Глобальная (информационная) экономика

Глобальная (информационная) экономика постиндустриально­го (информационного) общества основана на использовании зна­ний (информации). Пока не сложилось окончательно название этой экономики и наиболее часто употребляемые наименования: новая экономика, цифровая экономика, электронная экономика, интернет-экономика, сетевая экономика, онлайновая экономика и др. В отличие от традиционной экономики ее основу составляет интеллектуальный, или «человеческий» капитал, а не основопола­гающие в прошлом институты производства (основные фонды, управленческий ресурс, производственные издержки). В новой экономике трансформировалась связь, которая в прошлом была всего лишь сектором услуг в области коммуникаций. Сети связи, своеобразные инфомагистрали, инфо6аны и инфострады, создал новую коммуникационную инфраструктуру, заменившую тради­ционные пути сообщения. Новая экономика разрушает границы и барьеры между продуктами и услугами, отраслями промышленно­сти, компаниями. Новая сетевая экономика представляет собой Все­мирную свободную экономическую зону, совместившую коммуникации и коммерцию.

Для глобальной (информационной) экономики характерны осо­бенности присвоения капитала на трех уровнях:

держатели прав собственности, включая акционеров, собствен­ников семейных предприятий (АТР), индивидуальны предпри­ятий и хозяев собственного дела;

класс менеджеров, распоряжающийся производственными фондами от имени акционеров;

«коллективный капиталист», обладающий корпоративным ин­теллектом, на глобальны финансовых рынках и их управленче­ских сетей.

Творцом и создателем новой, или виртуальной, экономики яв­ляются США. Страна, сформировавшаяся в Новом Свете на дале­кой заокеанской географической периферии европейской цивили­зации, создала мировые валютно-финансовое и информационное пространства и заняла в них центральное место. На мировом ва­лютно-финансовом рынке доминируют портфельные американские инвестиции, тогда как по объему прямых инвестиций выделяется ЕС (германия и другие страны ЕС).

Меняется природа капитала. Его создателем становится социальная прослойка профессионалов духовного производства (интел­легенция).

Экономические аспекты использования Интернета обусловлены стоимостью компьютерного оборудования и стоимостью услуг про­вайдеров. Стоимость оборудования, включая офисный персональ­ный компьютер с модемом и стандартным монитором, стала сопос­тавима с ценой на большой телевизор. Стоимость услуг провайде­ров зависит от численности пользователей. В результате преимуще­ства имеют наиболее интернетизированные страны, такие как США, Канада, Финляндия, Швеция и Австралия. Здесь расценки на доступ к Всемирной сети в три раза ниже, чем в Восточной Ев­ропе (туда же сбрасываются устаревшие модели компьютеров, вы­даваемые за новые).

Расширяется применение альтернативных способов подключе­ния к Интернету с использованием спутниковых антенн, мобильной телефонной связи и кабельного телевидения. Беспородные технологии коммутации снижают расценки на услуги.

Информационные технологии становятся неотъемлемой частью делового успеха. Новая экономика ведет к трансформации понятии экономической эффективности. Становится очевидным, что традиционная система количественного измерения материальных, трудо­вых и финансовых затрат и объемов произведенной продукции ус­тарела, так как требуются преимущественно качественные характе­ристики эффективности. Традиционная система экономических показателей не отражает реальный эффект от информационных технологий.

Наблюдается несоответствие между увеличением капитальных вложений затратами на информационные технологии и их отдачей.

Одной из причин является использование новых технологий для автоматизации старых процессов. Неэффективно используется реинжиниринг бизнес-процессов. Неадекватность результата затратам объясняется недостаточной осведомленностью о возможностях информационных технологий. Так, например, большинство персональных компьютеров в Восточной Европе используется в качестве печатающей машинки.

Американские эксперты выделяют четыре уровня интернет­-экономики:

материальная инфраструктура, включающая производство

компьютеров и коммуникационного оборудования. Эта материально-техническая база необходима для функционирования

Интернета и основанной на его технологиях электронной

коммерции;

прикладная инфраструктура, включающая производство про­граммного обеспечения, мультимедиа, создание веб-сайтов и представляющая услуги для оптимизации электронной ком­мерции;

посреднический уровень, включающий компании-провайдеры, обеспечивающий функционирование поисковых порталов, за­нимающихся интернет-рекламой;

уровень собственно электронной коммерции, включающий ком­пании, непосредственно осуществляющие коммерческие сделки в Интернете.

Годовой объем мирового рынка наукоемкой продукции составля­ет около 3 трлн. долл. Общий объем продаж технических средств ин­формационных технологий составит в ближайшие годы 1 трлн. долл.

Цех по производству микропроцессоров «Pentium» стоит около млрд. долл.

Прикладная инфраструктура включает, прежде всего, производство программного продукта. Объем мирового рынка программы услуг составил в 2000 г. 140 млрд. долл. Законченные программы продукты выпускаются в основном под 6рэндами американских фирм. Простые блоки программ, требующие большого количеств человека-часов, передаются на офшорное программирование в Индию и страны Юго-Восточной Азии. Индия планирует увеличить экспорт программного продукта до 50 млрд. долл. Кроме США за конченные программные продукты на мировой рынок поставляют относительно больших масштабах Израиль и Финляндия. При этом израильские фирмы специализируются на веб-технологиях для оптической промышленности и компьютерной безопасности, а финские — для мобильной связи

Посреднический уровень включает компании-провайдеры обеспечивающие функционирование поисковых порталов, зани­мающихся интернет-рекламой. В 1990-е гг. развитие «новой эконо­мики» было связано, прежде всего, с американским доменом «сот», получившим мировое распространение в качестве универ­сального «расширения» для коммерческих организаций. На этот до­мен в конце десятилетия приходилось 45% ресурсов глобальной сети Интернет. Наиболее продвинутый в постсоветском пространстве рос­сийский домен «.ru» занимал 15-е место (1,06% ресурсов). В 2000 г Европейская Комиссия приняла специальное коммюнике по орга­низации и управлению Интернетом. Одновременно с единой валю­той в Европе создается домен высшего уровня «.еu» для ускорение е-экономики и е-торговли на континенте. Это знаменует собой на­чало интернет-конкуренции, «.eu» расширит разнообразие доменов, увеличит взаимосвязь и взаимодействие европейских компаний. организаций и граждан. Пользователи домена «.еu» в едином про­странстве рынка ЕС будут использовать не только единую иденти­фикацию, но и могут применять европейское законодательство и правила защиты потребителя. Создание единого интернет-прост­ранства «.еu» объединит электронные экономики европейских стран и повысит их конкурентоспособность.

В 2002 г. впервые Нобелевская премия присуждена за исследо­вание экономической и психологической эффективности (челове­ческий фактор в экономике) американцам Вернону Смиту и Дэ­ниелу Канеману. Экономист и профессиональный психолог опро­вергают утверждение о6 экономике как «точной науке», базирую­щейся на мощном аппарате математического моделирования и статеистического анализа. Биполярная природа человека сводит эконо­мическую «точность» на нет. Математические теоремы опровергают­ся в экономике интересами людей. При принятии экономических решений человек не всегда исходит из рационального поведения.