Процессы этнического объединения

Процессы этнического объединения весьма различны по своему характеру, однако у них есть некоторые общие черты. Прежде всего для любой формы этнического объединения свойственно культурное и языковое сближение вовлеченных в процесс лиц. Постепенно нивелируются, а иногда и полностью уничтожаются имеющиеся между людьми различия.

Формы этнообъединительных процессов различны. На современной стадии изучения этнических процессов можно выделить следующие восемь основных типов этнического объединения: этническая фузия, этническая миграция, этническая консолидация, этническая ассимиляция (и близкая к ней этническая конверсация), межэтническая интеграция, этническая аккомодация (адаптация), этническая аккультурация, этногенетическая миксация.

Этнической фузией называется процесс слияния нескольких ранее самостоятельных народов, родственных по языку и культуре, в единый новый, более крупный этнос. Этнической фузией может быть названо слияние восточнославянских племен (полян, северян, древлян, волынян, дулебов, белых хорватов, уличей, тиверцев, дреговичей, радимичей, полочан, кривичей, вятичей, словен ильменских) в древнерусский народ.

Процесс этнической фузии протекает с разной скоростью, зависящей от комплекса влияющих на этот процесс факторов, и в частности от уровня социального и этнического развития страны, в которой идет процесс, интенсивности хозяйственных и иных связей между отдельными ее частями. Чем выше уровень развития страны и теснее связи между ее районами, тем быстрее происходит этническая фузия. На процесс оказывают также воздействие географические условия, в которых живет население. Например, ровная, открытая местность благоприятствует этническим контактам, которые ускоряют этническую фузию.

Очень существенна для интенсивности протекания этнической фузии также степень языковой, культурной, религиозной и расовой близости групп, участвующих в процессе. Как следует из самого определения этнической фузии, в этом процессе обычно участвуют родственные между собой общности, однако степень родства может быть различной, и чем оно ближе, тем процесс протекает быстрее.

Некоторое влияние оказывает сложность этнической структуры населения территории, где идет процесс, поскольку слишком большое число мелких этнических образований (пусть даже очень близких друг другу в языково-кулътурном отношении), несомненно, замедлит процесс этнической фузии.

Для идущих в развивающихся странах процессов этнической фузии большое значение имеет наличие у складывающейся этнической общности письменности, которая может играть важную роль в интенсификации процесса. Конечно, ускорение процесса возможно только в том случае, если для всего участвующего в процессе этнического массива избран какой-нибудь один диалект (наличие нескольких литературных форм может существенно осложнить положение).

Под этнической миграцией понимается передвижение этнических групп в пределах этнической территории, переселение их в другие районы. Довольно часто в этнографии, особенно зарубежной, термин миграция прилагается к культуре, в таком случае миграционные процессы рассматриваются как вторжение населения или культур в чуждую этническую или культурную область.

Этническая консолидация представляет собой процесс слияния относительно самостоятельных народов и их крупных подразделений, обычно родственных по языку и культуре, в единую этническую общность (например, теленгитов, челканцев, кумандинцев, телеутов и др. в алтайский народ). Этническая консолидация заключается во внутреннем сплочении более или менее значительного этноса в ходе сглаживания различий между имеющимися внутри него локальными группами. Этот процесс характерен для подавляющего большинства крупных и средних этнических общностей. Например, после того, как русские сложились в единый народ, в течение длительного времени шло сближение локальных групп в их составе (население Московской, Тверской, Новгородской и других земель).

Этническая фузия и этническая консолидация – два тесно связанных между собой процесса. Со временем этническая фузия переходит в этническую консолидацию. Однако несмотря на безусловную связь процессов двух рассмотренных типов, сущность их различна: если первый из них является этнотрансформационным процессом и приводит к смене этнического самосознания, то второй процесс этноэволюционный и не приводит к смене этнического самосознания.

Этническая ассимиляция представляет собой процесс этнического взаимодействия уже сформировавшихся этносов, значительно различающихся по происхождению, культуре и языку, в результате которого, представители одного этноса усваивают язык и культуру другого народа, с которым они находятся в непосредственном контакте, и полностью утрачивают прежнюю этническую принадлежность. Этот процесс может происходить стихийно, а может управляться административно. Ассимиляция бывает естественная (добровольная) и насильственная, последняя сопровождается национальным угнетением одного народа другим, на котором и базируется так называется «ассимиляторская политика».

Этническая ассимиляция особенно широко распространена в экономически развитых странах, и прежде всего в тех из них, где много иммигрантов. Процесс состоит в растворении прежде самостоятельного этноса или его части в среде другого, обычно более крупного народа. Таким образом, ассимиляция будет для одной стороны — ассимилируемых – этнотрансформационным процессом, поскольку у них изменится этническое самосознание. Для другой же стороны – ассимилирующего народа – этническая ассимиляция будет процессом этноэволюционным, так как самосознание этого этноса останется прежним.

Хотя ассимиляционные процессы наиболее характерны для современных развитых стран, они известны были во все периоды истории. Так, во время существования Киевской Руси финноязычные племена мещера, мурома, меря были ассимилированы древнерусским народом.

Ассимиляционные процессы имеют неодинаковую скорость. Скорость ассимиляции зависит от сочетания таких факторов, как численность ассимилируемой группы, характер ее расселения, время пребывания в ассимилирующей среде, род занятий ассимилируемой группы и ее хозяйственные связи с основным населением территории, социально-правовое состояние и семейное положение ассимилируемых, частота вступления в смешанные браки, наличие или отсутствие контактов с родиной (если речь идет об иммигрантских группах), отношение к ассимилируемой группе со стороны окружающей этнической среды, близость ассимилируемых и ассимилирующих по языку, культуре, религии, расе, соотношение уровней культуры ассимилируемого меньшинства и ассимилирующего большинства, уровень развития этнического самосознания и т.д. Некоторые из перечисленных факторов порой очень тесно взаимопереплетены, что расчленить их невозможно.

Сходство хозяйственных занятий ассимилируемых и ассимилирующих должно непременно ускорять их сближение. На самом деле влияние этого фактора противоречиво. В большинстве случаев сходные занятия способствуют интенсификации ассимиляционного процесса, но попадая в близкую ей хозяйственную среду, ассимилируемая группа быстро с ней сливается. Однако иногда сходство хозяйственных занятий вызывает конкурентные столкновения между пришлым и коренным населением, что может затруднить ассимиляционный процесс.

По такому фактору как семейное положение ассимилируемых всех иммигрантов (речь идет о мужчинах, так как именно они чаще преобладают среди приезжих) можно разделить на три категории: женатых, приехавших без семей; женатых, приехавших с семьями; холостых. Быстрее всех ассимилируются холостяки, многие из них вступают в браки с местными девушками. Что же касается лиц, привезших на новое местожительство свои семьи, то они, хотя в большинстве своем и остаются здесь навсегда, ассимилируются сравнительно медленно, так как в семейных ячейках сохраняется, а иногда и воспроизводится старая этническая общность. Еще более затруднена ассимиляция иммигрантов, оставивших свои семьи на родине. Живя думами о возвращении в родные края, они смотрят на страну пребывания как на временное пристанище, которое рано или поздно предстоит покинуть. Вынужденные адаптироваться к местным условиям, они вместе с тем не желают раствориться в новой среде.

Также на процесс ассимиляции влияет соотношение уровней культуры контактирующих народов. Быстрее всего этот процесс идет, при прочих равных условиях, у групп, поселяющихся среди этноса, приблизительно одинакового с ними уровня культуры. Довольно быстро протекает ассимиляция и в том случае, когда пришельцы попадают в среду, несколько превышающую (но незначительно) их по уровню культуры. Наконец, при резких различиях в уровне культуры, особенно, когда приезжие превосходят местное население в культурном отношении, процесс ассимиляции очень затруднен.

Когда в ассимиляционном процессе взаимодействуют два очень близких друг другу по языку и культуре этноса (например, русские и белорусы), этот процесс резко интенсифицируется и приобретает ряд черт, сближающих его с консолидационным и фузионным процессом. Его протекание существенно отличается от обычного ассимиляционного процесса, когда взаимодействуют два неродственных или весьма отдаленно родственных народа. Было предложено назвать этот подтип (или самостоятельный тип) этнообъединительных процессов этнической конверсацией.

Межэтническая интеграция состоит во взаимодействии внутри государства или любого крупного региона нескольких существенно различающихся между собой по языку и культуре этносов в пределах одной социально-политической общности, которое приводит к появлению у них ряда общих черт (например, формирование в России у разных этносов быта и традиций и т.д.).

В результате межэтнической интеграции складываются не этносы, а особые межэтнические (метаэтнические) общности, которые лишь в отдаленной перспективе могут слиться в единый народ (а могут и никогда не слиться). Эти своеобразные общности представляют собой группу этносов, которая обладает элементами общего самосознания (оно может быть основано на длительном хозяйственном и культурном взаимодействии, политических связях и т.д.). Хотя межэтническая интеграция представляет собой в основном этноэволюционный процесс, поскольку самосознание у отдельных этносов сохраняется, появление зачатков общего самосознания у метаэтнической общности позволяет все же говорить о какой-то самой начальной стадии этнической трансформации.

Процессы межэтнической интеграции присущи всем длительно существующим полиэтничным государствам. Они шли в той или иной форме в Римской империи, Российской империи, сменившем ее СССР и т.д. Естественно, что с распадом многонационального государства процесс межэтнической интеграции прекращается.

Этническая аккомодация, или адаптация является процессом приспособления людей к жизни в новой этнической среде или прилаживание этой среды к ним для взаимного сосуществования и взаимодействия в экономической и социальной сферах. Оба эти термина взяты из биологических наук, где широко применяются.

Этническая аккультурация представляет собой процесс взаимопроникновения культур, в результате которого происходит изменение их первоначальных моделей. Зачастую в зарубежной этнографии аккультурация предстает как синоним европеизации, т.е. означает процесс распространения у народов Азии, Африки, Америки и Океании элементов европейской культуры, форм хозяйства, социальных институтов.

Редко встречающийся в настоящее время тип этнообъединительных процессов – этногенетическая миксация, в ходе которой новый этнос образуется путем слияния народов, не связанных родством. Иногда этот процесс продолжает межэтническую интеграцию, однако, в отличие от нее, имеет этнотрансформационный, а не этноэволюционный характер. В свою очередь, после завершения в основных чертах формирования нового этноса этногенетическая миксация может перейти в этническую консолидацию.

Процессы этногенетической миксации наиболее свойственны Латинской Америке, однако в прошлом они имели место и в других регионах. Этногенетической миксацией может быть названо формирование башкирского этноса, который образовался как из тюркских, так и финно-угорских групп, включил в себя как монголоидные, так и европеоидные элементы.

Нельзя также игнорировать процессы, характеризуемые термином, пришедшим из политической прессы – трейбализм (от английского tribe – племя). Этим термином характеризуют процесс существования этнической племенной обособленности в молодых государствах Азии и Африки, где существовавшая при колониальном режиме племенная обособленность сохраняется в настоящее время, оказывая влияние на процессы консолидации и порождая межплеменные противоречия. В политической прессе трейболизм используется как синоним национализма.