ПРЕДОХРАНИТЕЛЬНЫЕ МУФТЫ
Для предохранения приводных устройств от повреждений при возникновении случайных перегрузок, превышающих расчетную нагрузку, применяют муфты, автоматически размыкающие приводную линию. Из большого количества конструкций предохранительных муфт, описанных в работе [15], ниже рассмотрены наиболее распространенные их типы сравнительно простой конструкции.
Для аварийного одноразового выключения привода при непредусмотренном резком повышении нагрузки применяют муфты с разрушающимися элементами: включение привода возможно лишь после замены разрушенного элемента, что затрудняет эксплуатацию. Поэтому такие муфты устанавливают в тех передачах, для которых аварийные ситуации маловероятны.
Простейшая муфта данного типа — со срезным штифтом (рис. 11.3); материал штифта - сталь 45, закаленная до твердости HRC 38-43; втулки из стали 40Х, HRC 48-53; расстояние R от оси вала до оси штифта порядка (2-2,5)dвала. Диаметр штифта определяют из условия среза его силой Fmax , возникающей при аварийной нагрузке Fmax = Tmax / R; площадь поперечного сечения штифта в месте среза (с учетом ослабления ее риской, если она предусмотрена)
|
где Tmax принимают на 5-10% выше расчетного Тр = k Тном (значения k см. табл. 11.3); предел прочности на срез для указанной стали tв ср = 400 МПа. Полученный по расчету диаметр штифта округляют по ГОСТ 3128 — 70 и уточняют размер R так, чтобы было выполнено условие
|
[но не [tср]!]
Наружный диаметр втулки dвт » (3¸5) dш ; длина втулок в каждой полумуфте l » dвт + 3 мм.
В передачах, испытающих переменные нагрузки, следует устанавливать предохранительные муфты многократного действия: при критической нагрузке они должны срабатывать, а при снижении передаваемого момента до расчетной величины – автоматически включать передачу.
К числу таких муфт относят муфты предохранительные кулачковые (табл. 11.8) и шариковые (табл. 11.9). При значительных колебаниях нагрузки и