Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом.
( А. С. Пушкин)
Роговая музыка возникла в России в начале 1750-х гг. (более точная дата
организации первого оркестра не установлена). Идею создания роговой музыки
подал гофмаршал елизаветинского двора С. К. Нарышкин в 1751 г. Первое
публичное выступление оркестра рожечников состоялось примерно в 1753 г.
Отношение к роговой музыке было восторженное: "О роговой музыке, нигде,
кроме России, не известной, отзывались с восхищением все, кому доводилось ее
слышать... Иностранцы, искушенные ценители музыки, знававшие и слыхавшие
Бетховена, Гайдна и Моцарта, писали, что роговую музыку "нельзя не назвать
божественной, потому что она слишком необыкновенна для земли"... М. И.
Глинка говорил, что она производит "волшебный эффект"... Если принять во
внимание необыкновенную мощность ее "как будто кипящего" звука,
рассчитанного на необъятные русские просторы (она была слышна на 4-5, а при
тихой погоде и на 7 верст), и ее репертуар, состоящий, как теперь выяснено,
главным образом из народных песен, то станет понятным, что роговая музыка не
могла не очаровать Ломоносова" (Ломоносов М. В. Полн. собр. соч., т. 8, с.
1031). Специальный анализ ломоносовского стихотворения был сделан в свое
время советским историком музыкальной культуры: "Не касаясь музыки как
интимно-психологического, личного, лирического начала... не вдаваясь в ее
общественные или бытовые проявления... Ломоносов дает внеиндивидуальную
поэтическую картину в духе чистого и высокого классицизма, выделяя лишь
музыку как некий общий праздничный фон жизни. Особенно любопытно, какие
именно сферы выражения Ломоносов слышит в музыке контрасты: "охотнический
шум", который "движет кровь" - и сельская идиллия, рев рогов - и тихая
свирель; Марс и пастораль, т. е. именно те сильнейшие, наиболее типичные,
"самые классические" контрасты, которые определялись вне чисто лирической
музыки XVIII столетия. К ним как к характернейшей условности века и вместе
реальному "отбору" средств сводит поэт истоки роговой музыки, полагая, что
она совместила в себе эти контрасты. Мысль столь же простая и сильная, сколь
впечатляющая и точная" (Ливанова Т. Русская музыкальная культура XVIII в. в
ее связях с литературой, театром и бытом, т. 1. М., 1952, с. 64).
coding_js_asc("CBE8F2E5F0E0F2F3F0E03A") Литература