Конструкции подшипниковых узлов

Подшипниковая опора состоит из вала, корпуса и подшипника. Она может также содержать: крышки, детали крепления внутреннего и наружного колец подшипников на валу и в корпусе, смазочные и уплотняющие устройства.

 

а) б)

Рис.6.

Фиксирующие опоры

 

При работе редуктора могут возникать температурные деформации вала, что ведет к значительным осевым давлениям на подшипники. Во избежание заклинивания тел качения применяют различные схемы подшипниковых узлов. Для достаточно длинных валов ( l/d = I2...I5) одна из опор фиксирует положение вала в осевом направлении в обе стороны, а другая опора является плававшей (рис.6, а). Фиксирующий подшипник жестко закрепляют в осевом направлении, как на валу, так и в расточке корпуса. Он способен воспринимать двухстороннюю осевую нагрузку реверсивного характера.

При действии на подшипник радиальной нагрузки в качестве фиксирующей опоры принимают наиболее нагруженную опору. При одновременном действии радиальной и осевой нагрузок в качестве фиксирующего принимают подшипник, воспринимающий меньшую радиальную нагрузку.

Иногда в фиксирующей опоре устанавливают два однорядных подшипника или один сдвоенный (рис.6, б). Внутреннее кольцо плавающего подшипника жестко закреплено на валу, внешнее кольцо в корпусе не закрепляется, это обеспечивает возможность подшипнику перемещаться в осевом направлении на величину тепловой деформации вала. Обеспечивая значительные температурные деформации, эта схема обладает малой осевой жесткостью опор, что отражается на относительном положении связанных с валом деталей.

 

 

а) б)

 

Рис.7. Схемы установки подшипников:

а - враспор; б – врастяжку

 

Для коротких валов ( l/d = 6...8) применяется установка подшипников "враспор", когда каждая из опор фиксирует вал в осевом направлении, но только в одну сторону (рис.7, а).

Чтобы не происходило защемление вала в опорах, предусматривают осевой зазор "а", величина которого должна быть больше тепловой деформации подшипников и валов.

Для более длинных валов (l/d=8…10) опорные узлы могут быть установлены "врастяжку" (рис.7, б) В этом случае температурное удлинение вала приводит к увеличению осевого зазора в подшипнике, что уменьшает вероятность защемления подшипников. Для радиальных подшипников схема "врастяжку"не применяется.

 

Рис.8.

Крепление подшипников на валах