Тема 1. История развития музейного дела.

Для организации индивидуального подхода при проведении курсов по музееологии рекомендуется изучить интересы и наклонности учащихся в области мезеоологии.. Следует предложить заполнить предложенные ниже анкеты. Прежде чем ответить на вопросы, следует прочесть все варианты ответов, обвести кружочком номер одного или нескольких выбранных ответов или написать свой вариант ответа.

Анкета №1.

Какие формы музейной деятельности для Вас более привлекательны.

1. Комплектование коллекций

2. Реклама музея.

3. Краеведческие экспедиции..

4. Работа в архивах ,библиотеках.

5. Создание экспозиций.

6. Общение с посетителями ( проведение экскурсий, лекций, консультаций)

7. Организация конкурсов, праздников, музейных вечеров, концертов.)

8. Другие формы работы------------------------------------------------------------------

Анкета№2

Что такое музей по Вашему мнению.( напишите одно или несколько определений)

Музей - это----------------------------------------------------------------------------------------------

Анкета №3.

Чем, по Вашему мнению должен отличаться школьный музей от других музеев?

1. Только тем, что находится в школе?

2. Он должен быть адресован детям и быть интересным для них.

3. В нем хотя бы некоторее экспонаты можно брать в руки.

4. В нем можно рисовать, мастерить, проводить опыты.

5. Он может рассказывать о жизни школы.

6. Часть экспонатов для него создается руками детей.

7. Учителя сами могут проводить здесь уроки.

8. Сюда можно периходить чаще, чем в другие музеи.

9. Другие ответы.-----------------------------------------------

Анкета №4.

Представьте, что Вы создаете музей. Придумайте для него название и напишите каким он будет.-------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Тема 4. Охрана культурного и природного наследия. (включая реставрационные и консервационные работы). 2 часа.

Государственная охрана культурного и природного наследия.

Особенность изучения темы заключается в организации самостоятельной работы учащихся с отдельными статьями законов и положений, регламентирующих охрану объектов культурного наследия. Отдельные статьи, включающие содержание терминов и мероприятий могут быть проработаны самостоятельно учащимися.

Основополагающим документом при изучении темы являются статьи 6, 8, 12 Закона РФ от 9 октября 1992 г. N 3612-I "Основы законодательства Российской Федерации о культуре". Статьи определяют ряд ключевых положений современного законодательства о культуре:

q равное достоинство культур народов и иных этнических общностей Российской Федерации, их прав и свобод в области культуры;

q неотъемлемость права каждого человека на культурную деятельность;

q право на приобщение к культурным ценностям.

Определение понятий, заложенных в законодательстве: Федеральный закон от 25 июня 2002 г. N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" (с изменениями от 27 февраля 2003 г.). Статьи 3, 4 раскрывают понятия культурное наследие, памятник, ансамбль, достопримечательные места, и категориями объектов культурного наследия: объекты федерального, регионального и муниципального значения.

Ст. 6, 33 ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации" раскрывают содержание понятия государственной охраны объектов культурного наследия. Необходимо акцентировать внимание на одной из основных составляющих понятия государственной охраны объектов культурного наследия – учет, который включает в себя паспортизацию объекта, государственный контроль, в том числе, за использованием объектов культурного наследия, включение особо ценных объектов в государственный реестр. При работе со ст. 33 особенно следует обратить внимание на п. 4, 6, предусматривающие ответственность за повреждения объектов культурного значения, и необходимость согласования градостроительной документации.

Музей, как одно из учреждений, осуществляющий собирание, учет, сохранение, изучение и популяризацию объектов культурного наследия. Работа с Федеральным законом от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ "О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации" (с изменениями от 10 января 2003 г.). Статья 3 ФЗ раскрывает основные понятия и формы работы музея: культурные ценности, музейный предмет, музейная коллекция, музейный фонд, музей, хранение, публикация.

Основные виды деятельности музеев изложены в статьях 27, 33, согласно которым, хранение, выявление и учет музейных предметов и музейных коллекций имеют приоритетное значение.

Музейный фонд Российской федерации по формам собственности состоит из государственной и негосударственной части. Ст. 13, 15, 16, 19, 20, 21 определяют состав государственной и негосударственной части музейного фонда, порядок включения музейных предметов в состав музейного фонда РФ и их исключения, положения об управлении музейными предметами и музейными коллекциями. При работе со статьями ФЗ необходимо акцентировать внимание учащихся на различии понятий «собственность» и «оперативное управление».

Публикация музейных предметов как одно из направлений деятельности музеев. Публикацией считается представление музейного предмета для обозрения. Это может быть представление предмета на экспозиции, на выставке, помещение изображения в каталоге, электронном каталоге и т.п. Следует различать понятия публикации музейного предмета и тиражирование его изображения в коммерческих целях.

Понятие лицензия и лицензированная деятельность. Основные виды лицензированной деятельности учреждений, осуществляющих собирание, учет, изучение, консервацию памятников материальной культуры. Объяснить, почему комплектование и хранение государственных наград, холодного и огнестрельного оружия, предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни, является лицензированной деятельностью государственных музеев.

Консервация и реставрация объектов культурного наследия.

Для изучения темы необходимо, прежде всего, провести работу с терминами консервация, ремонт, реставрация, воссоздание объекта культурного наследия (ст. 41, 42, 43, 47 Федерального закона "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации").

Необходимо обратить внимание на порядок производства работ по сохранению объекта культурного наследия (ст. 46):

q Наличие задания от органа, осуществляющего контроль за сохранением объекта (в зависимости от категории объекта федеральным или региональным органом);

q Наличие лицензии на производство консервационных и реставрационных работ;

q Проведение реставрационных работ в соответствии с реставрационными нормами, и только в случаях, не противоречащих интересам сохранения данного объекта культурного наследия.

q Осуществление научного руководства при проведении консервационных и реставрационных работ.

Реставрационные работы предваряет заседание реставрационного совета музея или учреждения, на чьем балансе находится объект культурного наследия. На заседании совета предоставляются сведения об объекте с указанием повреждений и необходимых консервационных или реставрационных работ, назначается ответственный за проведение реставрации. При проведении реставрационных работ обязательным этапом является фотофиксация объекта или предмета. За время реставрационных работ фотофиксация производится как минимум три раза: до производства реставрационных работ, во время реставрационных работ, после реставрационных работ. Параллельно проведению консервационных или реставрационных работ ведется паспорт, где фиксируются все производимые действия, с приложением фотографий. После окончания работ проводится заседание реставрационного совета, где принимается отчет о проведении реставрационных работ.

Проверочное задание на усвоение терминов:

I вариант: ученики называют памятники, ансамбли, достопримечательные места, известные из курса истории, литературы, краеведения и определяют их категории;

II вариант: учитель предлагает изображения памятников, ансамблей, достопримечательных мест и предлагает определить терминологию и категории объектов.

Рекомендации по проведению лекции: обратить особое внимание о нахождении музейных предметов в государственной собственности и передаче их в оперативное управление музеев. Рассказать об основных видах лицензированной деятельности музеев. Объяснить, почему комплектование и хранение государственных наград, холодного и огнестрельного оружия, предметов, содержащих драгоценные металлы и драгоценные камни является лицензированной деятельностью государственных музеев.

Основные термины: музейный фонд, объект культурного наследия, лицензированная деятельность, оперативное управление, контрабанда музейных предметов, консервация объектов культурного наследия, реставрация объектов культурного наследия.

Практическая деятельность учащихся: 0,5 часа. Работа с отдельными статьями документов: ФЗ «О музейном фонде и музеях РФ»: закрепление понятия о государственной собственности музейных предметов, о музеях, как учреждений, где музейные предметы находятся в оперативном управлении. Разработать Устав проектируемого музея.