Устройство и работа контакторов серии КТУ
Контакторы серии КТУ имеют одинаковую компоновку и конструкцию основных узлов. Отличия составляют габариты как отдельных элементов, так и всего контактора. Кроме того, контакторы первого, второго и третьего габаритов имеют магнитопровод привода, расположенный в поперечной плоскости с основанием контактора, а у четвертого габарита они совпадают. Рассмотрим конструкцию контактора данной серии на примере контактора КТУ-4А, изображенного на рис. 1.
Рис. 1. Конструкция контактора КТУ-4А
Контактор представляет собой цельноблочную конструкцию прямоходового типа, состоящую из следующих основных узлов: основания 1, крышки дугогасительных камер 8, дугогасительных камер 19, электромагнитного привода 9, 12, 11, траверсы 25 с контактной рейкой, блок-контактов 6, крышки магнитной системы 10.
Основание является базовой деталью, на которой собираются все детали и узлы контактора. В ячейках основания располагаются три (по числу полюсов) дугогасительных камеры 19, электромагнитная система, траверса с контактной рейкой. Блок-контакты 20 закреплены на основании винтами. Для подсоединения силовых внешних цепей предусмотрены зажимы 18, для подсоединения контрольных цепей – зажимы 21. Крышка 8 дугогасительных камер имеет ячейки, которые образуют дугогасительные камеры 19. Крышка крепится к основанию при помощи винтов.
Дугогасительная камера контактора состоит из малообъемных дугогасительных отсеков (по 2 шт. на каждый полюс контактора), установленных в основание 1 и в крышку дугогасительных камер, и дугогасительных рогов 3, 22. В дугогасительных камерах имеется деионная решетка из стальных пластин 4. Электрическая дуга, возникающая между контактами при отключении тока, сбрасывается собственными электродинамическими усилиями на дугогасительные рога 3, 22 и втягивается в деионную решетку дугогасительных камер, где погасает.
Контактная система контакторов состоит из контактов неподвижных 2 и подвижных мостиков 24. Неподвижные контакты крепятся непосредственно на основании 1. Мостики главных контактов крепятся на общей рейке, установленной в траверсе 25. На скобах неподвижных контактов и мостиках напаяны металлокерамические контакты мелкодисперсной композиции серебро-окись кадмия (КМК-А1ОМ).
Конструкция контактной рейки обеспечивает возможность регулировки раствора, провала, нажатий и одновременности касания каждого мостика. Для регулировки нажатия под пружину 26 можно подкладывать шайбы 27. Самоустановка мостика обеспечивается благодаря полусферической поверхности, которой он устанавливается на латунный упор, вставленный в пластмассовую направляющую. Винт 23 служит также для регулировки раствора, провала и одновременности касания мостиков. В верхней части винта имеется квадратная шейка, а в мостике – прямоугольное отверстие для предотвращения самоотвинчивания. Рейка в сборе устанавливается в паз траверсы 25 и фиксируется при помощи пружинных защелок и специальных выступов в траверсе. На траверсе 25 установлены шарики 5, служащие для направления движения. При движении траверсы шарики перекатываются по желобам вкладышей на траверсе и основании 1.
Электромагнит контактора состоит из сердечника 9 с втягивающими катушками 11, закрепленными в основании 1 контактора, и якоря 12, устанавливаемого на оси 13. Концы оси входят в пазы траверсы контактора, при движении якоря ось увлекает за собой траверсу. Благодаря специальной форме оси якоря и сферической колодке в якоре и подпятнике 14 обеспечивается самоустановка якоря. Для регулировки воздушного зазора между якорем и полюсами сердечника предусмотрена возможность установки текстолитовых прокладок под ось якоря. Для смягчения удара при соприкосновении полюсов электромагнита служат пластинчатые пружины.
Контакторы имеют шесть блок-контактов: два размыкающих и четыре универсальных, допускающих в условиях эксплуатации перестановку с замыкающих на размыкающие и наоборот. Блок-контакты выполнены в виде отдельных узлов, прикрепленных к основанию двумя винтами. Для перестановки блок-контактов с замыкающих на размыкающие и наоборот служат отверстия в корпусе блок-контактов, закрываемые пробками. Чтобы получить все замыкающие блок-контакты, необходимо нижние неподвижные контакты повернуть и установить в отверстия, закрытые пробками (нижние), а мостик поменять местом с пластиной в нижнем гнезде траверсы аналогично верхним замыкающим блок-контактам.
Для получения двух размыкающих блок-контактов необходимо средние неподвижные контакты установить в гнезда, закрытые пробками (верхние), и переставить мостик в среднем гнезде траверсы аналогично нижнему размыкающему блок-контакту. Для перемещения тяги блок-контактов служит хвостовик, который входит в соответствующий паз траверсы контактора.
Контактор КТУ-4 в отличие от контакторов первого, второго и третьего типоразмера имеет на каждом полюсе главной цепи по два мостика 24.
Контакторы с электромагнитным приводом на переменном токе (маркируемые буквой А) снабжаются короткозамкнутыми витками 16 для устранения вибрации в замкнутом состоянии и магнитными шунтами, устанавливаемыми между полюсами сердечника 9. Контакторы с электромагнитами, работающими на выпрямленном напряжении (маркируемые буквой Б), короткозамкнутых витков и магнитных шунтов не имеют.
При подаче соответствующего напряжения (по уровню и роду) на катушку электромагнитного привода 11 в магнитной системе создается магнитный поток, рабочая часть которого, пронизывая воздушные зазоры между сердечником 9 и якорем 11, создает электромагнитное усилие. Электромагнитная сила преодолевает трение подвижных частей и их массу, перемещает траверсу 25 с контактными мостиками 24 вверх. На определенном этапе хода якоря происходит перемыкание неподвижных контактов 2 контактными мостиками. При этом в магнитной системе зазор выбран не полностью. Дальнейшее движение якоря необходимо для выбора провала контактов с целью их поджатия. На этом этапе движения противодействующие нагрузки значительно возрастают за счет усилия контактных пружин 26.
Во включенном состоянии катушка электромагнита может обтекаться значительно меньшим током, т. к. происходит перераспределение величины магнитных потоков рабочего и рассеивания. Для этого схема управления контактором снимает форсировку режима включения.
Снятие напряжения с катушки приводит к отключению контактора, у которого под действием массы подвижных частей траверса с контактными мостиками опускается в начальное положение. В двойном разрыве каждой фазы обычно образуется электрическая дуга, которая выдувается на дугогасительные рога 3 и втягивается в деионную решетку 4, расположенную в закрытых дугогасительных камерах 19.
Таким образом, электрическая дуга непосредственно в атмосферу не выбрасывается. Это дает возможность встраивать контакторы серии КТУ во взрывонепроницаемые оболочки, не увеличивая расстояния от контактора до стенок оболочки. Кроме того, рассмотренная особенность системы дугогашения позволяет резко снизить концентрацию образовавшихся под действием электрической дуги окислов азота в оболочках взрывобезопасных аппаратов и в результате резко увеличить надежность их работы.