ЭКОНОМИКА И ИНФРАСТРУКТУРА СТРАНЫ

Экономические условия наряду с особенностями природы, культуры являются важнейшими факторами развития туризма. Причем экономические условия могут быть существенно улучшены за сравнительно небольшой отрезок времени. Знание состава, структуры и понимание роли отдельных групп экономических условий в развитии туризма в каждой стране является необходимой. Главным аспектом рассмотрения экономических условий является умение понимать и объяснять их воздействие на определенные виды туристской деятельности. Рассмотрим пункты плана туристского изучения экономики страны по порядку. Вначале необходимо определить роль и значение экономики страны в мировом хозяйстве: уровень экономического развития выражается показателями внутреннего валового продукта — в целом и на душу населения, показателями уровня инфляции и качества жизни. Главными количественными показателями уровня развития страны являются ВВП (в целом по стране и на душу населения). Сравнение этих показателей по стоимости с мировыми данными позволяет достаточно точно определить, насколько экономическая обстановка в стране благоприятна для туризма, особенно важны показатели на душу населения. Уровень инфляции, выраженный в процентах, позволяет судить, насколько стабильна экономическая ситуация в стране: высокий уровень свидетельствует о том, что туристы в данной стране могут столкнуться с неприятными финансовыми обстоятельствами. Затем целесообразно остановиться на существующих в стране социально-экономических укладах, формах собственности, типах ведения хозяйства и обмена (реализации продукции). При этом следует учитывать, что во многих государствах экономические условия в разных частях различны. В принципе в любой стране есть экономические условия для развития туризма, но чем выше уровень экономики, тем они более благоприятны. Существование архаичных социально-экономических укладов позволяет показать традиционные формы деятельности, повышая тем самым интерес к стране. Поэтому целесообразно указать, где, в какой части территории страны они сохранились. Далее надо кратко перечислить отрасли специализации в трех основных сферах деятельности: сфере услуг, в промышленности и сельском хозяйстве. После общей характеристики необходимо перейти к определению места и роли туризма в экономике страны. Это может быть подтверждено показателями удельного веса туризма в ВВП или ВНП, долей занятых в сфере туризма или объемом потока туристов, посещающих страну за год. Каждая страна имеет свою специализацию в мировом турбизнесе, поэтому необходимо указать основные направления специализации и главные виды деятельности данного государства в мировом туризме. Определив специализацию страны в мировом туризме, надо перейти к характеристике тех отраслей, от которых зависит успешность турбизнеса. Туристская инфраструктура включает три ведущие отрасли: транспорт, сферы гостеприимства и общественного питания Основными разделами характеристики любой отрасли инфраструктуры являются: состав, уровень развития, виды и качество предоставляемых услуг и географические особенности каждой из отраслей инфраструктуры. Далее следует кратко охарактеризовать отрасли сферы услуг, сельского хозяйства, промышленности, в том числе народных промыслов и ремесел, связанных с туризмом. Кроме собственно туризма и туристской инфраструктуры к сфере услуг относится индустрия развлечений, индустрия досуга, индустрия здравоохранения, индустрия образования и индустрия спорта, причем индустрия развлечений и индустрия досуга входят в основной, базовый блок экономических условий развития туризма в любой стране. Характеристика каждой из всех названных отраслей сферы услуг также дается по стандартному плану: состав, уровень развития, виды и качество предоставляемых услуг, а также географические особенности размещения отрасли. Каждый из объектов, привлекательных для туризма, рассматривается по следующему плану: набор предоставляемых услуг, качественная характеристика главных из них, перечень возможных направлений или видов туризма, связанных со спецификой внутриотраслевого или внутригруппового состава. Индустрия здравоохранения включает, во-первых, систему учреждений лечебного профиля и, во-вторых, систему учреждений и предприятий оздоровительного профиля. Характеристику каждой из этих систем надо давать по стандартному, уже приведенному здесь плану, дополняя ее кратким описанием наиболее интересных объектов. Индустрия спорта также является важной составной частью сферы услуг туристского профиля, включая несколько групп учреждений и сооружений, выполняющих различные функции и взаимодополняющих друг друга: спортивные базы отдыха, комплексы и сооружения, центры и ряд производственно- технических сооружений, которые используются для организации спортивных занятий туристов (например, пристани и порты, аэродромы, туристские базы, горно-спортивные базы и пр.). В конце следует перечислить возможные направления или виды туризма, связанные со спецификой услуг, предоставляемых определенными типами спортивных учреждений и сооружений. При характеристике любой отрасли экономики необходимо указывать стоимость предоставляемых услуг и ее изменение по сезонам. Эти данные желательно приводить в форме таблицы, но анализ данных должен присутствовать в тексте. Следующим по значению в туризме блоком отраслей экономики является сельское хозяйство. Характеристика сельского хозяйства включает отраслевой состав, при этом желательно назвать отрасли по их значению в туризме. Дается краткая характеристика ведущих отраслей этого списка по плану: название отрасли, указание видов, сортов растений или пород животных; можно кратко описать особенности наиболее интересных из них. Важно указать оптимальное время (сезон) посещения — время цветения растений или созревания плодов; время демонстрации достижений; главные районы производства той или иной сельскохозяйственной культуры или вида животных, которые представляют собой весьма привлекательные агротуристские объекты. При характеристике районов следует обратить внимание на возможные формы организации туристских мероприятий и время их проведения (дегустации, гастрономические конкурсы, ритуалы, праздники, выставки, соревнования и пр.). В конце следует перечислить возможные направления или виды туризма, связанные со спецификой сельскохозяйственного производства в стране. Значительная часть продукции сельского хозяйства служит сырьем для легкой и пищевой промышленности. К промышленности относятся также народные промыслы, которые, как правило, составляют специфику, «изюминку» мануфактурного производства в любой стране. На фабриках народных промыслов изготовляются главным образом сувениры, возможность приобретения которых для туристов является важнейшей составной частью любой поездки. Особую роль предпосылок развития туризма играют ремесла. Интерес туристов к ремеслам, многочисленные пожелания увидеть своими глазами работу мастера-ремесленника, пообщаться с ним побуждают частных предпринимателей, государственные и муниципальные службы заботиться о сохранении и развитии ремесел. Ремесла, особенно художественные, позволяют прикоснуться к глубинным, традиционным пластам народного творчества, самобытной этнографической материальной культуры. Характеристика ремесел представляет собой перечисление тех из них, которые сохранились на территории страны, указание тех районов и центров, где они встречаются, и краткое описание художественных особенностей произведений народного творчества. Важно также охарактеризовать формы возможного познания народного творчества, приобщения туристов к определенному ремеслу, формы общения их с мастерами — народными художниками. Можно организовать посещение музея, выставки- продажи, где турист познакомится с другими произведениями народного искусства, при желании и по возможности приобретет понравившееся изделие.

Туризм во многих странах является отраслью международной специализации. Причем большинство этих стран отличаются высоким или достаточно высоким уровнем развития. Каждая из них представлена на мировом туристском рынке определенным, специфическим набором туристских услуг, т.е. определенными видами, или направлениями, туризма. Чем выше уровень развития страны, тем больше туристов она принимает, тем выше доля занятых в сфере туризма, больше доходы, получаемые от туризма, значительнее роль туризма, тем больше внимания уделяет этой отрасли государство. Туристская инфраструктура — базовое условие развития туризма, она способствует освоению территории и рациональному использованию ресурсов этим бизнесом, обслуживая туристов, создавая необходимый и достаточный уровень комфорта в местах их пребывания, а также улучшая условия жизни местных жителей, предоставляя, например, рабочие места. В состав туристской инфраструктуры включают следующие группы отраслей: транспорт, гостеприимство, общественное питание, розничную торговлю, коммунальную службу, связь, бытовое обслуживание. Отраслевой состав инфраструктуры сложен, часть отраслей относится к сфере услуг, другие — к производственной сфере, третьи — к сфере обслуживания. Но с точки зрения условий развития туризма более существенна их общая характеристика как составных частей инфраструктуры. Наибольшее значение имеют, повторим, три основных блока: транспорт, сферы гостеприимства и общественного питания. Транспортная система включает несколько видов транспорта, но с точки зрения туризма имеют значение четыре вида транспорта: авиационный, автомобильный, железнодорожный и водный. Уровень развития любого из них определяется густотой сети трасс, их качеством, уровнем подвижного состава и особенностями организации перевозок. Развитие всей индустрии путешествий в любой стране в первую очередь зависит от уровня развития индустрии гостеприимства. При этом количество мест в гостиницах или любых других видах средств размещения — главный показатель, используемый для оценки эффективности работы и реальной возможности приема туристов в конкретном туристском центре или регионе. Индустрию гостеприимства в любой стране составляют средства коллективного и индивидуального размещения: гостиницы, отели, мотели, пансионы, общежития, постоялые дворы, туристские базы, хутора, усадьбы и др. Общественное питание — второй по важности после сферы гостеприимства элемент туристского путешествия. К предприятиям общественного питания относятся рестораны, кафе, бистро, закусочные, столовые, трактиры, бары, пабы и пр. Как правило, считается, что турист с утра должен получить завтрак, поэтому большая часть учреждений гостеприимства предоставляет такую услугу, стоимость которой обычно просто включается в стоимость размещения. Число посадочных мест в пункте питания того или иного предприятия гостеприимства, как правило, соответствует числу мест полной загрузки номерного фонда гостиницы. Базовый блок отраслей развития туризма в любой стране наряду с туристской инфраструктурой составляют индустрии развлечений, досуга, здравоохранения и спорта. Ведущая роль принадлежит индустрии развлечений и индустрии досуга. Различия между этими двумя группами отраслей невелики; обычно к индустрии досуга относят те предприятия, учреждения и сооружения, услуги которых имеют некоторые элементы познавательного характера. Индустрия развлечений имеет довольно сложный отраслевой состав. К ней относятся многочисленные предприятия розничной торговли, начиная от «блошиных» рынков и крупных торговых центров до бутиков, сувенирных лавок и антикварных салонов. Посещение магазинов (шоппинг) — любимое времяпрепровождение большинства туристов, даже простое разглядывание витрин, а тем более покупка сувениров могут стать для них развлечением. Для любителей азартных и спортивных игр и развлечений создается множество аттракционов, спортивно-развлекательных комплексов и игорных заведений. Особое место занимают казино и ипподромы. Большой популярностью среди туристов, в первую очередь — среди молодежи, пользуются дискотеки, спортивные, молодежные и ночные клубы, а также кабаре и варьете. Даже улицы ночного города могут представлять интерес как развлечение. Тем более что в крупных туристских центрах на таких улицах всю ночь «кипит жизнь». Уникальные возможности развлечения предоставляют крупные тематические парки и парки развлечений. Они разнообразны по своей тематике и набору услуг. Наибольшей популярностью пользуются аквапарки, парки ужасов и космические парки. В настоящее время приобрели популярность мультимедийные залы, кафе-театры, уличные театры и другие представления на открытом воздухе. Они дополняют панораму выставочных и киноконцертных комплексов, мюзик-холлов и киностудий, успешно сотрудничающих с турфирмами. Это дополняется сетью национальных центров культуры и спорта других стран, которые предлагают широкий набор мероприятий. Для любителей спокойного отдыха имеется сеть ландшафтных и исторических парков, ботанических садов. Любителям животных предлагают свои услуги различные зоопарки, аквариумы, океанарии, дельфинарии. Разнообразный спектр услуг предоставляют туристам природно- рекреационные парки. Сюда относятся национальные парки, заповедники и заказники. Характеристика природно-рекреационных парков включает два аспекта: характеристику природных условий парка и возможностей его туристского использования. Это не только перечисление услуг, предоставляемых администрацией парка турфирмам, но и краткое описание туристских маршрутов и действующих программ. Большинство учреждений природно-рекреационной сферы в разных странах предлагают на туристском рынке множество разнообразных интересных программ, начиная от простого отдыха на природе и пеших прогулок до наблюдения за конкретными животными, многодневных сафари, в том числе охотничьих. Уровень современной технической и технологической оснащенности в российских системах здравоохранения и образования настолько низок, что представить реально существующий базовый индустриальный уровень лечебно- оздоровительных и образовательных учреждений в тех странах, которые специализируются на данных видах туризма на мировом туристском рынке, бывает просто трудно. Исключение составляют некоторые специализированные оздоровительно-лечебные учреждения, расположенные, как правило, в Центральной России или на российском черноморском побережье Кавказа, но и они по уровню общего сервиса отстают от большинства зарубежных аналогов. Индустрия здравоохранения туристского профиля во всех странах представлена несколькими основными типами учреждений — курорты, санатории, пансионаты и базы отдыха. Направления деятельности: лечебно-профилактическая, оздоровительно-восстановительная, лечебная и реабилитационная. Соответственно этим направлениям различают по специализации два типа учреждений: во-первых, учреждения оздоровительного и лечебно-оздоровительного профиля; во-вторых — учреждения только лечебного профиля. Санатории, например, относятся к исключительно лечебным учреждениям. Профиль таких учреждений определяется заболеваниями, которые в нем лечат (органов дыхания, нервные, кардиологические, желудочно-кишечные), или реабилитацией больных после перенесенных заболеваний. Учреждения оздоровительного и лечебно-оздоровительного профиля предлагают программы общеукрепляющего воздействия, восстановления сил и профилактики заболеваний. В настоящее время происходят существенные изменения на рынке: традиционные санаторные (лечебные) курорты становятся полифункциональными лечебно-оздоровительными центрами, рассчитанными на широкий круг потребителей. Основные причины этих изменений: 1) мода на здоровый образ жизни и спрос на восстановительные программы; 2) сокращение финансовой поддержки со стороны муниципалитетов и государства, а вследствие этого необходимость диверсификации продукта для привлечения клиентов. Учреждения по особенностям их географического положения подразделяются на приморские, равнинные и горные; лесные, степные, пустынные, а по соотношению используемых факторов — на климатические, бальнеологические (применение минеральных или морских вод), грязевые и смешанного направления. В последние годы все большее распространение получает использование других, самых разнообразных исходных материалов в лечебно-оздоровительных целях: вина, плодов, ягод, виноградных косточек, кумыса, природных солей (в шахтах), природных паров и газов и пр. Собственно, главное значение в оценке возможностей имеют не природные факторы, а качество предоставляемых туристам лечебно-оздоровительных услуг, т. е. качество курортов. В индустрии здравоохранения невозможно без высокого уровня обслуживания клиентов, высокого уровня профессионализма специалистов, без современной медицинской техники, без лицензированной технологии лечения развивать современный курортный бизнес, лечебный туризм. Значение имеют также: экологическое состояние территории, на которой находится учреждение; длительность комфортного климатического периода, набор и качество услуг культурной программы. Так, например, во многих зарубежных странах лечебные учреждения размещаются на территории национальных парков или заповедников, т.е. в экологически чистых зонах. Индустрия образования многоступенчата: системы школьного, высшего и послевузовского образования. Собственно к туристским путешествиям относятся туры продолжительностью не более шести месяцев. Поэтому к туризму могут быть отнесены краткосрочные или долговременные (до шести месяцев) курсы или стажировки. Все остальные образовательные поездки — вне компетенции туризма, хотя туристские фирмы помогают в решении таких вопросов. Сеть учебных (образовательных) учреждений в стране обычно состоит из университетов, институтов, колледжей, высших (академических) школ, курсов. Кроме того, существует возможность профессиональных стажировок при предприятиях и учреждениях разных отраслей и в научных центрах. Место учебного заведения на рынке образовательных туруслуг определяется его официальным статусом и престижем. Они, в свою очередь, зависят от уровня преподавания, т.е. стандарта и качества обучения. Это определяется примерно так же, как и качество курортов: наличие современного оборудования; собственных методик и программ обучения (патент или лицензия); высокого уровня профессионализма преподавателей; соответствующего качества размещения (проживания); культурной программы и пр. Индустрия спорта включает несколько групп учреждений и сооружений, выполняющих различные функции и взаимодополняющих друг друга: курорты спортивного назначения, спортивные комплексы и сооружения, спортивные центры и ряд производственно-технических сооружений, которые также используются для организации спортивных занятий туристов (например, пристани и порты, аэродромы, туристские базы, горнолыжные базы и пр.). Типичным спортивным учреждением туристского профиля являются курорты. Обычно это несколько поселков, в каждом из которых имеется сеть магазинов, предприятий гостеприимства и общественного питания. На небольшом расстоянии от поселков располагаются спортивные сооружения разного профиля, разных видов спорта, которые позволяют туристам разнообразить время пребывания на курорте. Даже если это круглогодичный горнолыжный курорт, в его пределах обязательно существуют сооружения для летних видов спорта и занятий. Важным элементом в составе курорта являются также имеющиеся там школы обучения тем видам спорта, которые практикуются здесь. Дополнительно на курорте создаются многочисленные развлекательные комплексы: от боулинга и казино до концертных залов, полетов на вертолетах и воздушных шарах. Большая часть этих объектов непосредственно используется для организации различных занятий, но часть из них одновременно служит ареной проведения спортивных зрелищных мероприятий, на которых туристы присутствуют в качестве зрителей. С этой точки зрения учреждения и сооружения могут по виду предоставляемых услуг быть отнесены к индустрии досуга или даже к массовой культуре. При характеристике любой отрасли сферы услуг необходимо обращать внимание на стоимость предоставляемых услуг и ее изменение по сезонам. Сельское хозяйство состоит из двух отраслей — земледелия и животноводства. Но для туризма представляют интерес не отрасли международной специализации, а отрасли и районы сельскохозяйственного производства, которые привлекательны для осмотра, дегустации, катания, т.е. конкретного использования в практике турбизнеса. В земледелии — это плодоводство, овощеводство, виноградарство, цветоводство; в животноводстве — коневодство, пчеловодство, рыбоводство и пр. Посещение плантаций, на которых выращиваются плодовые или ягодные культуры, цветы, виноград, эфиромасличные растения или овощи, является, как правило, основой многочисленных гастрономических туров. Кроме того, плантации, сады, виноградники создают многокрасочный антропогенный ландшафт и удивительный специфический микроклимат, придающие особую привлекательность территории. Такой же, если не больший, интерес вызывают фермы по выращиванию экзотических животных (слонов, крокодилов, змей, тропических птиц и пр.). В разных странах, разных районах одной и той же страны выращиваются различные виды, сорта растений и породы сельскохозяйственных животных, поэтому дубляж турпоездок исключен. Кроме того, одна и та же плантация винограда, один и тот же плодовый сад может быть посещен в разное время года и выглядеть и восприниматься всегда по-разному. В разное время года могут быть использованы разные формы организации, другие мероприятия, т.е. программы туров, связанные с посещением агро-объектов, меняются по сезонам. В большинстве стран ведущими отраслями промышленности являются машиностроение, химическая, добывающая промышленность, что свидетельствует о достаточно высоком уровне развития страны. При этом ряд предприятий этих отраслей специализируется именно на производстве товаров для туризма и туристов. Например, в автомобилестроительной промышленности — производство туристских трейлеров и автоприцепов, судостроительной — яхты, катамараны, водные велосипеды и т.п. Характеристика производств, связанных с туризмом, должна быть представлена в полном соответствии с планом. Наибольший интерес для туристов представляют предприятия и продукция легкой и пищевой промышленности и народных промыслов. Типичными «туристскими» отраслями легкой промышленности стали швейная (туристская и спортивная одежда), фарфоро-фаянсовая, керамическая, кожевенно-меховая, парфюмерно- косметическая, ювелирная и ряд других. Наиболее привлекательными для туризма отраслями пищевой промышленности можно назвать винодельческую, сыродельную, кондитерскую и др. Например, в разных районах Франции производятся более 200 разных сортов сыра. Поэтому на туристском рынке существует более десятка разных, неповторяющихся гастрономических «сырных» маршрутов. Для рекламы и расширения рынка сбыта большинство крупных фирм в разных странах создают специальные демонстрационные хозяйства. Так, например, ознакомиться с процессом производства знаменитого черносмородинового ликера и продегустировать его можно на современном заводе «Черная смородина Леже-Лагут» в Дижоне. Разновидностью промышленного производства признаны народные промыслы. Предприятия народных промыслов производят массовую продукцию для реализации на рынке. Продукция предприятий народных промыслов — красивые, интересные, но достаточно простые в изготовлении и в массовом производстве. Начальные стадии переработки сырья, как правило, малопривлекательно с точки зрения туризма. Исключение составляют заключительные этапы процесса, а также осмотр и приобретение готовой продукции в магазине при фабрике. Интерес для туристов представляет также посещение местного фабричного музея или просмотр специально подготовленного шоу по производственной тематике, связанной, например, с историей возникновения промысла. Виды народных промыслов тесно связаны с культурными традициями народов, поэтому различны в разных странах. Типичными видами промыслов в большинстве стран являются художественная обработка металла, дерева, кости и камня, керамика, изготовление игрушек, лаковых изделий, вышивка, плетение и ткачество. Основная масса производимой продукции имеет ярко выраженный народный (национальный) колорит, поэтому с удовольствием приобретается туристами в качестве сувениров. Знание центров народных промыслов в любой стране стало важной составной частью страноведческой характеристики. Видя огромный интерес, который проявляют туристы к ремеслам, во многих странах создаются мастерские, центры, улицы, целые кварталы в городах и поселки, где живут и трудятся ремесленники. Причем туризм может сыграть важную роль в сохранении и развитии именно ремесленного народного творчества, включая эти объекты в маршруты и туры. Особо следует обратить внимание на организацию встреч и бесед с самими мастерами-ремесленниками, которые, как правило, настолько увлекательно рассказывают о своем творчестве и показывают сам процесс рождения художественного произведения, что такие встречи остаются в памяти туристов надолго.