ПРОВЕРКИ ЗНАНИЙ

Систематика растений — это большой раздел ботаники, изучающий многообразие ныне существующих и вымерших растений, их родственные отношения и пути эволюции рас­тительного мира в целом, а также его отдельных ветвей.

Главные таксономические (систематические) / единицы: вид (species), род (genus), семейство (familia), порядок (ordo), класс (class), отдел (divisio), растительный мир (regnum vegetabile). Основная единица систематики - - вид.

Научное название вида по бинарной (двойной) номенкла­туре, предложенной в середине XVIII века шведским ученым К. Линнеем, состоит из двух латинских слов. Первое слово -это название рода, второе — видовой эпитет, редко видовой эпитет состоит из двух и более слов. После латинского назва­ния вида пишется сокращенно фамилия или инициалы автора, давшего название виду. Например, вид Pyrus communis L. -груша обыкновенная, состоит из двух слов: родовое назва­ние — Pyrus — груша, видовой эпитет — communis — обык­новенная. Буква «L» в конце названия вида указывает, что такое название было дано Линнеем. В «Списке важнейших растений» указаны основные виды растений различных се­мейств, которые следует знать студентам (100 видов).

Иногда в определителях растений после фамилии автора в скобках стоят другие названия растения, данные ему раз­личными авторами. Например, Fragaria moschata, Duch. (F. elator Ehrh.) - - земляника мускусная, клубника; Poten-tilla erecta L. Raeusch. (Tormenilla erecta L. Potentilla. Tor-mentilla Neck.) —лапчатка прямостоячая, калган, узик. Для учебных целей нужно писать которое считается современным, а названия видов, данные в скобках, следует опускать.

Особенностью систематики растений является большое разнообразие растений, отличающихся по местам обитания, внешнему и внутреннему строению, жизненным циклам, по происхождению, роли в природе и народном хозяйстве.

При изучении систематики растений используются раз­личные методы: наблюдения в природе за дикорастущими и культурными растениями, сбор и определение гербария, мор­фологическое описание растений, выращивание растений в полевых и комнатных условиях, проведение фенологических наблюдений, работа с учебником и дополнительной литерату­рой, посещение лекций и лаборатордо-практических занятий в период сессии, участие в работе добровольного общества ох­раны природы. Особенно надо подчеркнуть значение непосред­ственных наблюдений в природе и определения растений.

Учебный материал изучается в следующей последователь­ности.

Низшие растения — Tallobionta

1.Подцарство Предклеточные — Procytobionta
Отдел Вирусы — Virophyta

2. Подцарство Таллофиты предъядерные - Tallobionta
procariota

Отдел Бактерии — Bacreriophyta

Отдел Синезеленые водоросли — Cyanophyta

3. Подцарство Таллофиты ядерные пластидные -- Tallo­
bionta eucaryota

Отдел Золотистые водоросли — Chrysophyta Желтозеленые — Xanthophyta Диатомовые или кремнистые — Diatomophyta Пирофитовые — Pyrrophyta Криптофитовые — Cryptophyta Эвгленовые — Euglenophyta Бурые — Phaeophyta Красные — Rhodophyta

Зеленые — Chlorophyta

Лишайники — Lichenophyta

4. Подцарство Таллофиты беспластидные - Thallophyta

aplastidae

Отдел Грибы — Mycophyta

Слизевики — Myxophyta

 

Высшие или зародышевые растения — Cormobionta

5. Подцарство Предпобеговые архегоииальные — Ргосо-

rmobionta archegoniatae

Отдел Моховые — Bryophyta

Риниевые — Rhyniophyta

Псилотовые — Psilotophyta

6. Подцарство Побеговые архегониальные - Cormobion­ta archegoniatae

Отдел Плауновые — Lycopodiohpyta

Хвощевые — Equisetophyta

Папоротниковые — Polypodiophyta

Сосновые (Голосеменные) - Pinophyta (Gymnospermae)

7. Подцарство Побеговые пестичные — Cormobionta gy-

Noeciatae

Отдел Цветковые, или Покрытосеменные - Anthophyta

(Angiosperrnae)

Класс Двудольные — Dicotyledoneae

Класс Однодольные — Monocotyledoneae

Необходимо усвоить методы филогенетической системати­ки и современные филогенетические системы (Веттштейн, Галлир, Бэсси, Буш, Энглер, Кузнецов, Гроссгейм, Тахтаджян и др.).

При изучении низших растений обратите особое внимание на отделы: синезеленые и зеленые водоросли, грибы. По каж­дому отделу необходимо знать конкретных представителей, их систематическое положение, строение клеток, способы пи­тания и размножения, а также условия местообитания и роль в природе и жизни человека. Роль синезеленых и зеленых водорослей в «цветении» водоемов, повышения плодородия почвы. Применение сапропеля в сельском хозяйстве. Исполь­зование хлореллы и других зеленых водорослей для кормления домашних животных, а также для осуществления системы жизнеобеспечения в космических полетах.

Среди грибов имеются грибы-сапрофиты и грибы-парази­ты. Необходимо обратить особое внимание на грибы-паразиты, приносящие значительный ущерб сельскохозяйственному производству (фикомицеты, ржавчинные, головневые). Сле­дует знать не только их строение, но и жизненный цикл, ос­новные меры борьбы.

В природе очень распространены грибы-сапрофиты. Следу­ет изучить их строение, питание, размножение. Необходимо знать использование этих грибов в народном хозяйстве: грибов-фикомицетов для получения кормового белка, грибов-гименомицетов для питания человека и диких животных. Осо­бое значение приобрело выращивание этих грибов в теплицах (шампиньоны, вешенка). Следует четко понимать роль в кру­говороте веществ автотрофов и гетеротрофов, их взаимосвязь и взаимозависимость. Роль грибов-сапрофитов в повышении плодородия почв, использование их как микоризо-образователей.

Изучая высшие архегониальные растения, четко усвойте строение представителей этой группы растений, чередование гаметофита (половое поколение) и спорофита (бесполое поко­ление) в жизненном цикле, выясните преобладающее поколе­ние. Необходимо усвоить, что в процессе эволюции высших растений шла редукция (упрощение) гаметофита и усложне­ние спорофита. Такое направление эволюции связано с при­способлением высших растений к жизни на суше. Крайнев сте­пени редукции гаметофит достигает у цветковых растений, а спорофит достигает высокой степени совершенства.

Обратите внимание на народнохозяйственное значение представителей этой группы растений и их роль в природе: использование торфа в сельском хозяйстве, роль мохообраз­ных в заболачивании территорий, хвощи как показатели кис­лых почв, использование спор плауна в медицине и металлур­гии.

Изучите разностороннее применение значение голосемен­ных растений особенно из порядка сосновых. Следует знать примеры растений, занесенных в Красную книгу СССР.

Среди цветковых растений изучите семейства из класса Двудольных растений: Лютиковые, Бобовые, Капустные (Крестоцветные), Пасленовые, Астровые (Сложноцветные), Сельдерейные (Зонтичные), Тыквенные, а среди класса Одно­дольных семейства: Мятликовые (Злаки), Лилейные, Лу­ковые. Следует знать строение вегетативных и генеративных органов растений этих семейств, характерных представителей и практическое значение.

В различных семействах необходимо выделить: культурные (овощные, плодовые, ягодные, масличные, зерновые и т. д.), дикорастущие, сорные, лекарственные, медоносные, декора­тивные, алкалоидные, дубильные и другие группы растений. Их применение в народном хозяйстве. План характеристики семейства приводится ниже.

 

Вопросы для самопроверки

 

Для самостоятельной проверки знаний служит программа и вопросы, помещенные ниже. Большую помощь при проверке знаний имеет выполнение схем жизненных циклов и рисунков, написание формул и диаграмм цветков, составление надписей к ним, а также проверка усвоения основных ботанических терминов, латинских и русских названий растений. При этом необходимо контролировать по учебнику или пособию пра­вильность ответов.

Низшие растения. Подцарства: предклеточные

таллофиты предъядерные, таллофиты беспластидные,

таллофиты ядерные

1.Систематика растений как наука. Таксономические
(систематические) единицы растительного мира.

2. Понятие о виде у растений. Бинарная номенклатура.
Филогенетические системы растительного мира.

3. Строение первых сухопутных растений.

4. Характерные признаки низших растений (среда оби­тания, строение тела, питание, размножение). Круговорот
веществ в природе и роль в нем низших растений.

5. Классификация низших растений. Краткая характери­стика отделов.

6. Синезеленые водоросли, строение их клеток. «Цветение
водоемов». Использование сапронелл в сельском хозяйстве и медицине.

 

7. Диатомовые водоросли, строение их клеток, размно­жение.

8. Зеленые водоросли. Строение их клеток, размножение,
классификация. Хлорелла, ее использование в животноводст­ве и для космических полетов.

9. Важнейшие представители зеленых водорослей, их
строение, размножение, среда обитания, роль в природе. Ох­рана низших растений.

 

10.Красные водоросли, среда обитания, строение и раз­множение.

11.Бурые водоросли, среда обитания, строение, размно­жение. Практическое значение бурых водорослей. Выращи­вание водорослей в культуре.

12.Общая характеристика грибов (среда обитания, строе­ние тела, питание, размножение). Классификация грибов.

13.Характеристика класса фикомицетов. Наиболее рас­пространенные грибы-паразиты из этого класса, строение их тела, размножение, роль в природе и сельском хозяйстве. Ис­пользование фикомицетов для получения кормового белка.

14.Характеристика класса сумчатых грибов. Формирова­ние сумки. Типы плодовых тел. Классификация.

15.Наиболее распространенные грибы-паразиты и грибы-сапрофиты из класса сумчатых, строение их тела, основные
черты жизненного цикла. Вред, причиняемый культурным растениям грибами-паразитами.

16.Характеристика класса базидиальных грибов. Форми­рование базидии. Классификация.

17.Грибы-сапрофиты из класса базидиальных, строение их тела, размножение, роль в природе. Выращивание грибов-сапрофитов в теплицах. Правила сбора грибов в природе.Ядовитые грибы.

18.Грибы-паразиты из класса базидиальных, их строе­ние. Жизненный цикл однохозяйного и двухозяйного паразита.
Основные понятия о мерах борьбы с грибами-паразитами.
Вред, причиняемый культурным растениям грибами-парази­тами.

 

Высшие растения. Подцарства: предпобеговые архегониальные и побеговые архегониальные

1.Происхождение и пути развития высших растений.Классификация высших растений.

2. Приспособления высших растений к жизни на суше
(морфологические, анатомические, биологические).

3. Понятие об архегониальных растениях. Строение ар-
хегония и антеридия. Чередование гаметофита и спорофита
в жизненном цикле.

4. Отдел Мохообразные растения (общая характеристи­ка). Строение и жизненный цикл кукушкина льна. Сфагнум
и его роль в образовании торфа. Роль кукушкина льна и
сфагнума в образовании болот. Использование торфа в сель­ском хозяйстве.

5. Отдел Плауновые. Строение и жизненный цикл равноспоровых (плаун булавовидный) и разноспоровых (селагинелла) плаунов.

6. Отдел Хвощевые. Жизненный цикл хвоща полевого.
Строение гаметофита и спорофита. Хвощ как показатель кис­лых почв.

7. Отдел Папоротниковые. Строение и жизненный цикл мужского папоротника. Чередование гаметофита и спо­рофита. Разнообразие папоротников и их охрана

8. Отдел Голосеменные растения. Характерные предста­вители этого отдела, их распространение по поверхности
земли. Голосеменные. Охрана и рациональное использование хвойных лесов.

9. Строение и жизненный цикл сосны обыкновенной.
Строение мужского и женского гаметофита. Оплодотворение.
Развитие семян.

 

10.Строение и эволюция гаметофита и спорофита совре­менных архегониальных растений.

11.Разноспоровость (на примере архегониальных расте­ний) и ее эволюционное значение.

Подцарство побеговые пестичные (цветковые)

1.Характерные признаки покрытосеменных растений.
Класс Однодольные и класс Двудольные.

2. Филогенетические системы покрытосеменных расте­ний. Основные положения, лежащие в их основе.

3. Строение и эволюция цветка. Признаки высокой и низкой организации цветка.

4. Строение и развитие тычинки. Микроспорогенез. Строение мужского гаметофита цветковых растений.

5. Строение и развитие пестика. Мегаспорогенез. Строе­ние женского гаметофита цветковых растений.

6. Сем. Лютиковые. Характеристика вегетативных и ге­неративных органов на примере конкретных представителей.
Формулы цветков. Дикорастущие, декоративные, лекарствен­ные растения из этого семейства и их использование. Латин­ские названия растений.

7. Сем. Камнеломковые. Ботаническая характеристика смородины.

8. Сем. Розановые. Строение листьев, цветков и плодов
представителей подсемейств: шиповниковые, яблоневые, сли­вовые. Формулы и схемы цветков.

 

10.Строение и жизненный цикл сосны обыкновенной.
Строение мужского и женского гаметофита. Оплодотворение.
Развитие семян.

 

12.Строение и эволюция гаметофита и спорофита совре­менных архегониальных растений.

13.Разноспоровость (на примере архегониальных расте­ний) и ее эволюционное значение.

Подцарство побеговые пестичные (цветковые)

9.Характерные признаки покрытосеменных растений.
Класс Однодольные и класс Двудольные.

10.Филогенетические системы покрытосеменных расте­ний. Основные положения, лежащие в их основе.

11.Строение и эволюция цветка. Признаки высокой и
низкой организации цветка.

12.Строение и развитие тычинки. Микроспорогенез.
Строение мужского гаметофита цветковых растений.

13.Строение и развитие пестика. Мегаспорогенез. Строе­ние женского гаметофита цветковых растений.

14.Сем. Лютиковые. Характеристика вегетативных и ге­неративных органов на примере конкретных представителей.
Формулы цветков. Дикорастущие, декоративные, лекарствен­ные растения из этого семейства и их использование. Латин­ские названия растений.

15.Сем. Камнеломковые. Ботаническая характеристика
смородины.

16.Сем. Розановые. Строение листьев, цветков и плодов
представителей подсемейств: шиповниковые, яблоневые, сли­вовые. Формулы и схемы цветков.

9. Важнейшие дикорастущие и культурные растения из сем. Розановых. Их рациональное использование и охрана. Латинские названия растений.

10.Сем. Мотыльковые. Характеристика вегетативных и
генеративных органов на примере конкретных представите­
лей. Формула цветка.

11.Важнейшие дикорастущие и культурные растения из
сем. Мотыльковых. Латинские названия растений. Роль этих
растений в повышении плодородия почвы и использование их
в народном хозяйстве.

12.Сем. Льновые. Ботаническая характеристика льна.

13.Сем. Сельдерейные. Строение вегетативных и генера­тивных органов. Важнейшие культурные и дикорастущие ра­стения этого семейства. Ядовитые растения. Латинские назва­ния растений.

14.Сем. Виноградные. Ботаническая характеристика ви­нограда.

15.Сем. Пасленовые. Важнейшие овощные, ядовитые, ди­корастущие растения и их использование. Латинские названия
растений.

16.Сем. Маревые. Ботаническая характеристика свеклы.

17.Сем. Капустные. Характеристика вегетативных и гене­ративных органов. Видоизменения вегетативных органов.
Овощные, сорные, дикорастущие растения из этого семейст­ва, их использование. Латинские названия растений.

18.Сем. Тыквенные. Овощные и дикорастущие растения
из этого семейства.

19.Сем. Астровые. Типы цветков и корзинок. Формулы
цветков. Важнейшие представители этого семейства (овощ­ные, декоративные, сорные, лекарственные, дикорастущие),
их значение.

20.Сем. Лилейные. Овощные, декоративные, дикорасту­щие растения из этого семейства, их значение. Латинские на­звания растений.

21.Сем. Луковые. Овощные, дикорастущие растения из
этого семейства, их значение. Латинские названия растений.

22.Сем. Мятликовые. Характеристика вегетативных и
генеративных органов. Схема строения простого колоска
злаков.

23.Важнейшие зерновые, луговые, сорные злаки. Группы
злаков по степени кормового достоинства и степени кущения.
Латинские названия растений.

 

24.Культурные растения из класса Однодольных и клас­са Двудольных.

25.Декоративные растения из разных семейств.

26.Лекарственные, медоносные и ядовитые растения из
разных семейств.

27.Сорные растения из класса Однодольных и класса
Двудольных. Латинские названия растений.

28.Важнейшие пищевые и кормовые растения из разных
семейств. Латинские названия растений.