Б. Философско-социологические предпосылки построения модели глобального развития
Анализ выполненных проектов показывает, что основной их недостаток состоит в недостаточной разработке философско-социологических предпосылок моделей глобального развития. В чем же состоят эти предпосылки?
Человек принадлежит не только миру природы, но и своему собственному, социальному миру. Его отношение к природе есть не просто природное, а социальное явление, и возникающие на этой почве проблемы разрешимы лишь социальными средствами. Поэтому постановка и интерпретация глобальных проблем и задач построения модели глобального развития с позиций общесоциологической теории является безусловной необходимостью. Применение такой теории при решении задач построения модели глобального развития означает создание некоторой концептуальной схемы, теоретико-методологического подхода к моделированию глобальных процессов не только как процессов экологических, экономических или политических, но прежде всего как процессов комплексных, содержанием которых является изменение общественных отношений. При построении модели, которая отражала бы систему социальных изменений в современном мире, необходимо учитывать тот факт, что социальные процессы могут исследоваться и моделироваться, по меньшей мере, в двух направлениях.
В первом случае социальные процессы выступают как некоторый внутренний аспект процессов экономических, технических и других, пронизывающих все изменения в обществе. Это социальное содержание технико-экономических, научных, экологических - других проблем должно быть осмыслено социологией и выражено в теоретически обоснованной системе социальных показателей, описывающих состояние общества (или цивилизации) в целом.
В другом случае анализ и моделирование социальных процессов - это разработка социальных подсистем модели социального развития, например, подсистемы культурных изменений. С этой точки зрения глобальная модель может рассматриваться как способ переосмысления, переоценки роли традиционных социальных институтов и сложившихся культурных стандартов (“покорение природы” с помощью техники, культивирование материального потребления и т.д.) /3/.
Предполагается, что глобальную модель, пригодную для плодотворного анализа различных альтернатив развития человечества, можно построить лишь на таких философско-социологических предпосылках, которые позволяют конструктивно решать фундаментальные проблемы современности - сохранение мира и ускорения социального прогресса, ликвидации нищеты и всех форм социального неравенства. Эти предпосылки могут быть сформулированы следующим образом:
· Человек есть существо биосоциальное (при ведущей роли социального), а история человечества - продолжение истории природы. Поэтому и перспективы человечества должны рассматриваться с точки зрения взаимодействия общества и природы, биологического и социального. При этом, конечно, следует иметь ввиду, что именно социальное специфически характеризует человека, а социальные закономерности качественно отличны от законов природы;
· Общество и человек историчны, они изменяются, развиваются во времени. Сквозь массу случайного пробивает себе дорогу исторически необходимое, закономерное;
· Имманентную, исторически обусловленную, развивающуюся цель социально-общественного прогресса составляет “целостный человек”. Это личность, осуществляющая многообразную деятельность свободно и ответственно, активно и разносторонне взаимодействующая с другими человеческими личностями. Такого рода деятельность не может быть навязана человеку извне: она представляет собой результат его собственного выбора, становится в ходе истории абсолютным выявлением творческих дарований человека, без каких-либо других предпосылок, кроме предшествовавшего исторического развития.
· Важным условием формирования целостного человека должно стать всестороннее сотрудничество всех народов Земли, устранение войн, неравноправия в международных отношениях, консолидация усилий всего человечества в решении проблем глобального характера. /3. С.24/.
Фактором, позволяющим оптимистически смотреть на возможность консолидации человечества является развитие научно-технической революции (НТР), сопровождающейся глубокими качественными изменениями во всех сферах человеческой деятельности, глобальными по своим масштабам. Одно из этих последствий заключаются в том, что мощь технологического воздействия человека на природу стала сопоставимой с мощью самих природных сил и возникла угроза глобального кризиса или серии кризисов - экологического, энергетического, сырьевого и др.; следовательно, объединение усилий всего человечества для решения этих глобальных проблем оказывается жизненной необходимостью.