Конструирование зубчатых цилиндрических колес внешнего зацепления
Конфигурация зубчатого колеса в определенной степени зависит от технологии получения заготовки, которая находится в тесной взаимосвязи с объемом выпуска изделия. При единичном и мелкосерийном производстве зубчатые колеса с da£150 мм изготовляют из круглого проката или поковок. Зубчатые колеса небольшого диаметра (da£200мм) выполняют преимущественно в виде сплошных дисков [3, с. 28, рис.16.1, а]. Иногда, для уменьшения механической обработки базовых поверхностей, на торцах выполняют небольшие проточки [3, c. 28. рис. 16.1, б].
При крупносерийном и массовом производстве применяют двусторонние подкладные штампы (открытые или закрытые); используют штамповку чаще в открытых штампах. Форма этих зубчатых колес показана на [3, c.28. рис. 16.1, в,г]
Зубчатые колеса состоят из обода, несущего зубья, ступицы, насаживаемой на вал, и диска, соединяющего обод со ступицей. При da > 500 мм зубчатые колеса выполняют литыми со спицами. Зубчатые цилиндрические стальные колеса малых диаметров выполняют обычно коваными; при диаметре da£500мм – коваными или штампованными.
Шестерни конструируют в двух исполнениях: отдельно от вала (насадная шестерня) и за одно целое с валом (вал - шестерня).
Вал – шестерня выполняют в том случае, когда
df1 < ddn+(7…9)m,
где m – модуль зацекления;
dбn – диаметр буртика под подшипник.
Размеры цилиндрических зубчатых колес показаны на (c. 28, рис. 2.1 а,б)
Диаметр ступицы стальных колес
dст » 1,6dв,
где dв – диаметр вала;
Размеры чугунных колес
dст » 1,8dв,
Длина ступицы
lcт » (1,2…1,5)dв,
Толщина обода
dо = (2…4)mn, но не меньше 8 мм
Толщина диска:
колеса кованые С » 0,3b;
колеса штампованные С » (0,2…0,3)b;
колеса литые С » 0,2b,
где b – ширина венца.
Диаметр центровой окружности
Dц.о. = 0,5(Dо + dст),
где До – внутренний диаметр обода.
Диаметр отверстий в диске колеса (в шестернях малых размеров не делают)
dотв =
Толщина ребер
S = 0,8С
На торцах зубчатого венца выполняют фаски. Размеры фасок принимают f » (0,6…0,7)m с округлением до стандартного значения (табл. 2.1). На прямозубых зубчатых колесах фаску выполняют под углом aср =45о, на косозубых колесах при твердости рабочих поверхностей < 350НВ под углом aср=45о, а при > 350НВ - aср =15о.
Острые кромки на торцах ступицы и углах обода притупляют фасками, размеры которых принимают по таблице 2.1.
Таблица 2.1
d | 20…30 | 30…40 | 40…50 | 50…80 | 80…120 | 120…150 | 150…250 | 250…500 |
f | 1,0 | 1,2 | 1,6 | 2,0 | 2,5 | 3,0 | 4,0 | 5,0 |