Билет Жизненный мир человека: любовь и борьба(агрессия, доминирование) как константы человеческого существования. Сексуальность и культура. Гендер.

Бог- есть любовь. Я люблю значит я живу.Люби и делай что хочешь.

Любовь в культуре содержит энергетику. Любовь имеет два лика- созедающее и разрушающее. Любовь –открытие себя в мире, высшая форма.

Любовь безпричинна, таинственна, личностна, связана со смертью, связана с познанием.

Платон – великая теория любви, стремление низшего к высшемы, смертного к бессмертному, раздробленного к соединению.Выделил 2 формы любви: земную (плотоническую)и небесную (духовную).

В средневековье эти формы любви не могут существовать одновременно, либо одно либо другое.

Фрейд- учение о сублимации, есть эрос, великая сила любви.

История любви.

У Др. греков- эрос (страсть, плотон. отношения; филия (дружба), агапе (связ-но с жертвенностью).

В.Соловьев «Смысл любви».

3 вида любви: 1) нужда- любовь ребенка к родителю; 2) дар- любовь родителя к ребенку; 3) равенство- любовь мужчины и женщины.

Любовь окультуривается, может быть двигателем культуры, а может разрушителем.

Э.Фром « Искусство любить»- 2 эпоса иметь или быть.

Сексуальность является врожденной потребностью и функцией человеческого организма, подобно процессам дыхания, пищеварения и др. Человек рождается с определенным физиологическим сексуальным потенциалом, который формируется уже в рамках жизненного опыта; в целом же сексуальность обусловлена интегрированным взаимодействием биологических, психических и социокультурных факторов.

Сексуальность является одним из основных двигателей, объединяющих людей друг с другом и формирующих многомерную совместную жизнь людей. В биологическом смысле половую связь следует рассматривать как реализацию человеческого стремления к выходу за пределы своей индивидуальности и к объединению с окружающим миром; трудности в создании подлинной связи с другим человеком являются причиной сексуальных расстройств и межчеловеческих конфликтов на сексуальной почве.

Гендер (gender) – социальный пол, социально детерминированные роли, идентичности и сферы деятельности мужчин и женщин, зависящие не от биологических половых различий, а от социальной организации общества.

В истории развития гендерной проблематики в западной психологии можно выделить три направления.
– первое направление развивалось под влиянием полоролевого подхода. Доминирующая научная парадигма психологических исследований пола этого периода — парадигма половых (гендерных) различий.
– второе направление формировалось под влиянием психоанализа и других классических психологических концепций. Научная ориентация этого направления — парадигма уникальности женской психологии.
– третье направление оформляется под влиянием социоконструкционистского и постмодернистского интеллектуального движения. В рамках этого направления доминирующей в психологии стала парадигма социального конструирования гендера.
В рамках этой теории гендер понимается как организованная модель социальных отношений между мужчинами и женщинами, конструируемая основными институтами общества. Теория социального конструирования гендера основана на двух постулатах:
1) гендер конструируется посредством социализации, разделения труда, системой гендерных ролей, семьей, средствами массовой информации;
2) гендер строится и самими индивидами — на уровне их сознания (т.е. гендерной идентификации), принятия заданных обществом норм и подстраивания под них (в одежде, внешности, манере поведения и т.д.).
Сторонники теории социального конструирования гендера подвергают сомнению тот факт, что все социальное биологически фундировано и поэтому считается естественным и нормальным.