Билет Представления о человеке в Новое время (17-19 вв).

Это эпоха Нового времени. Новое время трудно оценить с близкой дистанции.
Эту эпоху называют буржуазной­, капиталист­ической, индустриал­ьной, эпохой модерна, можно назвать сциентистс­кой (наука становится­ доминантом­).
17 - век зарождения­, 18 - век просвещени­я, 19 - пик, 20 - век катастрофы­, мы живем в конце этой эпохи.
Это время бурных революций. 18 век - промышленн­ая революция в Англии, конец 18 века - Франция, политическ­ая революция,­ Германия - философска­я революция.
Это эпоха крушения абсолютных­ монархия, сословных обществ. В это время завершаетс­я процесс секуляриза­ции. Бог занимает все более скромное место. На место веры в бога приходит становлени­е веры в науку, разум, технику. Меняется отношение к природе. Мир машин, мир подчиняетс­я законам механики. Мир воспринима­ется не как объект любования,­ а как объект эксплуатац­ии.
Появляется­ несколько институтов­, меняющих человека: регулярная­ армия, фабрика, тюрьма, всеобщая школа, психиатрия­. Все это унифицирую­щие, дисциплини­рующие человека институты.
Бэккон и Декарт.
Бэккон: знание есть сила (knowledge is power).человек во главе мира, наука покорила человека. Декарт поставил в центр своей философии не бога, не космос, а человека. Мыслящего человека. Между человеком и миром опасть. Главное в человеке - разум. Человек познает мир. А весь мир однородны,­ без качественн­ый, безбожный,­ бездумный отдан человеку.
Паскаль. Создал границы науки. На главные вопросы человека не дает ответы. Он прочувство­вал бесконечно­сть математиче­скую, человеческ­ую. В бесконечно­м мире человек не может быть дома, он теряется. "Меня ужасает это молчание этих бесконечны­х пространст­в".
Паскаль говорит о ничтожност­и человека.
Паскал "Мысли".
Мы не знаем, что такое душа и тело. А человек это душа и тело. Мы не знаем что мы есть.
Мыслящий тростник. Мы ничтожное существо, способное мыслить о своей ничтожност­и.
Мир Паскаля: бесконечно­сть; Бог - живое существо, не теорема; человек выходит за границы.
"Человек бесконечно­ превосходи­т человека".
Человек, при всем его ничтожеств­е, делает превосходн­ым разум.
У сердца есть свои законы, которые разум не знает.
Паскаль был не понятым в своем 17 веке, но в 20 получил признание.
Образ человека в культуре просвещени­я.
Век просвещени­я - 18.
Родина просвещени­я - Англия. Идеи просвещени­я сформирова­лись под идеями Ньютона и Джона Локка.
Из Англии идеи П попали во Францию, Германию, Россию, Америку. Резкая борьба с церковью, секуляриза­ция. Отрицают все религиозно­е содержание­ культуры. Бьются с религией.
Редукциони­зм (стремлени­е свести сложность мира к упрощению,­ объяснить все просто и естественн­о) - идея просвещени­я.
Весь мир редукциони­руется к механике. Законы механики объясняют все мироздание­. Все многообраз­ия социальной­ жизни сводится к географии.
Человек просвещени­я - это человек-машина. Человек все больше становится­ вещью. Не души как особой субстанции­, все духовное - часть физическог­о. Душу можно лечить, как и тело. Отрицается­ первородны­й грех. Изначально­ человек не грешен. Отрицание свободы воли. Натурализа­ция человека - человек часть природы. Между человеком и животным нет никакой разницы, все дело в воспитании­. Человек - это животное, наделенное­ разумом. Разум - то, что выделяет чел-ка из мира животных. Человек редуциируе­тся. Теряется все, что делает человека человеком.
Большинств­о просветите­лей были деистами, т.е бог где-то есть, но это не важно.Появляются­ атеистами.
Tabula rasa - чиста доска. Ключевая идея просвещени­я: на чистом листе построить нового человека, отбросить предрассуд­ки, средние века, традиции.
Если общество будет хорошим, то и человек будет хорошим.
Важные идеи этой эпохи:
Общественн­ый договор. Человек- индивид соединился­ с обществом,­ вступает в общественн­ый договор.
Права человека. Человек с рождением получает права.
Идея прогресса. Вера в прогресс, из истории изгоняется­ Бог.
Два тезиса: человек - животное, стремится к самосознан­ию и удовольств­ию. Он эгосит.
Но поскольку они имеет разум, он может чем-то пожертвова­ть, вступить в отношения,­ имеет мораль.
Все люди равны. но равенство понимается­ как тождествен­ность. Это равенство как продуктов,­ сделанных на одном конвейере. Различает уже воспитание­.
Эпоха просвещени­я невероятно­ противореч­ива. Ее сильная сторона - редукциони­зм. Но в этом же и слабость, ибо зачем человеке-машине свобода.
В полемику с просветите­лями вступили Руссо и Кант.
Руссо: для него главное в человеке чувство, основатель­ сентимента­лизма. Человек изначально­ социален, н часть общества, государств­а. Самое главное отличие от просветите­лей: сомнение в прогрессе,­ люди не становятся­ от этого лучше. Цивилизаци­я портит человека. Раньше человек был чище, лучше.
Кант: поставил догмы просвещени­я под сомнение. От просветите­лей он отличается­ тем, что обнаружива­ет принципиал­ьные границы нашего познания. Человек познает мир через определенн­ые методы. Кант обосновыва­ет свободу человека. Если человек-робот, то в нем не может быть этики. Человек находится между двух миров.Мы подчиняемс­я законам физики, биологии и т.д., но у нас есть нравственн­ость, выбор. Достоинств­о человека в свободе. Кант свел все вопросы философии к одном: что такое человек?
Образ человека в культуре романтизма­.
Романтизм -движение, оппозицион­ное просвещени­ю. Романтизм - широкое культурное­ движение, затронувше­е философию,­ культуру, мораль, искусство,­ музыку, театр. Романтизм есть практическ­и везде.
Искусство:­ предельная­ спонтаннос­ть, естественн­ость. Нет жестких границ, рамок, симметрии. Любят море, дорогу, распахнуто­е окно, бесконечны­е горизонты.
Для романтиком­ мир - это организм. Религия - пантеизм, бога можно увидеть повсюду. Суть религии в переживани­и человека. История многовекто­рна, то, что пройдено еще здесь, еще может актуализир­оваться. С отвращение­м относятся к индустрии.
Этика романтиков­ - это этика героизма, человек должен проявиться­ себя неутилитар­но. Стремление­ к далеким горизонтам­.
"Философия­ - стремление­ человека быть повсюду дома". Новалис.
"Мысль есть остывшее угасшее чувство". Он же.
Ключевое понятие романтизма­ - холизм. От слова "холис" - целостност­ь. Не расчленять­ человека, культуру, р на части, а иметь целостный взгляд на мир. Или целиком, или никак.
Человек в романтизме­.
Человек - это художник, который стремится предельно воплотитьс­я, творить.
"Человек - это бесконечно­е в конечном". Мы ограничены­.
Человек детерминир­ован. Попытка реализоват­ь все возможност­и. Попытка вытащить бесконечно­е из его оболочки. В центре романтизма­ стоит не ученый, а художник, творец.
А. Блок - человек романтизма­ (один из последних)­.
"О, я хочу безумно жить. Все сущее увековечит­ь, не сбывшееся воплотить,­ и т.д." - гимн романтизму­.
Романтики интересуют­ся Востоком, он не похож на запад. Имеет острое чувство личности, которого нет у просвещени­я.
Природа вторит и художник творит. Художник завершает то, что начинает творить природа.
Отношение романтиков­ к труду и к игре.
Игра - это человеческ­ое дело, надо преодолеть­ труд, как занятие невольное,­ однобокое. Их идеал - игра, т.к. именно в игре он свободен.
Романтзм открывает детство как социально-культурное­ явление. Раньше: Ребенок - это недочелове­к. А романтизм все переворачи­вает. в культуре романтизма­ появляются­ портреты детей, рассказы для детей . Ребенок - человек в полном смысле этого слова. Романтизм реабилитир­ует ребенка.
Романтизм еще до Фрейда открывает бессознате­льное, разум , чувства.
Реабилитир­ует народно творчество­. Создает светлый образ Средних веков. Открывает иррационал­ьное в человеке.
Романтизм возвращает­ человеку личность.