Наука, образование
Социалистическая модернизация и "воспитание нового человека" требовали скорейшего преодоления культурной отсталости. Ведь еще в 1926 году Советский Союз по уровню грамотности занимал в Европе девятнадцатое место. Неграмотными были большинство людей старших возрастов, а среди людей в возрасте 9-49 лет грамотных было лишь 43%. С 1930 года повсеместно вводится обязательное начальное (четырехлетнее) обучение детей, а в рабочих центрах – семилетнее.
Самара и Сызрань оказали значительную помощь сельским районам в развитии школьной сети. При городских, районных и сельских Советах активно работали группы содействия ликвидации неграмотности.
На средства местных бюджетов приобретались тетради и письменные принадлежности, издавались новые учебные пособия, строились школы. Остро нуждающиеся ученики обеспечивались пищей, одеждой, обувью и учебными пособиями за счет государства. Всеобщим обязательным начальным обучением к середине 30-х гг. были охвачены все дети дошкольного возраста, и в неполных средних школах продолжала учебу почти половина из них. Велись поиски наиболее доходчивых и эффективных методов обучения. Велась борьба против левацких течений в педагогике, ведущих к отрицанию роли педагога в школьном образовании, упразднению твердых программ, урока и прочим "новшествам", способным лишь дезорганизовать учебный процесс.
В 30-х гг. школьная жизнь стабилизировалась. В школах были введены правила внутреннего распорядка, урок был узаконен как главная и основная форма организации учебного процесса. Все дети в городе стали получать семилетнее образование, значительная часть оканчивала средние школы. За несколько лет число школьных зданий в крае возросло с 5355 до 7605. В середине 30-х годов в школах обучалось полмиллиона детей. Ликвидация неграмотности, создание государственной системы бесплатного образования – значительное достижение тех лет.
После закрытия в 1927 году Самарского государственного университета (1918-1927 гг.), в области функционировал лишь. один вуз – Самарский сельскохозяйственный институт. Индустриализация общества требовала многочисленной интеллигенции. Край остро нуждался в развитии высшей школы и создании академических учреждений.
В 1929-1932 гг. в Самаре были открыты медицинский, педагогический, инженерно-строительный, механический, индустриальный, химико-технологический, планово-экономический институты и филиал Московского транспортного института. Был расширен Самарский сельскохозяйственный институт. Позднее механический и химико-технологический институты вошли в состав индустриального института. В крае начали работать 27 техникумов, 18 школ фабрично-заводского обучения. – В 1934 году в вузах обучалось 12344 человека, в техникумах – 32391 человек. На рабочих факультетах училось свыше 5,5 тысячи молодых рабочих и крестьян. В вузах вводились вступительные экзамены, защита дипломных работ и проектов, отменена коллективная сдача зачетов, увеличено время на общенаучные, общетехнические и специальные предметы.
Осенью 1932 г. педагогический институт окончили первые 179 выпускников историко-экономического и литературного факультетов (а за период с 1932 по 1940 г. было подготовлено 3095 учителей).
В декабре 1933 г. Самарский индустриальный институт закончили 123 студента, ставшие первыми инженерами-механиками, подготовленными в крае. Появились "свои" педагоги, химики, строители, экономисты.
Развивалась сеть научно-исследовательских учреждений.
В начале 30-х годов здесь действовал 21 научно-исследовательский институт, в том числе теплотехнический, стройматериалов, экономики и организации земледелия, мясного скотоводства, защиты растений, мелиорации.
Организованная в 1886 году Пастеровская станция была преобразована в санитарно-бактериологический научно-исследовательский институт. В 1934 году после слияния с Самарским институтом здравоохранения и гигиены институт стал называться санитарно-эпидемиологическим. В 1940 году институт становится научно-методическим центром пяти областей Среднего Поволжья в борьбе с эпидемическими заболеваниями.
В 1933 году создается Кинельская опытная селекционная станция, которая в 1938 году реорганизуется в Государственную селекционную станцию. Разворачивается опытно-исследовательская работа по организации орошаемого и неорошаемого земледелия на Безенчукской опытной сельскохозяйственной станции.
В Самарском крае работали такие известные ученые страны, как академик Н.М.Тулайков, действительные члены ВАСХНИЛ А.И. Николаев, Н.С.Щербиновский, профессора С.М.Тулайков, К.Ю.Чехович, М.Д.Щукин и другие.
В 1928 году в Самаре организуется Средне-Волжский научно-исследовательский ветеринарный институт. В 1935 году он преобразуется в Куйбышевскую научно-исследовательскую ветеринарную станцию.
На протяжении 20-30-х годов осуществлялось планомерное вытеснение старой интеллигенции выходцами из "пролетарских" слоев. Процесс этот не имеет однозначной оценки, однако один из его результатов – снижение общего интеллектуального уровня людей с высшим образованием достаточно очевиден. Одновременно развивалась технократизация обучения. И если первая тенденция со временем исчерпала себя, то перекос в сторону технического знания в последующем, особенно в 50-60-е годы, стал заметно увеличиваться.
Развитие науки тормозила гнетущая атмосфера тоталитарного государства. Огромный, непоправимый урон нанесли и "старой" и "новой" интеллигенции необоснованные репрессии 30-х годов.