ГЛАВА 6. ПОЛИТИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА

Политические условия наряду с другими также играют важную роль в развитии туризма. Но их место в туристской характеристике несколько скромнее: основные положения политики влияют главным образом только на организационные и технологические аспекты турбизнеса. Характеристика политических условий начинается, как обычно, с общих, справочных сведений о государственном строе страны, т.е. о форме правления и административно-территориального устройства страны. Далее необходимо указать, является ли страна членом военно- политических и (или) экономических союзов и каких именно. Следует отметить, к каким ограничениям или новым возможностям в политике страны приводит это участие, в чем это выражается, как это влияет на туризм, а также какова внешняя политика данного государства на мировой арене. Далее следует рассмотреть ряд вопросов внутренней политики: внутриполитический климат в стране, особенности общественно- политической обстановки, наличие или отсутствие внутренних конфликтов или разногласий (религиозных, этнических, военно- политических или социальных), районы конфликтов или напряженности. Важно также рассказать о настроении в обществе, о степени демократичности, терпимости этого общества по отношению к инакомыслящим, иностранцам (в том числе из России), о криминальной обстановке в стране в целом и в основных туристских районах и центрах. Затем надо перейти к рассмотрению вопросов о государственной политике в сфере туризма, о наличии национального (государственного) законодательства и национальной туристской администрации. Но главное внимание следует уделить существующим программам развития туризма, приоритетам в их содержании, особенностям и географии их реализации. В конце раздела целесообразно дать краткую характеристику столицы, обратив внимание на несовпадение в ряде стран понятий: политическая, историческая и экономическая столица. Различают несколько форм правления, доминируют две: монархия и республика. Монархия — форма правления, при которой верховная власть принадлежит монарху, т.е. единоличному главе государства (королю, императору, султану, шаху и пр.), и передается по наследству или по специальному указу действующего монарха. Монархий на земном шаре осталось немного. Большинство современных монархий относится к ограниченным (конституционным), в которых власть монарха ограничена парламентом, а меньшинство — к абсолютным, в которых власть монарха ничем не ограничена. Существуют светские и теократические абсолютные монархии. Оман и Катар, например, светские абсолютные монархии, а Ватикан и Саудовская Аравия — теократические абсолютные монархии. В Ватикане глава государства — Папа Римский, глава католической церкви. В Саудовской Аравии глава и государства и церкви — король. Специфическую форму правления имеют государства, входящие в Содружество, объединяющее бывшие колонии и доминионы Великобритании. В некоторых странах этого Содружества главой государства является королева Великобритании (Канада, Австралия, Новая Зеландия и ряд небольших островных государств в Океании и Вест-Индии), представленная генарал-губернатором. Английская королева является и главой англиканской церкви, принадлежащей к протестантизму. Республика — форма правления, при которой высшая государственная власть принадлежит выборному представительному органу, а глава государства избирается населением страны. Республиканская форма правления ныне преобладает: три четверти всех государств мира являются республиками, которые делятся на президентские, парламентские и смешанные (в зависимости от роли главы государства в политической жизни страны). В президентских республиках глава государства имеет наибольшие права и полномочия по сравнению с другими органами власти, в парламентских — выполняет в основном представительские функции, а в смешанных — роли президента и парламента зависят от конкретной расстановки политических сил в стране. При характеристике любой страны большое значение имеет форма административно-территориального устройства. Существуют две формы государственного устройства — унитарное и федеративное. В унитарном государстве на всей территории страны действуют единые конституция, органы власти и единое правовое пространство. Большая часть стран мира — унитарные государства. Федеративных государств значительно меньше. Слово «федерация» означает «союз, объединение». Федеративное государство — это союз входящих (в это государство) федеральных единиц (земель, штатов, а в СССР, например, были союзные республики), каждая из которых имеет собственную конституцию, собственные законодательные, исполнительные, судебные органы. Но каждая федерация имеет единые союзные органы государственной власти, единое гражданство, единую конституцию, общегосударственные законы, обязательные для исполнения на всей территории страны, во всех субъектах федерации. Исключительной формой объединения территорий, субъектов внутри государства является конфедерация — добровольный союз полностью независимых государств, имеющих собственные органы государственной власти и создающих объединенные специальные органы для координации действий в определенных целях (военных, внешнеполитических и т.п.). Глава конфедерации избирается или назначается в порядке очереди из глав субъектов конфедерации. Конфедерация — редко встречающаяся форма государственного устройства. Еще одним показателем в характеристике государственного строя является тип политического режима в стране. Преобладающая часть стран на политической карте мира относится к демократическим государствам. При авторитарном политическом режиме реальная власть принадлежит одному человеку или группе лиц, которые полностью контролируют политическую и идеологическую жизнь общества, существенно ограничивая политические и социальные права и свободы граждан. Но авторитарная власть не вмешивается в личную жизнь граждан. Государств с авторитарным политическим режимом в мире немного. При тоталитарном политическом режиме государственная власть контролирует все сферы жизни общества, включая личную (семейную) жизнь граждан. Таких стран на земном шаре ныне практически нет, исключение, по мнению политологов, составляет Северная Корея. Авторитарные и тоталитарные политические режимы реально малосовместимы с туризмом, поэтому правительства большинства стран рекомендуют своим согражданам воздержаться от туристских поездок в эти страны. Основными военно-политическим и экономическим союзами, деятельность которых оказывает определенное влияние на тур- бизнес, являются НАТО и Европейский союз. Это выражается, например, в том, что ЕС принял ряд законов и нормативных актов, касающихся единообразного регулирования туристской деятельности в странах этого Союза. Среди них наибольшее влияние имеют Шенгенское соглашение о едином визовом пространстве, документы о контрактах на туристские услуги и ряд других. Внешняя политика государств также оказывает значительное влияние на туризм. Так, например, опасаясь нелегальной иммиграции из России под видом туристов, ряд государств проводит политику ужесточения визового и пограничного контроля. Другие государства, напротив, проводят по отношению к иностранным туристам (в том числе российским) политику «открытых дверей». Под внутренней политикой понимается комплекс мер и мероприятий политического, социального и экономического характера, направленных на поддержание порядка, стабильности и поступательного развития государства. Благоприятный внутренний политический климат обеспечивается соблюдением правопорядка всеми составными частями общества и ветвями (органами) власти в стране. Стабильность общественно-политической обстановки зависит от экономической и правовой защищенности граждан государства, от соответствия уровня их доходов прожиточному минимуму, от степени дифференциации населения по уровню доходов. При наличии значительных диспропорций у представителей определенных слоев общества в определенных районах возникают недовольство, раздражение, что отрицательно сказывается на развитии туризма. Такие настроения в обществе влияют на степень его демократичности, снижают уровень терпимости местного населения по отношению к иностранцам. Собственно, его иногда можно понять: не все туристы и не всегда ведут себя достаточно корректно по отношению к местным жителям, как правило, «сорят деньгами», раздражая местное население. В территориальном аспекте такие настроения населения типичны для депрессивных экономических районов, имеющихся практически во всех даже высокоразвитых странах, поэтому при полной туристской характеристике страны необходимо перечислить ее депрессивные районы. В некоторых странах существуют очаги напряженности или конфликтов, вплоть до военных. Они могут быть вызваны различными причинами: социальными, политическими, этническими, религиозными. В любом случае такие территории необходимо указывать в туристских характеристиках как непригодные для бизнеса. Неблагополучная социально-экономическая ситуация в стране может существенно ухудшить возможности и перспективы развития туризма. Причем в большинстве стран, особенно развивающихся, в столицах и главных туристских районах уровень преступности выше, чем в среднем по стране. Главным образом, это мелкое воровство, мошенничество и дорожно-транспортные нарушения. Обычно местные власти и администрация отелей предупреждают прибывающих туристов о такого рода опасности. Поэтому о тех странах, где эти нарушения являются системой, необходимо указать в общей характеристике. В каждой стране существуют свои особенности структуры и организации систем правопорядка, но нет нужды включать эти вопросы в качестве обязательных в туристскую характеристику каждой страны. Необходимость возникает в том случае, если действующая в стране система правопорядка существенно отличается от российской или от системы в странах ЕС, или за какие-либо проступки следуют суровые меры наказания (лишение свободы на длительный срок или даже смертная казнь). Под государственной политикой в сфере туризма подразумевается регулирование туристской деятельности с помощью национального права. В большинстве стран приняты государственные законы о туризме, но есть исключения, что требуется особо отметить в характеристике. Национальная администрация [по терминологии ВТО] — это орган исполнительной власти в стране, осуществляющий государственное управление, координацию и реализацию государственной политики в сфере туризма. Особое внимание следует уделить характеристике программ развития туризма. Практически в каждой стране приняты такие программы, различающиеся приоритетными направлениями туризма и особенностями географии. В частности, в некоторых странах главное внимание уделяется реконструкции и сохранению существующих культурно-исторических центров и памятников, в других — строительству новых туристских объектов, в третьих — предоставлению особых налоговых льгот фирмам и компаниям, способствующим развитию туризма в отсталых экономических районах. Иногда программы предусматривают ряд запретительных мер, например ограничение числа теплоходов, заходящих в порты, или запрещение полетов самолетов определенного класса, ограничение высотности зданий и пр. Все эти меры направлены на предотвращение негативных воздействий туризма на природу и население страны. Столица любого государства — центр прежде всего его политической жизни. Обычно это и крупнейший экономический, исторический и культурный центр страны, средоточие социальной и общественной жизни. Но есть исключения, например, столицы Бразилии, США, Австралии и ряда других стран не являются центрами экономики или культуры, поэтому на эту особенность необходимо в конкретном случае обратить внимание. Следует учитывать, что характеристика столицы включает вопросы не только политики, но и экономики, природы, культуры, а это, по сути дела, туристская характеристика микротерритории - города.