Асфальтовые строительные растворы и бетоны
Строительный раствор— смесь мелкого минерального заполнителя и вяжущего вещества, приобретающая с течением времени камнеподобное состояние.
Асфальтовый раствор— строительный раствор на основе асфальтового вяжущего и мелкого минерального заполнителя.
Асфальтовое вяжущее вещество— смесь нефтяного битума с тонкомолотыми минеральными наполнителями — порошками известняка, доломита, мела, асбеста, шлака. Мелкий наполнитель в асфальтовом вяжущем веществе не только уменьшает расход битума, но и повышает температуру размягчения бетона. Прочность асфальтового вяжущего вещества обусловлена соотношением компонентов шума и наполнителя (Б/Н) и пористостью после уплотнения и затвердевания. При оптимальном соотношении Б/Н весь битум адсорбирован в виде тонких непрерывных пленок на поверхности частиц тонкомолотого наполнителя, поэтому асфальтовое вяжущее имеет наибольшую прочность. Для повышения биостойкости в состав битумного вяжущего вводят антисептики.
Мелким минеральным заполнителем в асфальтовых растворах являются чистые природные и искусственные пески с содержанием пылевато-глинистых частиц не более 3 % по массе.
Состав асфальтового раствора должен быть такой, чтобы пустоты в песке были полностью заполнены асфальтовым вяжущим с избытком 10...15% для обволакивания песчинок.
Асфальтовые бетоны— искусственный каменевидный материал на основе асфальтового раствора и крупного минерального заполнителя, которым является щебень из прочных и морозостойких изверженных, осадочных и метаморфических горных пород, а также из металлургических шлаков.
Асфальтовые бетоны укладывают в горячем или холодном (на жидких битумах и битумной эмульсии) состоянии. Формирование структуры при горячем способе укладки происходит в период уплотнения, а при холодном продолжается 10...30 сут.
Потребительские свойства асфальтового бетона зависят от примененного асфальтового вяжущего, состава бетона и его пористости. Наиболее агрессивными слоями по отношению к битуму, которые могут содержаться в воде, являются сульфаты натрия и магния. Асфальтовые бетоны делят: по виду крупного заполнителя (щебеночные и гравийные); по температуре, при которой укладывают и уплотняют смесь в покрытия, и вязкости применяемого битума (горячие — 80... 110°С, теплые — 40...60°С и холодные — 15...20°С); по максимальной крупности зерен минерального наполнителя (крупнозернистый — до 40 мм, среднезернистый — до 25 мм, мелкозернистый — до 15 мм и песчаный — до 5 мм).
По пористости асфальтовые бетоны можно разделить на плотные и газовоздушные. Пористость плотного асфальтового бетона обычно 5...7%. Такие бетоны практически водонепроницаемы. Пористость ухудшает долговечность асфальтового бетона, т.к. с ее возрастанием увеличивается водопоглощение, снижаются морозо- и коррозионная стойкость.
На показатели прочности асфальтового бетона в отличие от цементного сильно влияет температура. Асфальтовые бетоны и растворы лучше, чем цементные, противостоят коррозии.
Асфальтовые бетоны подразделяют по назначению на гидротехнические, дорожные и аэродромные, бетоны для устройства полов в промышленных цехах и складских помещениях, для плоской кровли и стяжек.
Гидротехнические асфальтовые бетоны используют для устройства экранов и в уплотняющих конструкциях (швах) сооружений, в качестве гидроизоляционных слоев при строительстве каналов, шлюзов, ирригационных сооружений. При модифицировании битумного вяжущего полимером (латексом, бутилкаучуком и др.) получают асфалътополимербетон, применяемый для устройства монолитных и сборных противофильтранионных экранов и облицовок гидросооружений, возводимых в районах Крайнего Севера. Специальные виды плотного бетона, изготовленные на химически стойких заполнителях, применяют для создания кислото- и щелочестойких покрытий. Имеются декоративные асфальтовые бетоны (цветные и с заданной фактурой), из которых выполняются разделительные полосы на дорогах, переходы, полы вестибюлей гражданских зданий.
Газоасфальтизготовляют на основе битумно-известковой пасты с добавкой 10...15% портландцемента и алюминиевой пудры в качестве газообразователя. Используют в конструкциях кровельных панелей и теплогидроизоляции трубопроводов.