ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ МУФТЫ

 

Для предохранения приводных устройств от повреждений при возникновении случайных перегрузок, превышающих рас­четную нагрузку, применяют муфты, автоматически размыкаю­щие приводную линию. Из большого количества конструкций предохранительных муфт, описанных в работе [15], ниже рас­смотрены наиболее распространенные их типы сравнительно простой конструкции.

Для аварийного одноразового выключения привода при непредусмотренном резком повышении нагрузки применяют муфты с разрушающимися элементами: включение привода возможно лишь после замены разрушенного элемента, что затрудняет эксплуатацию. Поэтому такие муфты устанавли­вают в тех передачах, для которых аварийные ситуации маловероятны.

Простейшая муфта данного типа — со срезным штифтом (рис. 11.3); материал штифта - сталь 45, закаленная до твер­дости HRC 38-43; втулки из стали 40Х, HRC 48-53; расстоя­ние R от оси вала до оси штифта порядка (2-2,5)dвала. Диаметр штифта определяют из условия среза его силой Fmax , возникающей при аварийной нагрузке Fmax = Tmax / R; площадь поперечного сечения штифта в месте среза (с уче­том ослабления ее риской, если она предусмотрена)

 

(11.3)

 

где Tmax принимают на 5-10% выше расчетного Тр = k Тном (значения k см. табл. 11.3); предел прочности на срез для указанной стали tв ср = 400 МПа. Полученный по расчету диаметр штиф­та округляют по ГОСТ 3128 — 70 и уточняют раз­мер R так, чтобы было выполнено условие

 

(11.4)

[но не [tср]!]

 

Наружный диаметр втулки dвт » (3¸5) dш ; длина втулок в каждой полумуфте l » dвт + 3 мм.

В передачах, испытающих переменные нагрузки, следует устанавливать предохранительные муфты многократного действия: при критической нагрузке они должны срабатывать, а при снижении передаваемого момента до расчетной величины – автоматически включать передачу.

К числу таких муфт относят муфты предохранительные кулачковые (табл. 11.8) и шариковые (табл. 11.9). При значительных колебаниях нагрузки и