И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ
География — одна из древнейших наук, возникших на заре человечества. И это не случайно. Познание окружающего человека мира — это, прежде всего познание конкретного пространства. География была всеобъемлющей справочно-описательной отраслью знания, поэтому в недрах географии зарождались многие науки: геология, ботаника, зоология, экономика, статистика и др.
В истории развития географии следует различать историю географических открытий и историю развития самой науки.
В развитии физической географии как науки выделяются четыре этапа.
Первый этап — познание Земли как планеты (ее фигуры, размеров, движения) — приходится на античный период (IV тысячелетие до н. э. — II в. н. э.).
Второй этап — познание поверхности Земли, составление ее карты. Этот период приходится на эпоху Великих географических открытий (конец XV — вторая половина XVIII в.).
В эти два этапа происходило формирование элементарных географических представлений.
Третий этап — изучение отдельных компонентов природы и установление взаимосвязей между ними — продолжался до последней трети XIX в. Это был этап зарождения собственно физической географии.
Четвертый этап — этап формирования современной физической географии как учения о природных комплексах: географической оболочке, ландшафтах и слагающих их компонентах — приходится на конец XIX — XX в.
Рассмотрим более подробно четвертый этап развития, главным образом отечественной физической географии.
Зарождению современной физической географии в России в конце XIX в. способствовал переход страны на рельсы капиталистического развития. При наличии огромной и чрезвычайно разнообразной по своим природным условиям и ресурсам территории страны это развитие не могло успешно происходить без познания ее природных условий и ресурсов. Министерства и ведомства Российского государства, а также земства и различные общественные организации приступили к исследованиям природы — геологической съемке, изучению растительности и почв страны, ее водных ресурсов, созданию единой сети метеорологических и гидрологических наблюдений. На конец XIX в. приходятся создание Геологического комитета, занимавшегося геологической съемкой Европейской России и некоторых ее азиатских регионов, почвенные исследования В. В. Докучаева и его учеников, организованные губернскими земствами, публикация первой гипсометрической карты Европейской России А. А. Тилло, а также фундаментальной работы А. И. Воейкова, посвященной климатам земного шара, и первой схемы физико-географического районирования территории на примере Европейской России Г. И. Танфильева. В этот же период происходит расцвет экспедиционной деятельности Русского географического общества, большая часть которой проводилась за пределами страны, но охватывала и часть России — Восточную Сибирь. В это же время благодаря В. В. Докучаеву формируется идея природного комплекса, ставшая основой современной физической географии. В. В. Докучаева считают ее основоположником. Именно он пришел к мысли о необходимости создания особой науки «о тех многосложных и многообразных соотношениях и взаимодействиях, а равно и законах, управляющих вековыми изменениями их, которые существуют между так называемой живой и мертвой природой, между: а) поверхностными горными породами; б) пластикой Земли; в) почвами; г) наземными и грунтовыми водами; д) климатом страны; е) растительными и ж) животными организмами (в том числе и даже главным образом низшими) и человеком, гордым венцом творения». В. В. Докучаеву принадлежит и заслуга создания географической школы из учеников и последователей. Среди них — А. Н. Краснов, Г. Н. Высоцкий, Г. И. Танфильев, Г. Ф. Морозов, Л. С. Берг, С. С. Неуструев, Б. Б. Полынов, сыгравшие важную роль в становлении и развитии географической науки.
На формирование географии как науки в этот период существенное влияние оказала география как учебный предмет, который преподавался в средних и некоторых высших учебных заведениях страны.
Несмотря на перечисленные успехи, география в этот период одновременно переживала и кризисные явления, так как стала терять свое единство, все более дифференцируясь на отдельные отрасли: геоморфологию, гидрологию, климатологию и др. Вставал вопрос: чем же должна заниматься собственно география, каков предмет и объект ее исследований? Общепринятый ответ на этот вопрос в отношении физической географии был сформулирован окончательно лишь в середине XX в.
XX век для физической географии, как и для всей жизни и деятельности человечества, был весьма сложным и противоречивым. Начало нового столетия характеризовалось усилением отраслевой специализации географии, развитием географизированного естествознания (это время считают вершиной Серебряного века российского естествознания), началом учения о ландшафте. Продолжалось и познание лика Земли. Однако географические открытия начала века — достижение Северного полюса (Р. Пири, 1909 г.), Южного полюса (Р. Амундсен, 1911 г.), другие открытия в Арктике и Антарктике не оказали большого влияния на развитие географических идей. Продолжались поиски предмета, содержания и задач географии. За рубежом большое влияние на их формирование оказали представители французской и немецкой географических школ, и в первую очередь хорологическая концепция А. Геттнера, сводившая географию к региональному описанию — страноведению. А. Геттнер делил все науки на три группы: систематические, изучающие все предметы с точки зрения их родства (ботаника, зоология), исторические — познание явлений во времени (история, историческая геология) и хорологические (пространственные), рассматривающие размещение явлений в пространстве. К этой категории и была отнесена география, которая, по представлениям А. Геттнера и его сторонников, должна изучать, чем и как заполнено пространство, характеризуя в описательном плане как природные, так и социальные явления, но не вникая при этом в их сущность.
Российская география не пошла по этому пути — здесь продолжало развиваться доку-чаевское учение о природных зонах. Ученые докучаевской школы придерживались представления о географии как учении о природном комплексе. Ими было положено начало прикладной географии: осуществлены на конкретных примерах с географических позиций оценка земель, степное лесоразведение, различные виды мелиоративных работ. Немалое внимание стало уделяться физико-географическому районированию. Появилось несколько схем районирования европейской части России, а также некоторых более мелких регионов. Л. С. Бергом впервые было осуществлено зональное районирование страны (1913 г.). Впервые же в отечественной географии было сформулировано научное представление о ландшафте независимо друг от друга несколькими учеными. Л. С. Берг определил ландшафт как «область, в которой характер рельефа, климата, растительного и почвенного покрова сливается в единое гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении известной зоны Земли». Он писал: «Изучение причин, которые приводят к тому, что рельеф, климат, растительный и почвенный покров дают определенный, если можно так выразиться, ландшафтный организм, исследование взаимодействий, какое оказывают различные слагающие природный ландшафт факторы друг на друга, — вот задача научной географии». Таким образом, в рассматриваемый период закладываются основы географической науки, высказываются идеи, которые на протяжении длительного времени в течение века являлись предметом обсуждений и оживленных дискуссий.
В период между двумя мировыми войнами на Западе в географии продолжала господствовать хорологическая концепция, предусматривавшая изучение как природы, так и человека, причем социальным явлениям уделялось все больше внимания. Идеи В. В. Докучаева и его последователей там не были известны. Общего землеведения как теоретической основы всей физической географии в зарубежной науке не существовало, очень мало проводилось комплексных полевых исследований. География Запада, по существу, в этот период находилась на старых, геттнеровских позициях.
В нашей стране в послереволюционное время возникло много научно-исследовательских учреждений географического профиля и широко развернулись экспедиционные исследования, которые внесли важный вклад прежде всего в развитие отраслевой географии. Но одновременно выполнялись работы и комплексного содержания. Их количество увеличилось в 30-е гг., в период индустриализации страны и реконструкции сельского хозяйства. Географы занимались изучением природных ресурсов и оценкой природных условий прежде всего малоизученных восточных и северных районов страны. В комплексной физической географии продолжали развиваться два направления: общеземлеведческое, важная заслуга в формировании которого принадлежала А. А. Григорьеву и С. В. Калеснику, и ландшафтоведческое Л. С. Берга и его последователей. Но между этими направлениями существовал значительный разрыв. В результате острых дискуссий в 30-е гг. произошел также и неоправданно глубокий разрыв между физической и экономической географией.
В годы Второй мировой войны география выполняла важные задания для фронта и тыла страны.
Бурные темпы развития физической географии приходятся на послевоенное время, на вторую половину XX в. В этот период обсуждению подверглись определения объекта и предмета, а также содержания физической географии, учение о ландшафте, принципы физико-географического районирования, вопросы единства географии и др. Начиная с 50-х гг. велись разнообразные полевые исследования, среди которых важная роль принадлежала ландшафтной съемке. Большое значение получили различные направления прикладного ландшафтоведения — мелиоративная, медицинская, рекреационная, а в последнее время и экологическая география. Продолжали активно развиваться отраслевые (частные) физико-географические науки: климатология, геоморфология, гидрология; на стыке этих наук возникали новые научные направления, например эрозиоведение, русловедение и др.
50-е годы характеризовались в большей степени обсуждением теоретических вопросов ландшафтоведения и физико-географического районирования, базировавшихся в значительной мере на полевых исследованиях. На 60—80-е гг. приходится расцвет прикладных комплексных исследований. При этом природные комплексы подвергались различным видам оценки: по степени антропогенного изменения, по степени устойчивости к внешним воздействиям, по производственным признакам для тех или иных целей использования, по их ресурсному и экологическому потенциалу. Причем использовались различные формы оценки, как количественные, так и качественные. Как правило, наиболее удобными в практическом отношении оказывались качественные оценки, нередко выражаемые в баллах.
В целом следует отметить, что 50 — 60-е гг., которые считаются переломными для всей мировой науки, оказались плодотворными и для географии, которая предприняла серьезные шаги для перехода из науки описательной в фундаментальную.
В итоге проделанной за этот период работы были сформулированы выводы о том, что география имеет две ветви наук — естественную и общественную. Естественные науки представляет физическая география, общественные — социальная и экономическая география. Такой уникальной особенностью не обладает ни одна из существующих наук (их около 1600). В свою очередь, в каждом блоке есть отраслевые науки и комплексные. Например, в физической географии комплексные науки — общее землеведение, которое занимается познанием географической оболочки в целом, и ландшафтоведение (региональная физическая география), объектом изучения которой являются природные комплексы разного уровня. К отраслевым физико-географическим наукам относятся гидрология, климатология, биогеография и др.
В отечественной географии исторически сложилось так, что главная роль в ней до сих пор принадлежала физической, а не социально-экономической географии. По-видимому, на развитие в нашей стране преимущественно физической географии, так же как и на ее возникновение, в определенной степени повлияли разнообразие природных условий и ее большие размеры — значительные части территории страны были малонаселенными и очень слабо изученными.
Несмотря на активную деятельность отраслевых наук, главная роль в физической географии принадлежит учению о природных комплексах — комплексной физической географии. Ей посвящали свои капитальные исследования все крупные ученые прошлого — Л. С. Берг, А. А. Григорьев, С. В. Калесник, И. П. Герасимов, К. К. Марков, В. Б. Соча-ва. Очень много сделали для развития комплексной физической географии такие известные ученые, как Н. А. Солнцев, А. Г. Исаченко, Ф. Н. Мильков, Д. Л. Арманд, Н. А. Гвоздецкий. Несмотря на сокращение в последние годы работ по изучению собственно природных комплексов и преобладание отраслевых природно-географических исследований, считается наиболее правильным и необходимым изучение отдельных природных компонентов проводить с позиций комплексной географии. На современном этапе это одна из важнейших форм подхода к анализу всех природных процессов и явлений.
Изучение природных комплексов всегда осуществлялось отечественными географами не только для научного познания природных особенностей того или другого региона, но имело и важное практическое значение для различных отраслей хозяйства, и в первую очередь для сельскохозяйственного производства. Географы продолжают проводить прикладные исследования, осуществлять экспертизу различных проектов, связанных с оптимизацией использования природной среды. В ряде регионов страны в последние годы географами осуществлялись прикладные ландшафтные исследования для обоснования выделения и функционирования особо охраняемых территорий — заповедников и национальных парков. На изучении природных комплексов разного ранга базируются прикладные исследования и для других целей: строительства, архитектурного и территориального планирования, рекреации, мелиорации земель, создания системы особо охраняемых территорий и др. Эти исследования имеют свою специфику: хотя принципы выявления природных комплексов являются общенаучными, масштаб исследований и содержание характеристик природных комплексов определяется в зависимости от прикладных требований, а классификация природных комплексов проводится по одному из хозяйственно значимых критериев.
Наиболее широкое распространение получили прикладные исследования по обоснованию мелиорации земель (мелиоративная география), а также по медицинской и рекреационной географии. Мелиоративная география занимается изучением природных комплексов, подвергающихся различным видам улучшения (орошение, осушение, повышение производительности лугов и др.), главным образом для целей сельского хозяйства. Медицинская география изучает природные условия и социально-экономические факторы различных регионов, оказывающие положительное или отрицательное влияние на состояние здоровья населения. Рекреационная география дает оценку природным комплексам и социально-экономическим условиям с точки зрения возможности использования территорий человеком в период отдыха.
Как видно из краткого исторического обзора, в развитии отечественной физической географии, как и во многих других науках, чередовались периоды подъема и периоды спада. К сожалению, нельзя говорить о расцвете географии и на рубеже тысячелетий. Однако многие географы убеждены, что такой период неизбежно настанет в ближайшем будущем в связи с необходимостью решения экологических проблем. Важнейшая роль, по их мнению, в этом должна принадлежать географической науке.
Появление экологической географии — вполне закономерное явление в эпоху резкого усиления воздействия человека на природу и возникновения на нашей планете разного ранга острых экологических ситуаций. Эколого-географический анализ природной среды. исследование процессов на суше, в атмосфере и гидросфере с оценкой опасности и риска, изучение динамики развития природных комплексов, разработка научных прогнозов, создание картографической продукции и геоинформационных систем — вот далеко не полный перечень вопросов, которыми занимается современная география.
Решение этих вопросов должно происходить в рамках концепции устойчивого развития человечества. Эта идея была сформулирована в 1992 г. на конференции ООН в Рио-де-Жанейро «Повестка дня на XXI век». При этом предполагается создание концепций устойчивого развития для регионов разного уровня — глобального, регионального и локального, с учетом географических особенностей каждого из них. Концепция устойчивого развития предусматривает совместную работу над ней физико- и экономико-географов, что позволяет осуществить на практике давнюю мечту ряда географов о единстве географии. В этой связи следует заметить, что в течение всего рассматриваемого периода развития географии в ней значительное внимание уделялось взаимодействию природы и человека. Однако если в начале периода приоритет принадлежал изучению воздействия природы на общество, то теперь, наоборот, воздействию человека на природу и уже измененной природы на человека.
Важным назначением географии остается инвентаризационная функция. Данные о природе, населении и хозяйстве того или иного региона, которые поставляет география, необходимы для решения многих вопросов. Эти данные используются, но не всегда указывается их источник. В конечном счете это в определенной мере приводит к недооценке роли географии в обществе.
В заключение необходимо отметить, что география имеет важное образовательно-воспитательное значение. Роль школьной географии в этом плане трудно переоценить. Без географических знаний в настоящее время невозможно представить себе культурного человека. При этом следует помнить, что в конце XIX в. на базе школьной и частично вузовской географии сформировалась современная география как наука.
Как видно, роль географии в современном обществе весьма многогранна и важна. Наряду с научным и прикладным значением современной географии в настоящее время придается очень большой вес как одной из составных частей общечеловеческой культуры.