Недостатки червячных передач
Движение в червячной передаче осуществляется по принципу винтовой пары. При движении витки червяка скользят по зубьям колеса.
Рис.2.
Скорость скольжения в червячной передаче
Скорость скольжения Vск направлена по касательной к средней линии витка червяка (рис.2) и определяется из геометрической суммы окружных скоростей по начальным диаметрам червяка V1 и червячного колеса V2:
где γ--угол подъема винтовой линии червяка.
Скорость скольжения Vск всегда больше V1 и значительно больше V2. Эта скорость может быть определена по зависимости:
где
– соответственно окружные скорости червяка и червячного колеса.
Большая скорость скольжения сочетается с крайне неблагоприятным ее направлением относительно линии контакта. Это ведет к ухудшению условий смазки и разрыву масляного слоя между червяком и червячным колесом и в конечном итоге - к понижению КПД передачи, повышенному износу и заеданию.
Эти обстоятельства определяют ряд существенных недостатков червячных передач:
1. Низкий коэффициент полезного действия;
2. Значительный нагрев при длительной работе;
3. Низкую износостойкость;
4. Склонность к заеданию и необходимость применения в качестве материала червячного колеса антифрикционных сплавов;
5. Высокую стоимость, обусловленную необходимостью применения дорогостоящих материалов и сложностью изготовления.