И ЕЕ СОВРЕМЕННОЕ СОДЕРЖАНИЕ

 

География — одна из древнейших наук, возникших на заре человечества. И это не слу­чайно. Познание окружающего человека ми­ра — это, прежде всего познание конкретно­го пространства. География была всеобъемлю­щей справочно-описательной отраслью знания, поэтому в недрах географии зарождались мно­гие науки: геология, ботаника, зоология, эко­номика, статистика и др.

В истории развития географии следует раз­личать историю географических открытий и ис­торию развития самой науки.

В развитии физической географии как на­уки выделяются четыре этапа.

Первый этап — познание Земли как пла­неты (ее фигуры, размеров, движения) — при­ходится на античный период (IV тысячелетие до н. э. — II в. н. э.).

Второй этап — познание поверхности Зем­ли, составление ее карты. Этот период при­ходится на эпоху Великих географических открытий (конец XV — вторая половина XVIII в.).

В эти два этапа происходило формирова­ние элементарных географических представле­ний.

Третий этап — изучение отдельных компо­нентов природы и установление взаимосвязей между ними — продолжался до последней трети XIX в. Это был этап зарождения соб­ственно физической географии.

Четвертый этап — этап формирования со­временной физической географии как учения о природных комплексах: географической обо­лочке, ландшафтах и слагающих их компонен­тах — приходится на конец XIX — XX в.

Рассмотрим более подробно четвертый этап развития, главным образом отечественной фи­зической географии.

Зарождению современной физической гео­графии в России в конце XIX в. способство­вал переход страны на рельсы капиталистиче­ского развития. При наличии огромной и чрез­вычайно разнообразной по своим природным условиям и ресурсам территории страны это развитие не могло успешно происходить без познания ее природных условий и ресурсов. Министерства и ведомства Российского госу­дарства, а также земства и различные обще­ственные организации приступили к исследо­ваниям природы — геологической съемке, изу­чению растительности и почв страны, ее водных ресурсов, созданию единой сети метеорологи­ческих и гидрологических наблюдений. На ко­нец XIX в. приходятся создание Геологическо­го комитета, занимавшегося геологической съемкой Европейской России и некоторых ее азиатских регионов, почвенные исследования В. В. Докучаева и его учеников, организован­ные губернскими земствами, публикация пер­вой гипсометрической карты Европейской Рос­сии А. А. Тилло, а также фундаментальной ра­боты А. И. Воейкова, посвященной климатам земного шара, и первой схемы физико-геогра­фического районирования территории на при­мере Европейской России Г. И. Танфильева. В этот же период происходит расцвет экспе­диционной деятельности Русского географиче­ского общества, большая часть которой про­водилась за пределами страны, но охватыва­ла и часть России — Восточную Сибирь. В это же время благодаря В. В. Докучаеву формируется идея природного комплекса, став­шая основой современной физической геогра­фии. В. В. Докучаева считают ее основопо­ложником. Именно он пришел к мысли о не­обходимости создания особой науки «о тех многосложных и многообразных соотношени­ях и взаимодействиях, а равно и законах, управляющих вековыми изменениями их, ко­торые существуют между так называемой жи­вой и мертвой природой, между: а) поверхно­стными горными породами; б) пластикой Зем­ли; в) почвами; г) наземными и грунтовыми водами; д) климатом страны; е) раститель­ными и ж) животными организмами (в том числе и даже главным образом низшими) и человеком, гордым венцом творения». В. В. Докучаеву принадлежит и заслуга созда­ния географической школы из учеников и последователей. Среди них — А. Н. Краснов, Г. Н. Высоцкий, Г. И. Танфильев, Г. Ф. Мо­розов, Л. С. Берг, С. С. Неуструев, Б. Б. Полынов, сыгравшие важную роль в становле­нии и развитии географической науки.

На формирование географии как науки в этот период существенное влияние оказала география как учебный предмет, который пре­подавался в средних и некоторых высших учеб­ных заведениях страны.

Несмотря на перечисленные успехи, гео­графия в этот период одновременно пережи­вала и кризисные явления, так как стала те­рять свое единство, все более дифференциру­ясь на отдельные отрасли: геоморфологию, гидрологию, климатологию и др. Вставал во­прос: чем же должна заниматься собственно география, каков предмет и объект ее иссле­дований? Общепринятый ответ на этот вопрос в отношении физической географии был сформулирован окончательно лишь в середи­не XX в.

XX век для физической географии, как и для всей жизни и деятельности человечества, был весьма сложным и противоречивым. На­чало нового столетия характеризовалось уси­лением отраслевой специализации географии, развитием географизированного естествозна­ния (это время считают вершиной Серебряно­го века российского естествознания), началом учения о ландшафте. Продолжалось и позна­ние лика Земли. Однако географические от­крытия начала века — достижение Северно­го полюса (Р. Пири, 1909 г.), Южного полю­са (Р. Амундсен, 1911 г.), другие открытия в Арктике и Антарктике не оказали большого влияния на развитие географических идей. Продолжались поиски предмета, содержания и задач географии. За рубежом большое влия­ние на их формирование оказали представите­ли французской и немецкой географических школ, и в первую очередь хорологическая кон­цепция А. Геттнера, сводившая географию к региональному описанию — страноведению. А. Геттнер делил все науки на три группы: си­стематические, изучающие все предметы с точ­ки зрения их родства (ботаника, зоология), ис­торические — познание явлений во времени (история, историческая геология) и хорологи­ческие (пространственные), рассматривающие размещение явлений в пространстве. К этой категории и была отнесена география, кото­рая, по представлениям А. Геттнера и его сто­ронников, должна изучать, чем и как заполне­но пространство, характеризуя в описательном плане как природные, так и социальные явле­ния, но не вникая при этом в их сущность.

Российская география не пошла по этому пути — здесь продолжало развиваться доку-чаевское учение о природных зонах. Ученые докучаевской школы придерживались пред­ставления о географии как учении о природ­ном комплексе. Ими было положено начало прикладной географии: осуществлены на кон­кретных примерах с географических позиций оценка земель, степное лесоразведение, раз­личные виды мелиоративных работ. Немалое внимание стало уделяться физико-географиче­скому районированию. Появилось несколько схем районирования европейской части Рос­сии, а также некоторых более мелких регио­нов. Л. С. Бергом впервые было осуществле­но зональное районирование страны (1913 г.). Впервые же в отечественной географии было сформулировано научное представление о ландшафте независимо друг от друга несколь­кими учеными. Л. С. Берг определил ланд­шафт как «область, в которой характер рель­ефа, климата, растительного и почвенного по­крова сливается в единое гармоничное целое, типически повторяющееся на протяжении из­вестной зоны Земли». Он писал: «Изучение причин, которые приводят к тому, что рель­еф, климат, растительный и почвенный покров дают определенный, если можно так выразить­ся, ландшафтный организм, исследование вза­имодействий, какое оказывают различные сла­гающие природный ландшафт факторы друг на друга, — вот задача научной географии». Та­ким образом, в рассматриваемый период за­кладываются основы географической науки, высказываются идеи, которые на протяжении длительного времени в течение века являлись предметом обсуждений и оживленных дис­куссий.

В период между двумя мировыми войнами на Западе в географии продолжала господст­вовать хорологическая концепция, предусмат­ривавшая изучение как природы, так и чело­века, причем социальным явлениям уделялось все больше внимания. Идеи В. В. Докучаева и его последователей там не были известны. Общего землеведения как теоретической ос­новы всей физической географии в зарубеж­ной науке не существовало, очень мало про­водилось комплексных полевых исследований. География Запада, по существу, в этот пери­од находилась на старых, геттнеровских пози­циях.

В нашей стране в послереволюционное вре­мя возникло много научно-исследовательских учреждений географического профиля и ши­роко развернулись экспедиционные исследова­ния, которые внесли важный вклад прежде всего в развитие отраслевой географии. Но одновременно выполнялись работы и ком­плексного содержания. Их количество увели­чилось в 30-е гг., в период индустриализации страны и реконструкции сельского хозяйства. Географы занимались изучением природных ресурсов и оценкой природных условий прежде всего малоизученных восточных и северных районов страны. В комплексной физической географии продолжали развиваться два на­правления: общеземлеведческое, важная за­слуга в формировании которого принадлежа­ла А. А. Григорьеву и С. В. Калеснику, и ландшафтоведческое Л. С. Берга и его после­дователей. Но между этими направлениями су­ществовал значительный разрыв. В результа­те острых дискуссий в 30-е гг. произошел так­же и неоправданно глубокий разрыв между физической и экономической географией.

В годы Второй мировой войны география выполняла важные задания для фронта и ты­ла страны.

Бурные темпы развития физической гео­графии приходятся на послевоенное время, на вторую половину XX в. В этот период обсуж­дению подверглись определения объекта и предмета, а также содержания физической гео­графии, учение о ландшафте, принципы физи­ко-географического районирования, вопросы единства географии и др. Начиная с 50-х гг. велись разнообразные полевые исследования, среди которых важная роль принадлежала ландшафтной съемке. Большое значение по­лучили различные направления прикладного ландшафтоведения — мелиоративная, меди­цинская, рекреационная, а в последнее время и экологическая география. Продолжали ак­тивно развиваться отраслевые (частные) фи­зико-географические науки: климатология, геоморфология, гидрология; на стыке этих на­ук возникали новые научные направления, на­пример эрозиоведение, русловедение и др.

50-е годы характеризовались в большей степени обсуждением теоретических вопросов ландшафтоведения и физико-географического районирования, базировавшихся в значитель­ной мере на полевых исследованиях. На 60—80-е гг. приходится расцвет прикладных комплексных исследований. При этом природ­ные комплексы подвергались различным ви­дам оценки: по степени антропогенного изме­нения, по степени устойчивости к внешним воздействиям, по производственным призна­кам для тех или иных целей использования, по их ресурсному и экологическому потенци­алу. Причем использовались различные фор­мы оценки, как количественные, так и каче­ственные. Как правило, наиболее удобными в практическом отношении оказывались качест­венные оценки, нередко выражаемые в баллах.

В целом следует отметить, что 50 — 60-е гг., которые считаются переломными для всей мировой науки, оказались плодотворны­ми и для географии, которая предприняла се­рьезные шаги для перехода из науки описа­тельной в фундаментальную.

В итоге проделанной за этот период рабо­ты были сформулированы выводы о том, что география имеет две ветви наук — естествен­ную и общественную. Естественные науки представляет физическая география, общест­венные — социальная и экономическая гео­графия. Такой уникальной особенностью не об­ладает ни одна из существующих наук (их око­ло 1600). В свою очередь, в каждом блоке есть отраслевые науки и комплексные. Напри­мер, в физической географии комплексные на­уки — общее землеведение, которое занима­ется познанием географической оболочки в це­лом, и ландшафтоведение (региональная физическая география), объектом изучения которой являются природные комплексы раз­ного уровня. К отраслевым физико-географи­ческим наукам относятся гидрология, клима­тология, биогеография и др.

В отечественной географии исторически сложилось так, что главная роль в ней до сих пор принадлежала физической, а не социаль­но-экономической географии. По-видимому, на развитие в нашей стране преимущественно фи­зической географии, так же как и на ее воз­никновение, в определенной степени повлия­ли разнообразие природных условий и ее большие размеры — значительные части тер­ритории страны были малонаселенными и очень слабо изученными.

Несмотря на активную деятельность отрас­левых наук, главная роль в физической гео­графии принадлежит учению о природных комплексах — комплексной физической гео­графии. Ей посвящали свои капитальные ис­следования все крупные ученые прошлого — Л. С. Берг, А. А. Григорьев, С. В. Калесник, И. П. Герасимов, К. К. Марков, В. Б. Соча-ва. Очень много сделали для развития ком­плексной физической географии такие извест­ные ученые, как Н. А. Солнцев, А. Г. Иса­ченко, Ф. Н. Мильков, Д. Л. Арманд, Н. А. Гвоздецкий. Несмотря на сокращение в последние годы работ по изучению собствен­но природных комплексов и преобладание от­раслевых природно-географических исследова­ний, считается наиболее правильным и необ­ходимым изучение отдельных природных компонентов проводить с позиций комплекс­ной географии. На современном этапе это од­на из важнейших форм подхода к анализу всех природных процессов и явлений.

Изучение природных комплексов всегда осуществлялось отечественными географами не только для научного познания природных особенностей того или другого региона, но имело и важное практическое значение для различных отраслей хозяйства, и в первую оче­редь для сельскохозяйственного производства. Географы продолжают проводить прикладные исследования, осуществлять экспертизу раз­личных проектов, связанных с оптимизацией использования природной среды. В ряде реги­онов страны в последние годы географами осуществлялись прикладные ландшафтные ис­следования для обоснования выделения и функ­ционирования особо охраняемых террито­рий — заповедников и национальных парков. На изучении природных комплексов разного ранга базируются прикладные исследования и для других целей: строительства, архитектур­ного и территориального планирования, рек­реации, мелиорации земель, создания систе­мы особо охраняемых территорий и др. Эти исследования имеют свою специфику: хотя принципы выявления природных комплексов являются общенаучными, масштаб исследова­ний и содержание характеристик природных комплексов определяется в зависимости от прикладных требований, а классификация при­родных комплексов проводится по одному из хозяйственно значимых критериев.

Наиболее широкое распространение полу­чили прикладные исследования по обоснова­нию мелиорации земель (мелиоративная география), а также по медицинской и рекре­ационной географии. Мелиоративная геогра­фия занимается изучением природных ком­плексов, подвергающихся различным видам улучшения (орошение, осушение, повышение производительности лугов и др.), главным об­разом для целей сельского хозяйства. Меди­цинская география изучает природные усло­вия и социально-экономические факторы различных регионов, оказывающие положи­тельное или отрицательное влияние на состо­яние здоровья населения. Рекреационная география дает оценку природным комплек­сам и социально-экономическим условиям с точки зрения возможности использования тер­риторий человеком в период отдыха.

Как видно из краткого исторического об­зора, в развитии отечественной физической географии, как и во многих других науках, че­редовались периоды подъема и периоды спа­да. К сожалению, нельзя говорить о расцве­те географии и на рубеже тысячелетий. Од­нако многие географы убеждены, что такой период неизбежно настанет в ближайшем бу­дущем в связи с необходимостью решения эко­логических проблем. Важнейшая роль, по их мнению, в этом должна принадлежать геогра­фической науке.

Появление экологической географии — вполне закономерное явление в эпоху резко­го усиления воздействия человека на природу и возникновения на нашей планете разного ранга острых экологических ситуаций. Эколого-географический анализ природной среды. исследование процессов на суше, в атмосфе­ре и гидросфере с оценкой опасности и рис­ка, изучение динамики развития природных комплексов, разработка научных прогнозов, создание картографической продукции и гео­информационных систем — вот далеко не пол­ный перечень вопросов, которыми занимает­ся современная география.

Решение этих вопросов должно происхо­дить в рамках концепции устойчивого разви­тия человечества. Эта идея была сформули­рована в 1992 г. на конференции ООН в Рио-де-Жанейро «Повестка дня на XXI век». При этом предполагается создание концепций ус­тойчивого развития для регионов разного уров­ня — глобального, регионального и локаль­ного, с учетом географических особенностей каждого из них. Концепция устойчивого раз­вития предусматривает совместную работу над ней физико- и экономико-географов, что поз­воляет осуществить на практике давнюю меч­ту ряда географов о единстве географии. В этой связи следует заметить, что в течение всего рассматриваемого периода развития ге­ографии в ней значительное внимание уделя­лось взаимодействию природы и человека. Од­нако если в начале периода приоритет при­надлежал изучению воздействия природы на общество, то теперь, наоборот, воздействию человека на природу и уже измененной при­роды на человека.

Важным назначением географии остается инвентаризационная функция. Данные о природе, населении и хозяйстве того или ино­го региона, которые поставляет география, не­обходимы для решения многих вопросов. Эти данные используются, но не всегда указыва­ется их источник. В конечном счете это в оп­ределенной мере приводит к недооценке роли географии в обществе.

В заключение необходимо отметить, что география имеет важное образовательно-воспитательное значение. Роль школьной географии в этом плане трудно переоценить. Без географических знаний в настоящее вре­мя невозможно представить себе культурного человека. При этом следует помнить, что в конце XIX в. на базе школьной и частично ву­зовской географии сформировалась современ­ная география как наука.

Как видно, роль географии в современном обществе весьма многогранна и важна. Наря­ду с научным и прикладным значением сов­ременной географии в настоящее время придается очень большой вес как одной из составных частей общечеловеческой культуры.