И ЧЕРВЯЧНЫХ КОЛЕС И ЧЕРВЯКОВ

 

Конструкции цилиндрических и конических зубчатых колес представлены на рис. 10.1-10.5; рекомендации по опреде­лению размеров отдельных элементов колес даны в табл. 10.1.

Зубчатые колеса состоят из обода, несущего зубья; ступи­цы, насаживаемой на вал, и диска, соединяющего обод со ступицей.

Зубчатые цилиндрические стальные колеса малых диаметров выполняют обычно коваными (см. рис. 10.1); при диаметрах до 500 мм — коваными или штампованными (см. рис. 10.2); при больших диаметрах — литыми с диском (см. рис. 10.3) или со спицами.

Штампованные заготовки по форме соответствуют гото­вым деталям; механическая обработка нерабочих поверх­ностей не требуется.

Для заполнения полостей штампа разогретым металлом и выемки заготовки полость должна иметь уклоны не менее 5° (см. рис. 10.2, г) и радиусы закруглений r » 0,05h + 1 мм;

R » 2,5r + 1 мм

 

 
 
Рис. 10.1. Цилиндрическое зубчатое кованое колесо при da £ 200 мм  

 


Зубчатые конические стальные ко­леса при диаметрах до 500 мм изготовляют ковкой или штамповкой (см. рис. 10.4); при диаметрах, больших 300 мм, конические колеса можно изготовлять либо из стального, либо из чугунного литья (см. рис. 10.5).

Шестерни конструируют в двух исполнениях: отдельно от вала (на­садная шестерня) и за одно целое с валом (вал-шестерня; рис. 10.6).