II. Расчет зубчатых колес редуктора

 

Методику расчета, формулы и значения коэффициентов см. § 3.4.

Примем для шестерни и колеса одну и ту же марку стали с различной термообработкой (полагая, что диаметр заготовки шестерни не превысит 120 мм).

По табл. 3.3 принимаем для шестерни сталь 40Х улучшен­ную с твердостью НВ 270; для колеса сталь 40Х улучшен­ную с твердостью НВ 245.

Допускаемые контактные напряжения [по формуле (3.9)]

 

 

Здесь принято по табл. 3.2 для колеса sH lim b = 2НВ + 70 = 2 × 245 + 70 = = 560 МПа.

При длительной эксплуатации коэффициент долговечности KHL = 1.

Коэффициент безопасности примем [SH] = 1,15.

Коэффициент КНbпри консольном расположении шестер­ни — КНb= 1,35 (см. табл. 3.1).

Коэффициент ширины венца по отношению к внешнему конусному расстоянию ybRe = 0,285 (рекомендация ГОСТ 12289-76).

Внешний делительный диаметр колеса [по формуле (3.29)]

 

в этой формуле для прямозубых передач Kd = 99; передаточ­ное число и = uр = 3,15;

 

Принимаем по ГОСТ 12289-76 ближайшее стандартное значение dе2=315 мм.

Примем число зубьев шестерни z1 25.

Число зубьев колеса

Примем z2 = 79. Тогда

 
 


Отклонение от заданного что мень­ше установленных ГОСТ 12289 — 76 3%.

Внешний окружной модуль

 

(округлять те до стандартного значения для конических ко­лес не обязательно).

Уточняем значение

 

Отклонение от стандартного значения составляет

что допустимо, так как менее допускаемых 2%.

Углы делительных конусов

 

 

Внешнее конусное расстояние Re и длина зуба b:

 

Принимаем b = 48 мм. Внешний делительный диаметр шестерни

 

 

Средний делительный диаметр шестерни

 

 

Внешние диаметры шестерни и колеса (по вершинам зубьев)

 

Средний окружной модуль

 

Коэффициент ширины шестерни по среднему диаметру

 

Средняя окружная скорость колес

 

Для конических передач обычно назначают 7-ю степень точности.

Для проверки контактных напряжений определяем коэффи­циент нагрузки:

 

По табл. 3.5 при ybd = 0,56, консольном расположении колес и твердости НВ < 350 коэффициент, учитывающий рас­пределение нагрузки по длине зуба, КH b= 1,23.

Коэффициент, учитывающий распределение нагрузки между прямыми зубьями, Кн a = 1,0 (см. табл. 3.4).

Коэффициент, учитывающий динамическую нагрузку в за­цеплении, для прямозубых колес при v £ 5 м/с Кнv = 1,05 (см. табл. 3.6).

Таким образом, Кн = 1,23 . 1,0 . 1,05 = 1,30.

Проверяем контактное напряжение по формуле (3.27):

Силы в зацеплении:

 

окружная

 

радиальная для шестерни, равная осевой для колеса,

 

 

осевая для шестерни, равная радиальной для колеса,

 

 

Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба [см. формулу (3.31),]:

 

Коэффициент нагрузки КF = КFb КFv.

По табл. 3.7 при ybd = 0,56, консольном расположении колес, валах на роликовых подшипниках и твердости HR < 350 значения КFb = 1,38.

По табл. 3.8 при твердости НВ < 350, скорости v = 4,35 м/с и 7-й степени точности КFv = 1,45(значение взято для 8-й сте­пени точности в соответствии с указанием на с. 53).

Итак, КF = 1,38 × 1,45 = 2,00.

YF — коэффициент формы зуба выбираем в зависимости от эк­вивалентных чисел зубьев:

 

для шестерни

 

 
 


для колеса

 

При этом YF1 = 3,88 и Yf2= 3,60.

Допускаемое напряжение при проверке зубьев на выносли­вость по напряжениям изгиба

 

По табл. 3.9 для стали 40Х улучшенной при твердости НВ < 350 s0F lim b = 1,8 НВ.

Для шестерни s0F lim b1 = 1,8 × 270 » 490 МПа;

для колеса s0F lim b2 = 1,8 × 245 = 440 МПа.

Коэффициент запаса прочности [Sf] = [Sf]' [Sf]". По табл. 3.9 [Sf]' = 1,75; для поковок и штамповок [Sf]" = 1. Таким образом, [Sf] = 1,75 • 1 = 1,75.

Допускаемые напряжения при расчете зубьев на выносли­вость :

 
 


для шестерни

 
 


для колеса

 
 


Для шестерни отношение

 
 


для колеса

 

Дальнейший расчет ведем для зубьев колеса, так как полу­ченное отношение для него меньше.

Проверяем зуб колеса: