Двухплоскостная и трехплоскостная обмотки

 

Двухплоскостная однослойная обмотка с указанными данными изображена на рис. 1.16. Она состоит из катушечных групп, которые образуются посредством соединения двух катушек, различных размеров. Одна катушка охватывает другую. В силу этого, обмотка называется концентрической. Например, для фазы U имеем:

y>τ ; 1→8 наружная катушка,

y<τ ; 2→7 внутренняя катушка,

τ=6 пазов.

Особо подчеркнём, что в данном случае порядок соединения катушечных сторон в пределах катушечной группы не влияет на величину ЭДС катушечной группы и может быть приведена к полному шагу.

Изображенная (см. рис. 1.16), обмотка состоит из трёх фаз, причём каждая фаза состоит из двух последовательно соединённых катушечных групп: одной короткой и одной длинной. Лобовые части катушечных групп располагаются в двух плоскостях, следовательно, обмотка двухплоскостная.

Как показано на схеме, начала фаз U1;V1;W1 сдвинуты на 1200 эл. градусов, аналогично U2;V2;W2.

Попутно отметим, что в технической литературе можно встретить следующие обозначения выводов обмоток:

начала обмотки статора С1 , С2 , С3,

концы обмотки статора С4 , С5 , С6,

начала обмотки ротора Р1 , Р2 , Р3,

концы обмотки ротора Р4 , Р5 , Р6.

 

Согласно последнему ГОСТ 26772–85:

начала обмоток статора обозначаются символами U1;V1;W1,

концы обмоток статора обозначаются символами U2;V2;W2.

Если машина имеет p пар полюсов, то обмотка будет состоять из р последовательно соединённых катушечных групп.

Рассмотренная обмотка может быть выполнена с расположением лобовых частей в трёх плоскостях. Такую обмотку называют трёхплоскостной (рис. 1.18).

Концентрические обмотки выполняются из катушек различных размеров и форм, что затрудняет их изготовление. Они требуют значительного расхода провода на лобовые части. В этом отношении более предпочтительными являются равносекционные шаблонные обмотки, изготовленные из катушек одинаковой ширины и формы. Они наматываются на одном и том же шаблоне вне машины, после чего укладываются в пазы. Катушки могут быть выполнены как на разных шаблонах, (рис. 1.19,а), так и на одном (рис. 1.19,б).

 

Шаблонные обмотки включают в себя три типа:

1) простая шаблонная обмотка,

2) шаблонная обмотка «в развалку»,

3) цепная обмотка.