Волжская вольница
Распад Золотой Орды, запустение былых кочевий создали на обширном лесостепном пространстве межграничья между Московским государством и отдельными ханствами (Крымским, Казанским, Астраханским, Ногайской Ордой) широкую в сотни километров, полосу ничейной земли, на которую не простиралась власть ни московских воевод и приказных людей, ни многочисленных ханов и мурз. В этих , относительно безопасных районах, скапливались "беспокойные" люди, уходившие от феодального гнета, излишней государственной регламентации.
Поначалу большую часть этих вольных людей составляли отколовшиеся от своих орд крымцы, ногаи, казанцы ... Сами термины "казак", "есаул", "атаман" тюркские по происхождению. С середины ХVI в. поток беглых с севера "из Руси" стал преобладать, и вскоре подавляющее число казаков оказалось выходцами из России и Украины. Заниматься привычным по прошлой жизни земледелием беглые не могли: засеянное поле, постоянное жилье находились под непрерывной угрозой нападения кочевников. Поэтому приходилось ловить рыбу, охотиться, а зачастую заниматься набегами, грабить своих кочевых соседей, торговые караваны. Суровая, полная лишений и опасностей жизнь способствовала воспитанию свободолюбия, высоких воинских качеств.
Уже на рубеже XVI-XVII вв. казачество резко разделилось на две группы. Первая – вольные казаки, вторая – служилые, ставшие одной из традиционных групп служилого военного населения "по прибору". Казаки XVI-XVII веков сравнительно редко садилось на коня. Основным средством передвижения для них считались струги, челны, чайки, а все основные пути сообщения пролегали по рекам. Именно Дон, Днепр, Волга, Яик, Самара, Терек приютили на своих берегах казачьи ватаги.
Важным центром формирования волжского казачества стала Самарская Лука. Этому способствовали помимо политических и экономических причин, природные условия: глухие леса и горы, укромные пойменные острова, волжский торговый путь. Чрезвычайно важным условием явилось наличие двух речных систем – Самары и Большого Иргиза, по которым через волоки можно было легко добраться с Волги на Яик и обратно.
Казацкие ватаги на Самарской Луке приносили в первое время пользу Русскому государству в защите от кочевников, а потом они все чаще стали нападать на царские, боярские и купеческие суда, на служилых людей.
Волжско-яицкие казаки, по мнению центральных властей, в оплату за боевые припасы, снаряжение и продовольствие должны были беречь перевозы на Волге, служить проводниками и разведчиками, не допускать кочевников на русские окраины. Но казачьи атаманы (Иван Кольцо, Богдан Барбоша, Никита Пан, Матвей Мещеряк) и их сподвижники то и дело выходили за отведенные им рамки поведения, считали себя полностью самостоятельными, "вольными" людьми.
Так, в августе 1581 г. казаки ограбили русское и ногайское посольства. Грабились и купеческие караваны. На Волгу были посланы карательные отряды. Немало волжских удальцов оказалось на виселице...
Весной 1582 г. волжские казаки во главе с Иваном Кольцо, Никитой Паком, Саввой Болдырем числом около 500 человек ушли вверх по Волге и Каме к Строгановым, где под предводительством Ермака Тимофеевича составили костяк "сибирской дружины" стали героями "сибирского взятия".
Народная память сохранила много преданий о вольной казацкой жизни на Самарской Луке.
В 1556 г. хан Ногайской Орды Измаил просил Ивана Грозного поставить крепости в устьях рек Самара, Иргиза и на Переволоке. Однако для такого строительства нужны были значительные средства, а их в то время у России не хватало. Сначала вместо крепостей была создана сторожевая служба на правом берегу Волги. Посылались по реке с верховьев до Астрахани "плавные рати". Для закрепления русского государства на Волге надо было спешно строить города – крепости с гарнизонами.