Смазочные и уплотнительные устройства

При картерном смазывании корпус редуктора заправляют маслом через заливную пробку-отдушину (рис.13), которая обеспечивает также сообщение внутренней полости корпуса с атмосферой, предотвращая возникновение внутри корпуса избыточного давления. Заливная пробка завинчива-


ется непосредственно в корпус в верхней его части или в крышку смотрового люка.

а) б)

Рис. 13

Отдушины

 

Контроль уровня масла при заправке и эксплуатации производится с помощью маслоуказателей из прозрачного материала (рис.14, а), жезловых (щупов) (рис. 14, б), маслосливных пробок (рис.14, в). Для предотвращения вытекания смазочного материала из корпуса редуктора или выноса его в виде масляного тумана и брызг, а также для защиты их от попадания извне пыли и влаги применяют уплотнительные устройства.

 


 

 

а) б) в)

Рис.14. Маслоуказатели

 

К простейшим контактным уплотнениям относятся сальниковые кольца прямоугольного сечения из технического войлока (фетра) (рис.15, а). Для герметизации мест выхода из корпуса валов и подшипников при жидкой и пластичной смазке широко применяются резиновые манжетные уплотнения (рис.15, б).

Рис.15.

Уплотнительные устройства

 

При значительных скоростях вращения используют бесконтактные уплотнения, которые не оказывают сопротивления вращению. К ним относятся щелевые (рис.15, в) и лабиринтные уплотнения (рис.15, г ). Уплотнение в них достигается за счет сопротивления протеканию жидкости через узкие щели и лабиринты сложной формы. Зазоры щелевых и лабиринтных уплотнений целесообразно заполнять пластичной мазью.

 

Рис.16.

Уплотнения


При жидкостной смазке подшипников применяют уплотнения с упругими стальными шайбами (рис.16, а, б). При использовании пластичной смазки уплотнения ставят с обеих сторон подшипника. В этих случаях с внутренней стороны корпуса устанавливают маслосбрасывающие кольца (рис.16, в). Такие кольца должны выступать за стенку корпуса или торец стакана на 1..2 мм, чтобы попадающее на них жидкое горячее масло отбрасывалось центробежной силой, не попадая в полость размещения пластичной смазки и не вымывая ее.

 

3. Порядок выполнения работы:

1. Определить характерные особенности редуктора: тип, количество ступеней, конструктивные особенности входного и выходного валов, способы смазки зубчатых колес и подшипников, методы регулирования подшипников. Составить кинематическую схему.

2. Произвести обмеры редуктора. Оценить каждый размер редуктора с точки зрения его конструктивного предназначения, т.е. указать, в какую группу размеров он входит (габаритные, установочные или присоединительные).

3. Разобрать редуктор. Замерить межосевые расстояния. Определить параметры зубчатых передач.

4. Используя результаты замеров, произвести расчет основных геометрических параметров редуктора.

5. Начертить эскиз одного из валов редуктора.

 

Контрольные вопросы:

1. Дать характеристику кинематической схемы изучаемого редуктора.

2. Какой способ установки зубчатых колес на валах применен в данном редукторе?

3. Указать назначение отдельных элементов корпуса редуктора.

4. Как регулируются осевые зазоры подшипников редуктора?

5. Охарактеризовать способ смазки зубчатых колес редуктора.

6. Как смазываются подшипники данного редуктора?

7. Где и с помощью каких элементов обеспечивается заливка, контроль уровня и слив смазки?

8. Дать характеристику уплотнений в местах выхода валов из корпуса редуктора.

9. Дать определение модуля и шага зацепления в зубчатых передачах.

10. Как определить окружную скорость в зацеплении?

11. Для чего применяют смещение при нарезании зубьев?


Список использованной литературы:

1. Заблонский К.И. Детали машин. Киев: Вища школа, 1985. 518 с.

2. Иванов М.Н. Детали машин. 4-е изд. М.: Высшая школа, 1984. 336 с.

3. Анурьев В.И. Справочник конструктора-машиностроителя. 8-е изд. М.: Машиностроение. 2001.