КПД червячной передачи
Потери в червячном зацеплении обусловлены в основном скольжением витков червяка по зубьям колеса и могут быть приближенно определены как суммарные потери в паре винт - гайка и в зубчатом зацеплении.
где ηз.п.– КПД, учитывающий потери в зубчатой паре;
ηв.п – КПД, учитывающий потери в винтовой паре;
φ – приведенный угол трения;
γ – угол подъема винтовой линии червяка.
При γ < φ червячная передача, подобно винтовой паре, становится самотормозящей, а ее КПД η < 0,5. Самотормозящие червячные передачи применяют в грузоподъемных машинах.
Средние значения КПД червячных передач в зависимости от числа заходов червяка:
Z1 | |||
η | 0,7…0,75 | 0,75…0,82 | 0,82…0,92 |
Зависимость между Vск , f, φ приведена в табл.3.
Приведенные коэффициенты трения f и углы трения φ
между стальным червяком и колесом
Таблица 3
Vск,, м/с | f | φ | Vск,, м/с | f | φ |
0,01 | 0,1…0,12 | 5˚40´–6˚50´ | 2,5 | 0,03…0,04 | 1˚40´–2˚20´ |
0,1 | 0,08…0,09 | 4˚30´–5˚10´ | 0,028…0,035 | 1˚30´–2˚00´ | |
0,25 | 0,065…0,075 | 3˚40´–4˚20´ | 0,023…0,030 | 1˚20´–1˚40´ | |
0,5 | 0,055…0,065 | 3˚10´–3˚40´ | 0,018…0,026 | 1˚00´–1˚30´ | |
0,045…0,055 | 2˚30´–3˚10´ | 0,016…0,024 | 0˚55´–1˚20´ | ||
1,5 | 0,04…0,05 | 2˚20´–2˚50´ | 0,014…0,020 | 0˚50´–1˚10´ | |
0,035…0,045 | 2˚00´–2˚30´ |