Асфальтовые строительные растворы и бетоны

Строительный раствор— смесь мелкого минерального заполните­ля и вяжущего вещества, приобретающая с течением времени камнеподобное состояние.

Асфальтовый раствор— строительный раствор на основе ас­фальтового вяжущего и мелкого минерального заполнителя.

Асфальтовое вяжущее вещество— смесь нефтяного битума с тонкомолотыми минеральными наполнителями — порошками из­вестняка, доломита, мела, асбеста, шлака. Мелкий наполнитель в ас­фальтовом вяжущем веществе не только уменьшает расход битума, но и повышает температуру размягчения бетона. Прочность асфальтового вяжущего вещества обусловлена соотношением компонентов шума и наполнителя (Б/Н) и пористостью после уплотнения и за­твердевания. При оптимальном соотношении Б/Н весь битум адсорбирован в виде тонких непрерывных пленок на поверхности частиц тонкомолотого наполнителя, поэтому асфальтовое вяжущее имеет наибольшую прочность. Для повышения биостойкости в состав би­тумного вяжущего вводят антисептики.

Мелким минеральным заполнителем в асфальтовых растворах являются чистые природные и искусственные пески с содержанием пылевато-глинистых частиц не более 3 % по массе.

Состав асфальтового раствора должен быть такой, чтобы пус­тоты в песке были полностью заполнены асфальтовым вяжущим с избытком 10...15% для обволакивания песчинок.

Асфальтовые бетоны— искусственный каменевидный матери­ал на основе асфальтового раствора и крупного минерального за­полнителя, которым является щебень из прочных и морозостойких изверженных, осадочных и метаморфических горных пород, а также из металлургических шлаков.

Асфальтовые бетоны укладывают в горячем или холодном (на жидких битумах и битумной эмульсии) состоянии. Формирование структуры при горячем способе укладки происходит в период уплот­нения, а при холодном продолжается 10...30 сут.

Потребительские свойства асфальтового бетона зависят от примененного асфальтового вяжущего, состава бетона и его порис­тости. Наиболее агрессивными слоями по отношению к битуму, ко­торые могут содержаться в воде, являются сульфаты натрия и магния. Асфальтовые бетоны делят: по виду крупного заполнителя (ще­беночные и гравийные); по температуре, при которой укладывают и уплотняют смесь в покрытия, и вязкости применяемого битума (горя­чие — 80... 110°С, теплые — 40...60°С и холодные — 15...20°С); по мак­симальной крупности зерен минерального наполнителя (крупнозернистый — до 40 мм, среднезернистый до 25 мм, мелкозернистый — до 15 мм и песчаный — до 5 мм).

По пористости асфальтовые бетоны можно разделить на плот­ные и газовоздушные. Пористость плотного асфальтового бетона обычно 5...7%. Такие бетоны практически водонепроницаемы. По­ристость ухудшает долговечность асфальтового бетона, т.к. с ее возрастанием увеличивается водопоглощение, снижаются морозо- и коррозионная стойкость.

На показатели прочности асфальтового бетона в отличие от цементного сильно влияет температура. Асфальтовые бетоны и растворы лучше, чем цементные, противостоят коррозии.

Асфальтовые бетоны подразделяют по назначению на гидро­технические, дорожные и аэродромные, бетоны для устройства полов в промышленных цехах и складских помещениях, для плоской кровли и стяжек.

Гидротехнические асфальтовые бетоны используют для устройства экранов и в уплотняющих конструкциях (швах) сооружений, в качестве гидроизоляционных слоев при строительстве каналов, шлюзов, ирригаци­онных сооружений. При модифицировании битумного вяжущего полиме­ром (латексом, бутилкаучуком и др.) получают асфалътополимербетон, применяемый для устройства монолитных и сборных противофильтрани­онных экранов и облицовок гидросооружений, возводимых в районах Крайнего Севера. Специальные виды плотного бетона, изготовленные на химически стойких заполнителях, применяют для создания кислото- и щелочестойких покрытий. Имеются декоративные асфальтовые бетоны (цветные и с заданной фактурой), из которых выполняются разделитель­ные полосы на дорогах, переходы, полы вестибюлей гражданских зданий.

Газоасфальтизготовляют на основе битумно-известковой пасты с добавкой 10...15% портландцемента и алюминиевой пудры в качестве газообразователя. Используют в конструкциях кровельных панелей и теплогидроизоляции трубопроводов.