Конструктивные элементы корпусов редукторов
Корпусные детали являются составными частями редуктора и предназначаются для обеспечения правильного взаимного расположения сопряженных деталей редуктора, восприятия нагрузок, действующих в редукторе, защиты рабочих поверхностей зубчатых колес и подшипников от взвешенных инородных частиц окружающей среды, защиты масла от выброса его в окружающую среду при работе редуктора, отвода теплоты, а также для размещения масляной ванны (у редукторов с картерной смазкой).
Габаритные размеры корпусных деталей при компоновке редуктора в основном определяются типом, размерами и относительным расположением деталей передачи, системой смазки зацеплений и подшипниковых узлов.
Работоспособность кинематических пар (зубчатых зацеплений, подшипников и др.) зависит от жесткости корпусных деталей. Требуемая жесткость достигается за счет оптимальной формы и размеров корпустных деталей, а также за счет рационального использования ребер жесткости.
У большинства редукторов корпус выполняют разъемным. У цилиндрических, коническо-цилиндрических и червячных редукторов с расположением осей валов в горизонтальной плоскости может быть один разъем в плоскости осей валов. У многоступенчатых редукторов с осями валов в вертикальной плоскости (валы расположены горизонтально) может быть несколько разъемов (в горизонтальной и вертикальной плоскостях). Благодаря разъему в плоскости осей валов обеспечивается наиболее удобная сборка редуктора. Корпус может не иметь разъемов в плоскости осей валов. В этом случае сборку осуществляют вдоль осей (торцевая сборка) через предусмотренные отверстия на боковых стенках корпуса.
В большенстве корпусные детали получают методом литья, реже методом сварки (обычно при единичном производстве).
Для изготовления литых корпусных деталей широко используют чугун, сталь, а при ограничении массы изделия – легкие сплавы.
Корпусная деталь любого редуктора, несмотря на разнообразие форм и размеров, состоит из стенок ребер, бобышек, фланцев, приливов и других элементов.
Минимальная толщина стенки определяется условиями хорошего заполнения формы жидким металлом, Поэтому, чем больше размеры корпуса, тем больше толщина его стенок, Рекомендуемую минимальную толщину стенок определяют на основании опытных данных для отливок из чугуна и стали.
В практике проектирования корпуса редукторов толщину стенок , удовлетворяющую требованиям технологии литья и необходимой жесткости корпуса, определяют в зависимости от максимального действующего вращательного момента на тихоходном валу редуктора.
Корпусы современных редукторов очерчивают плоскими поверхностями, все выступающие элементы (бобышки подшипниковых гнезд, ребра жесткости) устраняют с наружных поверхностей и вводят внутрь корпуса, лапы подводят под болты крепления к основанию, чтобы не выступали за габариты корпуса, При такой конструкции корпус характеризуют большая жесткость и лучшие виброакустические свойства, повышенная прочность в местах расположения болтов крепления, уменьшение коробления при старении, возможности размещения большого объема масла, упрощение наружной очистки, удовлетворение современным требованиям технической эстетики.