Волжская вольница

 

Распад Золотой Орды, запустение былых кочевий создали на обшир­ном лесостепном пространстве межграничья между Московским го­сударством и отдельными ханствами (Крымским, Казанским, Астра­ханским, Ногайской Ордой) широкую в сотни километров, полосу ничейной земли, на которую не простиралась власть ни москов­ских воевод и приказных людей, ни многочисленных ханов и мурз. В этих , относительно безопасных районах, скапливались "бес­покойные" люди, уходившие от феодального гнета, излишней госу­дарственной регламентации.

Поначалу большую часть этих вольных людей составляли от­коловшиеся от своих орд крымцы, ногаи, казанцы ... Сами термины "казак", "есаул", "атаман" тюркские по происхождению. С середины ХVI в. поток беглых с севера "из Руси" стал преобладать, и вскоре подавляющее число казаков оказалось выходцами из России и Украины. Заниматься привычным по прошлой жизни земледелием беглые не могли: засеянное поле, постоянное жилье находились под непрерывной угрозой нападения кочевников. Поэтому прихо­дилось ловить рыбу, охотиться, а зачастую заниматься набегами, грабить своих кочевых соседей, торговые караваны. Суровая, пол­ная лишений и опасностей жизнь способствовала воспитанию сво­бодолюбия, высоких воинских качеств.

Уже на рубеже XVI-XVII вв. казачество резко разделилось на две группы. Первая – вольные казаки, вторая – служилые, став­шие одной из традиционных групп служилого военного населения "по прибору". Казаки XVI-XVII веков сравнительно редко садилось на коня. Основным средством передвижения для них считались струги, челны, чайки, а все основные пути сообщения пролегали по рекам. Именно Дон, Днепр, Волга, Яик, Самара, Терек приюти­ли на своих берегах казачьи ватаги.

Важным центром формирования волжского казачества стала Самарская Лука. Этому способствовали помимо политических и экономических причин, природные условия: глухие леса и горы, укромные пойменные острова, волжский торговый путь. Чрезвычайно важным условием явилось наличие двух речных систем – Самары и Большого Иргиза, по которым через волоки можно было легко до­браться с Волги на Яик и обратно.

Казацкие ватаги на Самарской Луке приносили в первое время пользу Русскому государству в защите от кочевников, а потом они все чаще стали нападать на царские, боярские и купеческие суда, на служилых людей.

Волжско-яицкие казаки, по мнению центральных властей, в оплату за боевые припасы, снаряжение и продовольствие должны были беречь перевозы на Волге, служить проводниками и развед­чиками, не допускать кочевников на русские окраины. Но казачьи атаманы (Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Никита Пан, Матвей Мещеряк) и их сподвижники то и дело выходили за отведенные им рамки по­ведения, считали себя полностью самостоятельными, "вольными" людьми.

Так, в августе 1581 г. казаки ограбили русское и ногайское посольства. Грабились и купеческие караваны. На Волгу были посланы карательные отряды. Немало волжских удальцов оказалось на виселице...

Весной 1582 г. волжские казаки во главе с Иваном Кольцо, Никитой Паком, Саввой Болдырем числом около 500 человек ушли вверх по Волге и Каме к Строгановым, где под предводительством Ермака Тимофеевича составили костяк "сибирской дружины" стали героями "сибирского взятия".

Народная память сохранила много преданий о вольной казац­кой жизни на Самарской Луке.

В 1556 г. хан Ногайской Орды Измаил просил Ивана Грозного поставить крепости в устьях рек Самара, Иргиза и на Переволоке. Однако для такого строительства нужны были значительные сред­ства, а их в то время у России не хватало. Сначала вместо кре­постей была создана сторожевая служба на правом берегу Волги. Посылались по реке с верховьев до Астрахани "плавные рати". Для закрепления русского государства на Волге надо было спешно строить города – крепости с гарнизонами.