших котлах ставили варить мирскую кашу. Пока каша варилась, молодежь в нарядных одеждах заводила игры и хороводы. Девушки в венках и парни в ярких рубахах брались попарно за руки и прыгали через костер. Кто перепрыгнет – будет сильным и крепким.

На Ивана Купалу (7 июля) обливались водой и устраивали ночные купания. Считалось, что они дают целебную силу. После купания накрывали общий стол, и все принимались за обрядовую трапезу.

В эти дни собирали лекарственные травы, ибо они именно в это время набирались большой силы. А кто похрабрей, шел в глухие леса искать цветок папоротника. Кто отыщет его, тому, по поверьям, будут ведомы все тайны земные и откроются клады.

8 июля – День Петра и Февронии. Святые Петр и Феврония почитаются на Руси за великий подвиг верного, незамутненного никакими неблаговерными деяниями супружества. Они прожили свой век в великой любви, несмотря на многочисленные наветы окружающих и козни нечистой силы. Они умерли в один день и были похоронены в разных могилах, но каким – то чудесным образом, видимо не без вмешательства свыше, уже после обряда погребения оказались в одном гробу. В этот день были популярны использования приворотных зелий, многочисленных заговоров на любовь.

Августовские праздники. Первый день августа издревле на Руси считался указчиком осени. Верили, что первый день этого месяца сряжает осень:

Дождь с утра – не жди добра,

Осень будет вся мокра.

В августе начинались трудовые будни, связанные с уборкой урожая. Август в народе зовут «соберихой» да «припасихой». В августе народ отмечал три главных праздника – медовый Спас, яблочный Спас и Спожинки.

Медовый Спас – этот день должно считать земледельческим праздником «Первый спас – первый сев!». Медовый потому, что ломали первый мед на пчельниках. А в иных местах этот праздник называли еще Макавеем, поскольку подходило время собирать мак.

Второй Спас – яблочный. К этому времени поспевают яблоки, и считалось грехом есть какие – либо плоды до второго Спаса. В старину на второй Спас собирался хоровод молодежи и отправлялся в поле. Здесь на пригорке парни и девушки любовались закатом солнца, вели беседы, пели песни, которыми провожали солнце на закат и на зимний покой.

Третий Спас праздновался в день Успения Богородицы и назывался Спожинки. До Успения полагалось успеть сжать последний сноп в поле. Потому – то он и назывался «Спожинки - дожинки». На Спожинки по деревням устраивали «мирскую складчину», варили «братское пиво» и пекли праздничные пироги, приглашали всю родню, соседей.