Русские календарно – обрядовые праздники весеннего цикла и их художественные элементы
Большинство праздничных весенних обрядов имеют языческое происхождение, они устраивались древними славянами на переломе времен года в честь Мораны – богини смерти. Смысл всех обрядов – умирание природы зимой и воскрешение, обновление ее весной.
На Руси не было точно определенного дня празднования встречи весны красной. В каждой местности эта дата определялась по народным приметам и отмечалась примерно тогда, когда тропинки чернели, а снег начинал сходить.
Астрономическое начало весны 21 марта – в день весеннего равноденствия.
Нынешний день веселья и смеха – 1 апреля – уходит своей историей в далекое прошлое. Обычай обманывать людей существовал не только в Европе, но и на Востоке. В России этот обычай был известен со времен царя Перта I. Он был связан с неустойчивой, «обманной» погодой данного календарного периода.
Великий праздник Пасха являет собой напоминание о последних евангельских событиях. Праздничная неделя делятся на несколько ступеней: Великий четверг (чистый четверг), Страстная пятница, Великая суббота и Воскресение Христово. Общее правило расчета для Пасхи: Пасха празднуется в первое воскресение после весеннего полнолуния. Весеннее полнолуние – первое полнолуние, наступившее после дня весеннего равноденствия. Иными словами дата Пасхи определяется из соотношения лунного и солнечного календарей. Практически все пасхальные традиции возникли в богослужении. Даже размах пасхальных народных гуляний связан с разговением после Великого поста — времени воздержания, когда все праздники, семейные в том числе, переносились на празднование Пасхи. Символами Пасхи становится всё, что выражает Обновление (Пасхальные ручьи), Свет (Пасхальный огонь), Жизнь (Пасхальные куличи, яйца и зайцы). Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния с хороводами, играми, качелями. Интересен обычай с пасхальными яйцами - ими «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашенное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца на Руси катали по земле, чтобы она была плодородной.
Красная горка – один из народных праздников красной весны, с него начинаются хороводные игры на горках и долинах, катание на качелях, играются свадьбы. Праздновался он сразу после святой недели (Пасхальной), а точнее на Фомино воскресенье. На Красную горку закликали весну хороводными песнями и закличками. Рано утром молодежь, возглавляемая хороводницей, выходила на холм или пригорок, обращаясь на восток, хороводница говорила заклинания, входила в круг с хлебом в одной руке и красным яйцом в другой и запевала песню, восхваляющую весну. Нередко зазывали весну песнями, но в сопровождении других обрядов. Например, соломенное чучело, закрепленное на длинном шесте, устанавливали на горке, а вокруг него собирались и пели песни парни и девушки, затем садились вокруг горки и угощали друг друга яичницей, а вечером сжигали чучело, сопровождая это действо песнями и танцами. В этот день невесты и женихи в праздничных нарядах выходили погулять на Красную горку. Здесь девушки высматривали себе женихов, а парни – невест. Местами существовал обычай, позволяющий парням в честь Матери - сырой земли обливали водой приглянувшихся им девушек. Кто обольет которую, тот за нее и должен посвататься.
После Красной горки во вторник отмечался день Радуницы, который сопровождался особыми обрядами и песнями. Праздник связан с культом предков. В этот день ходили на кладбище, поминали усопших, гуляли и пировали за упокой родителей. В поволжских губерниях женщины на ночь оставляли на столе кушанье для покойных родителей. Она были уверены, что на Радуницу покойники заглядывают к своим родным и наказывают тех, которые к этому не подготовились. На Радуницу обкладывали могилы родителей крашеными яйцами. Сюда же приходили женихи и невесты спрашивать благословения у покойных родителей на любовь, союз и в знак своего обета клали на могилы крашеные в красный цвет яйца.
Семик – так называется этот праздник потому, что отмечался он на 7 четверг после Пасхи. Эта неделя в старину была известна как «русальная». Русальная, что, по мнению народа, в Величальную субботу, накануне Троицына дня, русалки бегают по ржи, хлопают в ладоши, хохочут и зовут к себе прохожих. Русалки завлекают, очаровывают пением. Именно в русальную неделю они стараются очаровать человека и, защекотав, увести в свое водяное царство.
В четверг Троицыной недели девушки и женщины, боясь прогневать русалок, чтобы они не испортили скотину, будущего урожая, не работают, и называют его великим днем русалок. Девушки плетут венки и бросают их в лесу русалкам, чтобы те им добыли суженых, после чего тот час убегают. Одним из устойчивых обычаев Семика является обязательное украшение крыльца и дома крестьянина зеленью, цветами, березовыми веточками.
В первую половину русальной недели три – четыре девушки шля в лес выбирать березки для будущего обряда, а затем в Семик девушки толпой шля их «завивать» (завивать ветви в венок на одной березе, сплетать макушки нескольких берез попарно между собой или ветви). Березку украшали лентами, бусами, загадывали желания. Плели венки из березовых веток, надевали на голову. Венок – символ любви и супружеских уз на земле и на небе. С собой девушки несли в лес угощение и непременно яичницу. Избрав из всех завитых берез одну и украсив ее, они вокруг нее раскладывали еду, водили под ней хороводы, пели песни. Через три дня в, воскресенье, девушки возвращались к завитым березкам и смотрели: завял венок – не сбыться задуманному желанию, зелен – все будет хорошо. После этого березу развивали, ибо береза проклянет ту, которая забыла это сделать.
Интересен был обряд «кумления». Девушки связывали ветви двух рядом стоящих берез и, проходя через эти «ворота», трижды целовались, обменивались крестиками и платочками, клялись друг другу в дружбе и любви. Так они становились «кумами» - самыми лучшими подругами и не должны были ссориться. Затем приходили парни и начинались хороводы и игры. Украшенную березку или ее ветки вечером несли в село.
Очень поэтичным был обряд гадания по семицким венкам, которые плели девушки. Они бросали венки в воду и гадали: если венок утонул, то это предсказание несчастья, если поплыл, то будет удача; куда плывет венок, туда и выйдет замуж та девушка, чей веной плывет.
Троица – прямое продолжение Семика. Праздник Троицы справлялся в седьмое воскресенье после Пасхи. В этот день по все Руси обязательными были семейный каравай, хороводные игры и обряд «завивания» и «развивания» березки.
В завивании и развиванияя березки, плетении венков сохранились отголоски древних гаданий русских девушек на свою судьбу. Если сплетенные девушкой венок засыхал, то это предвещало изменение в ее жизни – она должна была либо заболеть, либо умереть, либо выйти замуж; зеленый же венок означал продолжение ее девичества.. вообще Троицкий венок считался вестником брачного обета.
В Троицын день бабка – позыватка созывала девушек на гульбище. Хороводница с караваем в руках выходила на улицу и запевала зазывную песню. К ней со всех сторон собирались девушки. Украшенные венками парни и девушки начинали разыгрывать хороводы. По окончании хороводов играли в горелки.
Семейный же каравай знаменовал собой дошедшие до нас отголоски древних таинственных воззрений и обрядов русского народа. Хороводницы раздавали каравай по богатым семьям. Его засушивали в сухари и хранили на свадебный обиход. Эти сухари замешивались в свадебный каравай на счастье и любовь молодых.
В степных поволжских селениях Троицкое гуляние считается последним праздником весны. Крестьяне посылали в качестве гостинцев своим крестникам каравай и выкрашенные в желтый цвет яйца. Девушки дарили друг другу ленты и менялись кольцами. Меновые венки перевязывали лентами и хранили на память о дружбе.