Показатели, характеризующие НТП
Тема 2.3. Регулирование и прогнозирование научно-технического прогресса
Научно-технический прогресс: сущность, содержание, важнейшие категории, закономерности. Критерии решения научно-технических проблем. Система показателей, характеризующих НТП. Современная НТР, ее социально-экономические последствия.
НТП - это непрерывный процесс внедрения новой техники и технологии, организации производства и труда на основе достижений научных знаний.
Ускорение НТП является фундаментальной основой долгосрочной стратегии модернизации и перевода экономики на инновационный путь развития. Прогнозирование, планирование и программирование должны охватывать всю цепочку – от возникновения новой научной идеи, ее оформления и изобретения до ее воплощения в новых моделях техники и модификации технологии.
Для НТП характерны следующие признаки:
1. разработка и широкое использование принципиально новых машин и систем машин, работающих в автоматическом режиме;
2. создание и развитие качественно новых технологий производства;
3. открытие и использование новых видов и источников энергии;
4. создание и широкое использование новых видов материалов с заранее заданными свойствами;
5. широкое развитие автоматизации производственных процессов на базе использования станков с числовым программным управлением, автоматических линий, промышленных роботов, гибких производственных систем;
6. внедрение новых форм организации труда и производства.
Закономерности НТП:
· ведущая роль НТП и повышение эффективности экономики, конкурентоспособности товаров и услуг;
· цикличность развития науки, техники, инноваций и инвестиций;
· закономерности техногенеза;
· абсолютное и относительное удешевление техники;
· смена научных и технологических лидеров.
На современном этапе наблюдаются следующие особенности НТП:
1. Усиление технологической направленности НТП, его технологической составляющей.
2. Происходит интенсификация НТП: осуществляется рост объема научных знаний, улучшение качественного состава научных кадров, рост эффективности затрат на его осуществление и увеличение результативности мероприятий НТП.
3. На современном этапе НТП приобретает более комплексный, системный характер. Это выражается в том, что НТП охватывает все отрасли экономики, включая сферу обслуживания, проникает во все элементы общественного производства: материально-техническую базу, процесс организации производства, процесс подготовки кадров и организацию управления. В количественном отношении комплексность проявляется и в массовом внедрении научно-технических достижений.
4. Усиление его ресурсосберегающей направленности НТП. В результате внедрения научно-технических достижений экономятся материально-технические и трудовые ресурсы, а это является важным критерием результативности НТП.
5. Наблюдается усиление социальной направленности НТП, которая проявляется все в большем воздействии НТП на социальные факторы жизнедеятельности человека: условие работы, учебы, жизни.
6. Экологизация НТП. Это разработка и применение малоотходных и безотходных технологий, внедрения эффективных способов комплексного использования и переработки природных ресурсов, более полного вовлечения в хозяйственный оборот отходов производства и потребления.
Правительственной комиссией по научно-технической политике разработаны и утверждены следующие приоритетные направления науки и техники:
фундаментальные исследования;
информационно-телекоммуникационные технологии и электроника;
производственные технологии;
новые материалы и химические технологии;
технологии живых систем;
транспорт;
топливо и энергетика;
экология и рациональное природопользование.
Показатели, характеризующие НТП
На современном этапе развития экономики все большее значение приобретает объективная оценка состояния научно-технического прогресса. Это связано прежде всего с возрастанием роли НТП в решении проблемы повышения эффективности производства, ускорения экономического и социального развития отрасли (страны). У ровень и темпы роста НТП в решающей мере зависят от научно-технического потенциала отрасли (см. показатели в вопросе 2), который выступает составной частью инновационного потенциала, т.е. способности отрасли к развитию на основе разработки и внедрения новых продуктов и технологий.
НТР – это процесс скачкообразного, качественного преобразования производительных сил общества в результате превращения науки в непосредственную производительную силу. Основными направлениями НТР являются: микроэлектроника, лазерные технологии, ферментные технологии, генная инженерия, катализ, био- и нанотехнологии.
Последствия НТР:
· Резко ускоряет научно-технический прогресс, оказывает воздействие на все стороны жизни общества. В ходе НТР возникают проблемы ликвидации и ограничения некоторых ее отрицательных последствий. Предъявляет возрастающие требования к уровню образования, квалификации, культуры, организованности, ответственности работников.
· Демографический взрыв.
· Рукотворные катастрофы.
2. Научно-техническая политика государства. Научно-технический потенциал России: понятие, современное состояние, проблемы развития. Особенности научно-технической политики. Современное содержание и основные принципы ее формирования в Российской Федерации.
Научно-техническая политика государства –это часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к научной и научно-технической деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти РФ в области науки, техники и реализации достижений науки и техники. Одной из ведущих функций научно-технической политики является планирование научно-технического прогресса, которое охватывает проведение научных исследований и технических разработок, освоение в производстве новых видов техники и технологии, ввод в действие головных образцов технологического оборудования, финансирование научно-исследовательских работ, подготовку научных кадров и конечные технико-экономические результаты использования достижений науки и техники.
Для современного переходного периода в экономике России характерно засилье на внутренних товарных рынках зарубежных производителей, общая финансовая неустойчивость, нарушение многих критериев экономической безопасности национального хозяйства, серьезные ресурсные ограничения. Учитывая эти особенности, можно конкретизировать цели и задачи российской научно-инновационной политики. Для современных российских условий их можно сгруппировать в 3 блока.
«Первый блок связан с сохранением и развитием научно-инновационного потенциала России, с сохранением и умножением традиций, научных, исследовательских и инженерно-конструкторских школ, с их возможностью обеспечить смену технологических укладов в основных сферах жизнедеятельности людей, и главное – обеспечить технологическую безопасность России»
«Второй блок объединяет цели и задачи, гарантирующие максимальное и наиболее эффективное использование существующего научно-инновационного потенциала для формирования системных преобразующих инноваций-факторов, включающих как новые технические, так и новые технологические комплексы, способствующие развитию единого технологического пространства, как в России, так и в СНГ и создающие научно-производственную базу для воспроизводства конкурентоспособной на мировых рынках продукции, а также для создания безопасной экологической ситуации в стране и реанимации природной среды».[1]
«В третьем блоке объединяются задачи по созданию целостной совокупности условий, позволяющих решать проблемы и достигать цели первых двух блоков на непрерывной воспроизводственной основе. В их составе – решение проблем обеспечения инновационной и инвестиционной активности хозяйственных систем всех уровней и, прежде всего, на предприятиях, объединениях и корпорациях, а также создания всех предпосылок для наиболее полного и эффективного использования научно-технологического потенциала страны»
Цели государственной научно-технической политики:
1. Обеспечение и поддержка прогрессивных структурных преобразований в сфере материального производства, увеличение его эффективности и повышение конкурентоспособности выпускаемой продукции;
2. Рациональное размещение, развитие и эффективное использование научно-технического потенциала;
3. Укрепление обороноспособности страны и обеспечение безопасности личности, общества и государства в целом;
4. Повышение вклада науки и техники в развитие экономики страны;
5. Укрепление взаимосвязи образования и науки;
6. Реализация важнейших социальных приоритетов и задач;
7. Улучшение экологической обстановки в стране;
8. Обеспечение защиты информационных ресурсов.
Научно-технический потенциал – совокупность кадровых, материально-технических, информационных, финансовых ресурсов, предназначенных для решения стоящих перед обществом задач научно-технического развития.
Система показателей:
1. Объем финансирования научного комплекса, в т.ч. за счет средств:
· Государственного бюджета;
· Организаций предпринимательского сектора;
· Внебюджетных фондов;
· Иностранных инвесторов.
2. Количество научных организаций, в т.ч.
· Учреждения академического сектора науки.
· Организации ВУЗовского и отраслевого секторов.
· Конструкторские организации.
· Проектные организации.
· Научные организации негосударственного сектора.
3. Уровень развития материально-технической базы (в т.ч. состояние основных фондов).
4. Численность работающих в сфере науки, в т.ч.
· Действительных членов Академии Наук.
· Членов-корреспондентов
· Докторов наук
· Кандидатов наук.
5. Количество патентов, полученных внутри страны и зарубежом.
Состояние научно-технического потенциала можно оценить комплексным показателем – способностью к инновациям. В нем находят отражение:
1) Величина всех расходов на НИОКР.
2) Численность работников занятых в науке.
3) Количество полученных патентов.
4) Развитость сферы высшего и послевузовского образования.
5) Степень защиты интеллектуальной собственности.
Проблемы развития научно-технического потенциала в РФ:
· Происходило копирование американской модели научно-технической политики;
· Недостаточные объемы финансирования научных исследований и разработок, отсутствие желания частного бизнеса инвестировать в инновации; В 2010 году внутренние затраты на исследования и разработки составили 1,16% ВВП, а странах ЕС данный показатель достигает 3% и более (Швеция, Финляндия). Порог экономической безопасности составляет 2% ВВП. В нашей стране внутренние затраты на исследования и разработки складываются следующим образом: бюджетные средства-60%, средства организаций предпринимательского сектора-31%, иностранные источники-7%, прочие-2%. В то же время, размеры и качество государственного финансирования не соответствуют требованиям рыночной экономики. В странах ОЭСР эти пропорции складываются наоборот: 60%-средства предпринимательского сектора, 40% -государственные расходы.
· Отсутствие специализированной законодательной базы в области развития науки и инноваций. В России до сих пор отсутствует ФЗ закон «Об инновациях и государственной научно-инновационной политике» (есть проект), а основным законодательным документом в этой области остается Федеральный закон от 23 августа 1996 года «О науке и государственной научно-технической политике». Однако в июле 2011 года в последний были внесены некоторые изменения и дополнения, касающиеся именно вопросов инновационного развития, коммерциализации инновационной деятельности, сформулированы понятия таких категорий, как «инновации», «инновационный проект», «инновационная инфраструктура», «инновационная деятельность».
· Процесс «утечки мозгов».
Особенности научно-технической политики:
Ключевое отличие между ЕС и Россией лежит во всей структуре экономики, которая в значительной мере определяет инновационный опыт и его применение.
Малая доля участия бизнеса в научно-исследовательском секторе.
Отсутствие четко выработанного механизма регулирования инновационных рисков.
Другие отличия в инновационном опыте и политике стран ЕС и России заключаются в следующем:
• сократила расходы на научно_исследовательскую деятельность. Сокращение расходов особенно заметно при
сравнении с ВВП.
Это еще более увеличило дистанцию от стран ЕС и от других развитых стран.
Причина такой ситуации заключается в небольшом увеличении малой доли
высокотехнологичной продукции России на мировом рынке.
• В отличие от Европейского Союза, научно-исследовательская деятельность в России имеет тенденцию сосредотачиваться в основном на базовых или фундаментальных исследованиях. Кроме того, центр тяжести научных исследований в России сильно смещен в сторону инжиниринга и слабо представлен в социальных и гуманитарных отраслях знаний
• Малый и средний бизнес играет менее значимую роль в российской экономике (в нем задействовано 25 % рабочей силы), чем в ЕС (в нем задействовано 72 % рабочей силы). Кроме того, в России малые и средние предприятия считаются менее инновационными по сравнению с их европейскими коллегами.
• Крупные компании в странах ЕС характеризуются как гораздо более инновационные по сравнению с аналогичными в России. Частично это отражает отличие в специализации (российская низкотехнологичная ресурсо-добывающая промышленность по сравнению с европейскими высокотехнологичными товарами народного потребления и фармацевтической продукцией), частично это связано с небольшими объемами инвестиций в НИОКР со стороны российских компаний.
• Доля инвестиций со стороны бизнес_сектора в НИОКР в России
• В России и странах ЕС существуют разные факторы, которые ограничивают инновационную деятельность. Например, в качестве таких факторов в Великобритании выделяют: среди экономических факторов – слишком высокие прямые издержки на инновации, проблемы, связанные с мобилизацией финансовой поддержки; среди внутренних производственных факторов – недостаток квалифицированного персонала и организационные проблемы; среди прочих – влияние стандартов и мер по регулированию деятельности фирм. Для России из экономических факторов важнейшим является недостаток собственных денежных средств и инвестиционных ресурсов. Вторым по важности является недостаточная финансовая поддержка со стороны государства. Что касается внутренних производственных факторов, то проблему недостатка квалифицированного персонала отмечают почти в десять раз меньше количество фирм по сравнению с числом фирм, указавших на проблему нехватки денежных средств. Среди прочих факторов важнейшими признаны низкий спрос со стороны потребителей на новые товары и неэффективное законодательство по стимулированию инновационной деятельности.
• Что касается венчурного сектора финансирования, то в России до настоящего времени он остается слаборазвитым. В настоящее время в России – более 40 финансовых институтов в сфере прямых и венчурных инвестиций.. В условиях повышенного риска большинство российских венчурных фондов готово инвестировать только в компании, находящиеся на стадии расширения производства или на стадии развитого производ_
ства.
Принципы государственной научно-технической политики:
1. Признание науки социально значимой отраслью экономики страны, которая определяет уровень развития производительных сил государства;
2. Поддержка предпринимательства и конкуренции в научно-технической сфере;
3. Обеспечение гласности при выборе основных направлений развития науки и техники, исполнение которых реализовывается на конкурсной основе;
4. Интеграция, усиление взаимосвязей научной, научно-технической и образовательной деятельности;
5. Гарантия приоритетного развития фундаментальных научных исследований;
6. Стимулирование инновационной, научной и научно-технической деятельности посредством системы экономических и других льгот;
7. Развитие инновационной, научной и научно-технической деятельности через создание системы государственных научных центров и иных структур;
8. Развитие регионального, а также международного научного и научно-технического сотрудничества России.
3. Регулирование и стратегическое планирование НТП. Прогнозирование НТП как важнейшая предпосылка его регулирования. Задачи и содержание прогнозирования развития науки и техники. Оценка социально- экономических последствий НТП. Методы, используемые в процессе прогнозирования развития науки и техники. Регулирование НТП. Разработка федеральных целевых стратегических программ решения важнейших научно- технических проблем как инструмент системы регулирования НТП.
Необходимо разрабатывать долгосрочные прогнозы инновационно-технологического развития России с учетом мировых технологий. Такой прогноз на период до 2030 года разработан Институтом экономических стратегий и Международным институтом Питирима Сорокина – Николая Кондратьева и Вычислительным центром РАН. Представляется необходимым осуществлять в порядке государственного заказа разработку и публикацию долгосрочных прогнозов научно-технического и инновационно-технологического развития России на 25-30 лет с учетом мировых тенденций (каждые 4-5 лет уточняя и продлевая горизонт прогноза). В 2008 году в соответствии с поручением Президента РФ разработан прогноз научно-технологического развития России с учетом мировых тенденций. Это позволяет более обоснованно выбрать приоритеты перевода страны на инновационный путь развития на основе долгосрочного стратегического плана социально-экономического развития.
На основе прогноза определяются приоритеты, разрабатывается стратегия инновационного развития РФ на долгосрочную перспективу – на 15-20 лет. Реализация стратегических приоритетов может осуществляться на основе национальных и федеральных целевых программ, предусматривающих концентрацию ресурсов государства и бизнеса на прорывных направлениях инновационного развития.
В современных условиях, когда XXI в. признан веком инновационного развития, появляется критерий систематизации — технологическое обновление. Широкое распространение инноваций вызывает рост производства, а следующий за ним спад (депрессия) является своеобразной адаптацией хозяйственной жизни к изменившимся условиям, порожденным экономическим бумом. Следовательно, развитие НТП должно не столько прогнозироваться, сколько очень достоверно планироваться на долгосрочный период. В этом состоит одна из главных задач государственного регулирования в области развития науки и технических инноваций. Для реализации такого процесса следует использовать подходы стратегического планирования, которые выгодно отличаются от долгосрочного планирования. Отличия, в первую очередь, заключаются в четком определении комплекса целей развития территории. И уже потом, по логической цепочке стратегического планирования, определяются задачи, условия, точки воздействия, механизмы реализации стратегии в области научно-технического развития территории.
Для определения целевых показателей необходимо ориентироваться не только на амбиции и условия территории, но и предполагать использование возможностей технологического уклада. В виде организации инновационной активности применять горизонтальную интеграцию научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, проектирование производства и обучения промышленного и инженерного персонала, подготовку специалистов нового поколения. При этом важная роль отводится государственной поддержке развития новых технологий и построению логической цепочки коммерциализации технических разработок. Стремление России стать не только высокоразвитой страной, но и выйти в технологические лидеры, будет определять стратегический выбор развития национальной экономики.
Рассматривая теории стратегического планирования, которые характерны на макро- и мезоуровнях управления экономикой, можно выделить следующие сценарии макроразвития:
сырьевой консервативный сценарий - предполагает усиление политической роли и представительства в международном бизнесе;
сырьевой либеральный сценарий - предполагает инерционное развитие при активизации бизнеса за счет облегченного доступа к ресурсам развития;
патерналистский сценарий - предполагает максимальное участие государства;