Вопрос 1. Понятие жизненной среды. Экологическая культура

Термин «жизненная среда» включает в себя природную, производственную среды, среда ежедневных передвижений, среда отдыха и домашняя среда. Все они могут и по своим функциям противоречить друг другу, что, естественно, влияет на здоровье, психику и мироощущение человека, перемещающегося в те­чение суток из одной среды в другую.

Так, труд, протекающий в условиях загазованности или повышенного шума, езда в переполненном автобусе, нерациональная трата времени на очереди и т.д. могут породить стрессовое, де­прессивное состояние индивида («усталость от жизни»).

Сейчас особенно обострилось положение в природной среде — экологический кризис стал глобальным, поэтому на первый план в анализе жизненной среды человека выступают проблемы природопользования.

Человек, явля­ется частью природы — его организм зарождается, раз­вивается и умирает по законам природы. Природой ему отпущено в среднем 700 тыс. часов жизни, из них на сон, опекаемое детство и беспомощную старость уходит примерно 300 тыс. часов. В оставшееся время человек естественно стремится не только полнокровно жить, но и самоактуализироваться. Из-за ухудшения природных условий это время сокращается. Здоровье человека, оказывается, лишь на 20% (приблизительно) зависит от врачебной помощи, а все остальное определяется тем, каким воздухом дышит человек, как питается, в каком режиме живет. Ухудшение экологической обстановки сказывается и на заболеваниях: в нашей стране у 25-30% детей — хронические болезни, а в экологически неблагоприятных районах заболеваемость детей в 1,5 — 2 раза выше, чем в более благоприятных.

Наукой, изучающей отношения между живой и неживой природой, является экология. В настоящее время стало ясно, что без учета преобразовательной деятельности человека вопросы экологии решать невозможно — так появилось понятие «социосфера» (вслед за «биосферой»), включающее в себя техносферу, общественные отношения и культуру. Также выделен термин «антропосфера», описывающий проблемы, возникающие между человеком и природой. С его помощью изучают созданную людьми технику, домашних животных и культурные растения с точки зрения их воздействия на жизнь человека как непосредственных факторов его жизнеобеспечения.

Антропологическое понимание жизненной среды проводиться на основе двух суждений:

1) жизненная, т.е. витальная, среда обеспечивает прежде всего жизнь организма человека и функционирование его психики. Поэтому ныне основным показателем качества жизненной среды выступает характер экологической ситуации;

2) 2) естественными координатами функционирования и развития жизненной среды являются пространство и время, превраща­ющиеся в собственность людей (обладание по праву рождения и по нормам культуры).

Площадь регионов с неблагоприятной эколо­гической ситуацией достигла 17% всей территории Российской Федерации. Природоохранная деятельность становится жертвой экономической целесообразности, на предприятия урезают финансирование экологических технологий. Растет угроза превращения России в мировую свалку токсичных отходов.

 

В 1993 г. 95 иностранных фирм 96 раз пытались ввезти в нашу страну 34 тыс. тонн опасных отходов. Лишь 15% населения страны дышит воздухом, соответствующими гиги­еническим нормативам. Только 50% россиян пьют чистую, с точки зрения гигиенических требований, воду.

Знание экологической ситуации еще не означает ее разрешения. Но оно необходимо для принятия грамотных программ федерального и регионального уровней, направлен­ных на снижение опасных тенденций. Социальный опыт последних лет показывает, что без борьбы самого на­селения за чистый воздух, воду и почву власти любых уровней не принимают соответствующих решений. Движение «зе­леных» в России пока не приобрело политического веса.

Истощение природных ресурсов, загрязнение среды обитания ставят перед всеми людьми дилемму — либо пассивно жить и грабить природу, либо резко менять отношение к ней.

Для этого необходимо формировать экологическую культуру населения, т.е. знание, навыки позитивного взаимодействия человека с природой.

При этом необходимо проводить в жизнь два принципа: 1) культ жизни человека, являющегося не господином, а органической частью природы. 2) защита человека от него самого, от его хищнического отношения к природе. Широкая гуманитаризация физико-технических теорий в процессе обучения в средней и высшей школе — эффективный путь подготовки людей, спо­собных принимать грамотные и своевременные решения в экологической сфере в своей последующей управленческой деятельности.