Билет Проблема человека в культуре и философии 20 века.

20 век стал веком катастроф, разочарований, крахом (мировые войны, разрушение природы и т.д.) Разрушение смыслов и ценностей. Деградирует искусство, религия, философия.

Саморазрушение антроцентризма и гуманизма. То, что вознесло человека, его и разрушило.

Человек- не Бог. Происходит разрушение гуманизма, когда человек утверждает, что Бога нет, соответственно человеку все дозволено.

1)Экономика встала над человеком.

2)Техника окружила человека. Техносфера оградила нас от биосферы. Она нас порабощает.Человек все больше сам механизируется.Человек теряет спонтанность и самобытность.

3)Стихия политическая: рост бюрократизации и тд. Человек зависит от чуждых ему полит. инстанций. Эти 3 стихии вышли из-под контроля. Убыстряющееся чувство времени. Современный человек формируется как нечто эффективное.

Происходит распад общины,семьи, формир. массовое общество(штамповка людей потерянных,связанных искусственными связями).Образ человека фрагментировался.

Права человека.

Каждый человек от рождения имеет некие фундаментальные права:

· право свободы и веры

· политич.права

· соц.права (право на труд,образование)

1948 год-Декларация ООН о правах человека.

Сциентизм-вера в науку. Человек нового времени это ученый. Сциеню вылился в 2-х теченяих: позитивизм и марксизм.

Наука не может ответить на вопрос о смысле жизни и др. глубоких вопросов и современ. человек начинает сомневаться в науке (20в). Начало саморазрушения сциентризма.

Раньше наука была типом ученого-энциклопедиста, а теперь ученый- узкий специалист.

Идея прогресса.

В духовной сфере происх.регресс. Мировые войны, смерти- идея прогрессе рушиться.

Совр.человек дает нам антиутопию, он разочаровался в прогрессе. Он тревожиться о будущем.

Ницше: «Смерть Бога».

Бог есть,но человек не может его услышать, вступить с ним в контакт. Мир нового времени- это рационализация, из мира изгоняют все глубокое, происходит обессмысливание.Ощущение потерянного человека, боящегося будущего.

Научные течения,направления,оказавшие влияние на изучение проблемы образа человека.

1. Циолковский,Вернадский и тд: течение космизма( человек находится на острие космической революции. Абсолютный оптимизм, чел-во не должно погибнуть. Задача чел-ка преобразить природу).

2. Течение марксизма. Самоцентрический взгляд на чел-ка. Чел-к прежде всего социален. Тема отчуждения чел-ка от того, что он творит и производит.

3. Фрейд и психоанализ. Открытие бессознательного. Чел-к прежде всего не разум. Конфликт 2-х базовых начал: жизни и стремления к самоуничтожению. 20 век –общество потребления. Стремление к гедонизму. Чел-к гонит от себя страдания. Фрейд: « Конфликт между биолог. стороной личности и цивилизацией.

4. Экзистенционализм. Ощущение потерянности, бездомности, поиска смыслов. Чел-к –существо обреченное на свободу, знающее о смерти. Рождается вопрос о жизни (ее смысле)

5. Философская антропология. Шелер: «В соврем кул-ре чел-к не знает кто он и зачем сущ-ет».

6. постмодернизм. Все уже сделано- гл. мысль современного человеке.Мы живем по старым смыслам.Характерна исчерпанность, стерлись идентичности.