Дух дерева

 

На этот раз победа Лак Лонг куана принесла спокойствие жи­телям равнин. Но бедствия людей не закончились. В сре­динных районах жил оборотень Мок Тинь — дух дерева.

Совершить последний, третий подвиг — уничтожить духа дерева21 — Лак Лонг куану оказалось не под силу, тут на помощь ему пришел отец — Кинь Зыонг выонг.

Давным-давно в Фонгтяу росло вековечное дерево, оно на­зывалось Тиен Дан — сандаловое дерево. Ствол его высился как тысячеэтажная башня, а вершина вздымалась высоко в небо. Ли­ства была так густа и обильна, что никто не знал, на сколько ты­сяч зямов простираются вдаль его ветви. На этом огромном дере­ве вили себе гнезда сороки, сойки, дрозды и другие птицы, а са­ма местность получила название Батьхак — Белый Журавль.

Неизвестно, сколько тысяч лет росло это дерево, но потом оно высохло, сгнило и обратилось в злого демона Мок Тиня, владевшего многими колдовскими чарами и вредившего людям. Кинь Зыонг выонг решил разделаться с ним. Сражение продол­жалось долго, но наконец Мок Тиня удалось победить. Он был тяжело ранен и, собрав последние силы, бежал.

Отлежавшись в каком-то глухом месте, демон опять при­нялся за старое. Он менял обличья и неожиданно появлялся в разных деревнях, сегодня его можно было встретить в одном месте, а завтра глядишь, он объявился уже где-то за тысячу ли. Питался демон человеческим мясом. Чтобы хоть как-то умень­шить его вредоносность, людям пришлось построить ему кумир­ню и всячески ублажать. Каждый год в тридцатый день двена­дцатой луны ему приносили в жертву живого человека, и тогда он несколько утихомиривался до следующего жертвоприноше­ния. Из поколения в поколение люди передавали имя этого де­мона — Сыонг Куонг — Костлявый Безумец. Местные жители приспособились ловить лаосцев и отправлять их вместо себя на растерзание Сыонг Куонгу.

Во времена Цинь Ши-хуана22 человеческие жертвы попы­тались запретить, но Сыонг Куонг сильно разгневался и стал убивать всех, кто под руку попадется. Старый порядок пришлось возобновить. Только при императоре Динь Тиен хоанге23 нашел­ся чародей, монах-китаец, который справился с демоном. Он устроил праздник с представлением. Демон тоже явился посмот­реть, и тут чародей, выждав удобный момент, обезглавил его24 [14, 48].

Про сандаловое дерево, росшее в уезде Батьхак, рассказы­вают и такую историю.

В месте слияния трех рек росло огромное сандаловое дере­во с густой листвой. Некий Белый Журавль, превратившийся в тиня (духа), постоянно кружил над этой местностью. Он ловил людей, в клюве приносил их в свое гнездо, устроенное на сандаловом дереве, и там поедал. Человеческие кости кучами громоз дились на берегах. Государь был очень обеспокоен. Никто не знал, как избавиться от этого бесовского журавля.

Однажды из реки вышел красивый статный юноша. Он попросил у государя разрешения покончить с бесовщиной, и тот, конечно, с радостью согласился.

Юноша вооружился серпом, насаженным на длинную пал­ку, и отправился к сандаловому дереву. Бесовская птица, слетев с дерева, стала кружиться над ним, но он быстро зацепил ее сер­пом за шею, пригнул к земле и отсек голову, после чего тут же исчез25 [11, 100-101].

О Лонг куане есть еще и такое предание.