КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА НЕДОСТАТКОВ РЕЧИ СТУДЕНТОВ

Профессиональная речь и речь повседневная качественно отличаются друг от друга. Например, в жизни, в быту, человек может говорить взволнованно, горячо, но неясно, нечетко, невнятно. Это не беда, так как у его слушателей есть возможность переспросить и уточнить, что он хотел сказать. В условиях профессиональной деятельности такой возможности нет.

Специфика его профессии требует от учителя обязательного владения правильной русской речью, нормами литературного произношения.

Человек в жизни может иметь тусклый, незвучный, ограниченный в своем диапазоне голос. Профессиональная деятельность требует от педагога поставленного голоса. Голос учителя должен быть гибким, подвижным, звучным, «полетным», достаточного диапазона.

Самый распространенный недостаток речи, который имеется в той или иной степени почти у каждого студента и на устранение которого уходит очень много времени, — это диалектное произношение.

Наиболее трудно преодолимое диалектное произношение — это так называемая «разновеликость» гласных, когда гласные в ударном и безударном положении произносятся одинаково с точки зрения длительности. Между тем в русском языке все гласные в безударном положении изменяются количественно, т. е. произносятся короче гласного, который находится в ударном слоге, а некоторые звуки изменяются и качественно.

Над устранением диалектного произношения студентам приходится работать в течение всего срока обучения в педагогическом вузе. Диалектное произношение изживается с большим трудом, часто напоминает о себе в профессиональной деятельности, и тем студентам, у которых оно было, рекомендуется работать над своей речью и после окончания педагогического вуза.

Другой, довольно часто встречающийся недостаток речи, — это так называемое «скороговорение» — очень быстрая речь, результат которой «проглатывание» или «съедание» начала и конца слова.

Еще одним весьма распространенным недостатком является невнятность, нечеткость речи, затрудняющая не только понимание отдельных слов, но и общий смысл высказывания. Причины невнятной речи — неподвижные вялые губы, плохо раскрытый рот. В результате вялой речи плохо произносятся и гласные, и согласные звуки, а речь делается невразумительной.

Все названные выше недостатки речи: диалектное произношение, «скороговорение», вялая, невнятная речь, а также отдельные недостатки произношения гласных и согласных звуков требуют от студентов упорной, кропотливой и систематической работы.