Аристотель
Главным субъектом международные отношений остается государство - структура господства, постоянно возобновляющаяся в результате совместных действий людей. Суверенное государство (государство-нация) - главенствующий субъект международных отношений и мировой политики. Государство является основой политической организации общества. По форме правления выделяются монархии и республики, а по форме устройства - федеративные и унитарные государства. Различаются военно-политические и экономические блоки - объединения нескольких государств в целях повышения ИХ геополитического качества и влияния на международные отношения. Пределы территории государства определяет государственная граница, формирующаяся в процессе исторического развития и закрепления системой договоров и соглашений между сопредельными государствами. Процесс закрепления государственной границы осуществляется путем делимитации и демаркации. Различаются контактные, барьерные и фильтрующие функции государственной границы.
Аристотель связывал создание образцового государства с древ - негреческим аналогом - вольным портовым городом (полисом), где доминировали бы частная собственность и средний класс: «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа людей, прилагается наименьшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее за6отятся о том, что является общим, или за6отятся в той мере, в какой это касается каждого». И далее: «...государство, состоящее из средних людей, будет иметь и наилучший государственный строй... Но когда за отсутствием средних граждан неимущие подавляют своей многочисленностью, государство оказывается в злополучном состоянии и быстро идет к гибели».
После Великих географических открытий существовало 12 империалистических государств, осуществивших колониальную экспансию и владевших заморскими территориями. Из них пять государств (Испания, Португалия, Нидерланды, Франция и Великобритания) в течение нескольких веков обладали преимущественным политическим контролем над большей частью мира. Деколонизация - процесс обретения независимости бывшими колониями европейских государств-метрополий. Первый пик деколонизации связан с освобождением США от господства Великобритании, а затем латиноамериканских стран от господства Испании и Португалии. Наиболее интенсивная деколонизация была осуществлена после окончания Второй мировой войны, когда независимость получили большинство колоний в Африке и Азии.
В современном мире трансформировались понятия «нация» и «национальное государство». Нация - совокупность граждан одного государства как политическая система. Большинство современных государств-наций де-факто являются полиэтническими. Высокая степень полиэтничности характерна, например, для США и Индии; Китай, Японию и Польшу с некоторым допущением можно считать моноэтническими нациями. Право наций на самоопределение и территориальная целостность - два взаимоисключающих принципа международного права. Реализация народом права на создание государственного образования находится в противоречии с другим международным правом о незыблемости границ суверенного государства. Это порождает политику двойного стандарта. Запад беспощаден к сепаратистам, угрожающим целостности евроатлантических стран, но зачастую поддерживает их в других зонах «жизненных интересов». ХХ век завершился очередным всплеском национализма, пронизанного идеями создания Великих моноэтнических государств: Великий Туран - от Адриатики до Великой Китайской стены; Великая Чечня - от Грузии до Каспия; Великая Албания на Балканах; Великая Сирия и др.
Национальное государство - государственное образование, где права титульного этноса ставятся выше прав граждан другой национальности. Национальное (по языку) государство - явление довольно редкое в истории. Национальное сознание часто усиливает мифологический хаос и оказывается неспособным создать гражданское общество, в основе которого лежат права конкретного человека, независимо от конфессиональной и этнической принадлежности. Возрождение национального самосознания в прошлом не всегда приводило к появлению новых авторитетных европейских государств. История повторилась при распаде Советского Союза. Новые независимые государства, провозгласив приоритет построения правовой демократии, трансформировались в режимы с провинциальным национализмом.
Современное демократическое государство - это не национальный ансамбль песни и пляски, а правовое гражданское общество, обеспечивающее права конкретного гражданина, независимо от национальности и вероисповедания. Правовое государство есть подчинение самого государства принятым им конституционно-правовым нормам. Гражданское общество представляет совокупность социокультурных, религиозных и экономических отношений граждан и их общественных организаций, основанных на автономии от государства. Для демократического государства характерен парламентаризм - система политической организации, разграничивающая функции законодательной и исполнительной власти. Парламентаризм обеспечивает плюрализм - продуктивное множество независимых и равноправных позиций, интересов, партий и идеологий.
Национальное государство по своему определению не может
обеспечить построение гражданского демократического общества. Единственным крупным достижением большинства постсоветских государств стало становление местной национальной коррумпированной «элиты в законе». Национальные «элиты», приватизировавшие общенародную собственность «в особо крупных размерах», представляют главную опасность для становления
государственности.
Что такое демократия? Демократия - форма общественных отношений, когда власть не мешает развитию в свободном человеке, обладающем экономическим достоинством, главной цели, которую дают семья и вера. Демократия не способна создать свободу, если отдельного гражданина она не интересует. Демократия всего лишь форма, а не предмет, который можно распределить поровну. В Восточной Европе сложилось заблуждение, что демократия - это власть честных и умных.
По определению Освальда Шпенглера: «Демократия - это полное уравнивание денег и политической власти». «Демократия, - отмечал французский мыслитель Алексис Токвиль, - власть посредственности». Но тогда почему же на западе «терпят» демократию? Демократией нельзя владеть как предметом. В Восточной Европе символы демократии используются как «булыжник пролетариата. в борьбе за власть.
Итак, согласно классическим представлениям, демократия ‑ это власть посредственности. В условиях правового гражданского общества с развитыми рыночными отношениями глава государства может быть элементарной посредственностью, но это не скажется на будущем страны. Та же посредственность во власти в 6едньх странах с неразвитыми демократическими институтами может представлять большую опасность для государственности. Когда приходиться выбирать между плохим и худшим, западная социология отдает приоритет умному мошеннику над честным дураком.
Демократия ведет к становлению социального государства, ответственного за состояние социально незащищенных граждан. Это результат трансформации капитализма под воздействием Октябрьской революции 1917 года. После распада мировой системы социализма начался медленный демонтаж социального государства.
Наиболее известные демократические государства на Востоке появились не в результате свободного заимствования западного опыта, а были внедрены с позиций «гуманизированной» геополитики США (Япония и Южная Корея). Японская конституция, написанная «проклятыми янки» в штабе американской оккупационной администрации генерала Макартура, стала для японцев подлинно национальной конституцией. В восточных традиционных обществах справедливость превыше свободы, но это не мешает развитию демократических начал. Главное - избегать крайностей индивидуализма и корпоративного засилья, ведущего к застою. Цивилизационные особенности исламского мира затрудняют установление демократии. В странах «исламской» демократии нет гарантий прихода к власти компетентных и некоррумпированных политиков. Местная элита использует демократию как внешнюю форму борьбы за власть.
Демократия, как и любой другой политический институт, имеет границы своего применения в многомерном коммуникационном пространстве. Совершенно очевидно, что самое протяженное государство в мире (Россия) или самое населенное (Китай) должны иметь сильную власть, чтобы удерживать географическое или демографическое пространство. Немецкий юрист Карл Шмидт идентифицировал «истинную демократию» с однородным, гомогенным обществом: «Это совершенно логично, так как народ... в органическом понимании, как некая качественная общность, как единый живой организм, чтобы адекватно править и изъявлять свою волю, должен 6ыть однородным, а не составным». При переходе к обществу, состоящему из нескольких этнокультурных образований, требуется единый сакральный авторитет или геополитическая (цивилизационная) парадигма.
Политика есть искусство управления людьми. В этом искусстве главной политической силой выступает власть, которая, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их и подчиняет другого закону своей воли. Власть по своему существу подобна авторитету. «Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает а6селютно» (Лорд Эктон). Различают три источника власти - насилие, богатство и знание. Насилие дает низкокачественную власть. Богатство - власть среднего качества. Высококачественную власть дают знания, приумножающие богатство и силу (Элвин Тоффлер).
Элита - социальная группа высшего привилегированного слоя общества, концентрирующая те или иные ресурсы, или группа лучших, осуществляющая функции управления, развития культуры и науки. Различается элита родовая (по крови) и элита достижений, соответственно, аристократия и меритократия (от греч. - заслуга, качество). На Западе выделяется аристократия (элита по крови) и меритократия (элита качества). Причиной возникновения элит считают природную одаренность составляющих их людей. Современный западный мир характеризуется приходом к власти нового поколения руководителей и модернизаторов. Аристократия уступает место меритократии. ХХ век показал, что благосостояние определяется не авторитарным или демократическим режимами, а профессионализмом власти, основанной на культуре, образовании и способности принимать правильные решения. Именно такая политическая интеллектуальная элита стояла во главе успешной модернизации в большинстве стран «экономического чуда». Вместе с тем политика была и есть самой сложной и консервативной для творчества сферой деятельности. В Восточной Европе в процессе трансформации образовалась «элита в законе», или клептократия. Во власть вошли маргинальные физические лица с непреодолимым стремлением к казнокрадству.
Нации без образованной элиты, способной на бескорыстный патриотизм и самоотдачу на благо государства, нежизнеспособны.
Во власти необходимо различать государственных деятелей и политиков. «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение» (Уинстон Черчилль). государственный деятель - личность, ставящая интересы державы выше личных, партийных и других корпоративных интересов. История изобилует многочисленными примерами преданности государственных лидеров интересам нации: Фридрих Великий - в Пруссии, Томас Джефферсон и Франклин Рузвельт - в Америке, Уинстон Черчилль и Маргарет Тэтчер - в Великобритании, Петр Великий и Екатерина Великая - в России. Одним из наследий советской власти явилось появление маргинальных государственных деятелей «из народа» с низким уровнем общеобразовательной культуры и стремлением к личной наживе. Как сказал европейский философ: «Горе народу, которым правят те, кто должен ходить в лакеях!»
На Западе государственным лидером становится демократически избранный президент (премьер-министр). На Востоке при формальном соблюдении демократических процедур президент напоминает царя, султана, бая, хана, «батьку» или «отца нации», не забывающего про «семью». Этому способствует традиционалистское сознание народа, в большинстве лишенного экономического достоинства. В 1990-е годы Запад использовал новых национальных лидеров для углубления раскола в постсоветском пространстве, называя их «последними оплотами демократии». После выполнения этой задачи некоторые местные лидеры стали для Запада «невыездными».
Особое место во власти занимает олигархия - политическое и экономическое господство немногих, представляющих финансовый, торговый и промышленный капитал. В Восточной Европе из-за чьей-то глупости понятие «олигарх» распространили и на жуликов, «приватизировавших» (укравших) общенародную собственность в особо крупных размерах. Здесь установлен «мировой рекорд» восхождения к власти криминально-демократическим путем «олигархов». Их обслуживают «слуги народа» (народные депутаты и сенаторы), ставшие обладателями суммарных доходов, превышающих государственный бюджет.
Система насильственной политической власти с полным подчинением общества господствующей элите (вождю, фюреру) получила название тоталитаризм. Это одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся тотальным контролем над всеми сферами жизни общества (фашистские и коммунистические режимы), авторитарно-диктаторские политические системы, мобилизующие массы к борьбе за официально провозглашенные идеалы. Гитлеризм направил энергию масс на возрождение Великой Германии и против евреев. Сталинизм и маоизм звали массы на борьбу с эксплуататорским классом. Для современной России, утратившей мощь сверхдержавы , характерна «катастрофичность сознания», типичная для немцев после поражения в Первой мировой войне. Произошел крен от неолиберального романтизма к усилению русского национализма, создающего предпосылки для возрождения тоталитаризма.
Главными субъектами международных отношений являются великие державы, по своей мощи и влиянию оказывающие важное влияние на мировую политику и экономику. Венский конгресс государств-победителей 1815 г. кодифицировал статус великих держав. Был создан Концерт великих держав, куда вошли Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия, а впоследствии и Франция. Великими державами были государства антигитлеровской коалиции (США, СССР и Великобритания). Великими державами называют страны «атомного клуба», являющиеся постоянными членами Совета Безопасности ООН (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай).
Одна или несколько стран, разделяющих от непосредственного контакта центры геополитической мощи (великие державы), получили наименование буферное государство. В прошлом Афганистан был буферной державой между Российской и Британской империями. Буферная зона из небольших государств, разделявших Россию и Германию, типична для Центрально-Восточной Европы. В Гражданскую войну образовывалась Дальневосточная буферная республика.
Мировые державы, обладающие силовым (военными экономическим) превосходством над другими и несущие ответственность за безопасность группы стран, получили название сверхдержав. В Древнем мире сверхдержавами были Римская и Китайская империи, могущество и влияние которых было ограничено преимущественно су6региональным уровнем. Сверхдержавные функции характерны для биполярной системы мирового порядка. Сверхдержавы ХХ века (США и СССР) были не только военными, но и идеологическими и экономическими лидерами двух мировых противостощих друг другу группировок. Превосходство США и СССР в ядерном оружии над другими державами было почти абсолютным. Государства-лидеры несли ответственность за безопасность ориентированных на них групп стран. После распада Советского Союза Соединенные Штаты из сверхдержавы превратились в просто великую державу, хотя американская администрация проявляет озабоченность поисками враждебной альтернативы своей прошлой сверхдержавности, например, «осей зла» и пытается путем наращивания военной мощи навязывать миру политические решения и компенсировать убывающее экономическое влияние. Наиболее вероятным кандидатом на роль второй сверхдержавы является Китай.
В ХХ веке осуществлен мировой общественно-политический эксперимент на рубежах двух общественно-политических систем, где были созданы государства-антиподы: Восточная и Западная Германия, Северная и Южная Корея, коммунистический Китай и Тайвань. Эти государства служили рекламными «витринами» капитализма и социализма. Запад приложил значительные материальные ресурсы, чтобы свою «витрину» сделать более привлекательной в отношении уровня и качества жизни. Упразднение геополитического барьера Берлинской стены стало началом краха мировом социалистической системы. В процессе трансформации мирового порядка могут образовываться квазигосударства -территориальные образования, обладающие государственными атрибутами, включая власть. Например, Приднестровская Молдавская республика, Абхазия, Нагорный Карабах, Турецкая Республика Северного Кипра.
В современном мире различаются постиндустриальные (высокоразвитые) и развивающиеся страны. Постиндустриальными являются США, Япония, страны Западной Европы, Канада, Австралия, Новая Зеландия и Израиль. Здесь приоритетное развитие получили высокие технологии и создание интеллектуального продукта.
Развивающиеся страны отставшей модернизации подразделяются на новые индустриальные страны (НИС), страны - нефтеэкспортеры и пр. Новые индустриальные страны АТР - Южная Корея, Тайвань, бывший Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд. Эти «азиатские драконы» (символ могущества на Востоке) стремительно ворвались на мировые рынки, использовав редкий исторический шанс. В международном разделении труда «свято место пусто не бывает». Первоначально НИС заняли освободившуюся Японией нишу трудоемких и ресурсоемких производств в экономическом пространстве АТР, а затем совершили скачок к высоким технологиям. Новые индустриальные страны региона с общим населением свыше 75 млн. человек увеличили свою долю в мировой торговле промышленными товарами с 4% в 1975 г. до 13% в середине 1990-х годов. Положительное сальдо внешней торговли (превышение экспорта над импортом) составило 30 млрд. долларов и приблизилось к аналогичным показателям ЕС.
Хотя на политической карте мира сегодня нет колониальных стран, сохранились протектораты - форма зависимости слабых коррумпированных государств от более могущественных региональных или мировых держав. Кроме того, появилось понятие «неправильные народы» - государства, не исповедующие западные ценности, которым Соединенные Штаты пытаются насильно подарить «права человека» и модель либеральной экономики с помощью самых «справедливых» бомби ракет.