Определение допускаемых контактных и изгибных напряжений

 

Допускаемые контактные напряжения определяются по зависимости

, (3)

где – базовый предел контактной выносливости поверхности зубьев, соответствующий базовому числу циклов нагружения,

= 1,1 – коэффициент безопасности,

– коэффициент долговечности.

Базовый предел контактной выносливости зубьев при HB < 350 находится по формуле

.

Соответственно, для шестерни – МПа,

для колеса – МПа.

Коэффициент безопасности принимаем равным .

Фактическое число циклов нагружения (для режима постоянной нагрузки)

,

где n – частота вращения того колеса, для которого определяется NH, об/мин,

t = 20000 ч – число часов работы передачи за расчётный срок службы.

 

Подставляя значения n1, n2 и t, получаем

- для шестерни – .

- для колеса – .

 

Для длительно работающих передач при NH > NH0 коэффициент долговечности КHL = 1.

Найдем коэффициенты долговечности , учитывая, что число циклов нагружения зуба колеса

NH2 =15×107 > . 2×107,

NH1 = 174×107 > . 2×107.

где =2×107 циклов – базовое число циклов по контактным напряжениям для стали 45, следовательно

Принимаем КHL1 = 1 и KHL2 = 1.

Подставляя найденные значения параметров, определяем допускаемые контактные напряжения для шестерни и колеса

,

.

Для цилиндрических прямозубых и косозубых передач с небольшой разностью твёрдости зубьев (HB1 – HB2 < 30) за расчётное принимается меньшее значение из [sH]1 и [sH]2. Таким образом, допускаемое контактное напряжение [sH]1= …… МПа.

 

 

Допускаемые напряжения изгиба определяются по зависимости

,

где – базовый предел изгибной выносливости зубьев,

=1,75 – коэффициент безопасности,

– коэффициент долговечности,

– коэффициент учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки.

Базовый предел изгибной выносливости зубьев для улучшенных колес с твердостью HB < 350 определяется по зависимости

sFlimb = 1,8 HB, что составляет

– для шестерни ,

– для колеса .

Коэффициент учитывающий влияние двустороннего приложения нагрузки – при односторонней (нереверсивной) нагрузке .

Фактическое число циклов нагружения при постоянной нагрузке

.

Для шестерни – .

Для колеса – .

Найдем для зубьев колеса коэффициенты долговечности , учитывая, что число циклов нагружения зуба колеса

NF2 =15×107 > .=4×106,

NF1 = ……….> .=4×106

где =4×106 циклов – базовое число циклов по изгибным напряжениям для стали 45, следовательно, коэффициенты долговечности

КFL1 = 1 и KFL2 = 1.

Подставляя значения параметров, находим допускаемые напряжения изгиба

– для шестерни ,

– для колеса .