Аристотель

Главным субъектом международные отношений остается государ­ство - структура господства, постоянно возобновляющаяся в ре­зультате совместных действий людей. Суверенное государство (го­сударство-нация) - главенствующий субъект международных от­ношений и мировой политики. Государство является основой поли­тической организации общества. По форме правления выделяются монархии и республики, а по форме устройства - федеративные и унитарные государства. Различаются военно-политические и эко­номические блоки - объединения нескольких государств в целях повышения ИХ геополитического качества и влияния на междуна­родные отношения. Пределы территории государства определяет государственная граница, формирующаяся в процессе историческо­го развития и закрепления системой договоров и соглашений между сопредельными государствами. Процесс закрепления государствен­ной границы осуществляется путем делимитации и демаркации. Различаются контактные, барьерные и фильтрующие функции государственной границы.

Аристотель связывал создание образцового государства с древ - негреческим аналогом - вольным портовым городом (полисом), где доминировали бы частная собственность и средний класс: «К тому, что составляет предмет владения очень большого числа лю­дей, прилагается наименьшая забота. Люди заботятся всего более о том, что принадлежит лично им; менее за6отятся о том, что яв­ляется общим, или за6отятся в той мере, в какой это касается ка­ждого». И далее: «...государство, состоящее из средних людей, бу­дет иметь и наилучший государственный строй... Но когда за от­сутствием средних граждан неимущие подавляют своей многочис­ленностью, государство оказывается в злополучном состоянии и быстро идет к гибели».

После Великих географических открытий существовало 12 империалистических государств, осуществивших колониальную экспансию и владевших заморскими территориями. Из них пять госу­дарств (Испания, Португалия, Нидерланды, Франция и Великобритания) в течение нескольких веков обладали преимущественным политическим контролем над большей частью мира. Деколонизация - процесс обретения независимости бывшими колониями европейских государств-метрополий. Первый пик деколонизации связан с освобождением США от господства Великобритании, а затем латиноамериканских стран от господства Испании и Порту­галии. Наиболее интенсивная деколонизация была осуществлена после окончания Второй мировой войны, когда независимость получили большинство колоний в Африке и Азии.

В современном мире трансформировались понятия «нация» и «национальное государство». Нация - совокупность граждан одного государства как политическая система. Большинство современных государств-наций де-факто являются полиэтническими. Высокая степень полиэтничности характерна, например, для США и Индии; Китай, Японию и Польшу с некоторым допущением можно считать моноэтническими нациями. Право наций на самоопределение и тер­риториальная целостность - два взаимоисключающих принципа международного права. Реализация народом права на создание го­сударственного образования находится в противоречии с другим международным правом о незыблемости границ суверенного госу­дарства. Это порождает политику двойного стандарта. Запад беспо­щаден к сепаратистам, угрожающим целостности евроатлантических стран, но зачастую поддерживает их в других зонах «жизнен­ных интересов». ХХ век завершился очередным всплеском нацио­нализма, пронизанного идеями создания Великих моноэтнических государств: Великий Туран - от Адриатики до Великой Китайской стены; Великая Чечня - от Грузии до Каспия; Великая Албания на Балканах; Великая Сирия и др.

Национальное государство - государственное образование, где права титульного этноса ставятся выше прав граждан другой на­циональности. Национальное (по языку) государство - явление довольно редкое в истории. Национальное сознание часто усили­вает мифологический хаос и оказывается неспособным создать гражданское общество, в основе которого лежат права конкретно­го человека, независимо от конфессиональной и этнической при­надлежности. Возрождение национального самосознания в про­шлом не всегда приводило к появлению новых авторитетных ев­ропейских государств. История повторилась при распаде Советского Союза. Новые независимые государства, провозгласив при­оритет построения правовой демократии, трансформировались в режимы с провинциальным национализмом.

Современное демократическое государство - это не националь­ный ансамбль песни и пляски, а правовое гражданское общество, обеспечивающее права конкретного гражданина, независимо от национальности и вероисповедания. Правовое государство есть подчинение самого государства принятым им конституционно-правовым нормам. Гражданское общество представляет совокупность социокультурных, религиозных и экономических отношений граждан и их общественных организаций, основанных на автономии от государства. Для демократического государства харак­терен парламентаризм - система политической организации, раз­граничивающая функции законодательной и исполнительной власти. Парламентаризм обеспечивает плюрализм - продуктивное множество независимых и равноправных позиций, интересов, партий и идеологий.

Национальное государство по своему определению не может

обеспечить построение гражданского демократического общества. Единственным крупным достижением большинства постсоветских государств стало становление местной национальной коррумпированной «элиты в законе». Национальные «элиты», приватизировавшие общенародную собственность «в особо круп­ных размерах», представляют главную опасность для становления

государственности.

Что такое демократия? Демократия - форма общественных отношений, когда власть не мешает развитию в свободном чело­веке, обладающем экономическим достоинством, главной цели, которую дают семья и вера. Демократия не способна создать свободу, если отдельного гражданина она не интересует. Демократия всего лишь форма, а не предмет, который можно распределить поровну. В Восточной Европе сложилось заблуждение, что демократия - это власть честных и умных.

По определению Освальда Шпенглера: «Демократия - это полное уравнивание денег и политической власти». «Демократия, - отмечал французский мыслитель Алексис Токвиль, - власть посредственности». Но тогда почему же на западе «терпят» демокра­тию? Демократией нельзя владеть как предметом. В Восточной Ев­ропе символы демократии используются как «булыжник пролетариата. в борьбе за власть.

Итак, согласно классическим представлениям, демократия ‑ это власть посредственности. В условиях правового гражданского общества с развитыми рыночными отношениями глава государства может быть элементарной посредственностью, но это не скажется на будущем страны. Та же посредственность во власти в 6едньх странах с неразвитыми демократическими институтами может пред­ставлять большую опасность для государственности. Когда приходиться выбирать между плохим и худшим, западная социология от­дает приоритет умному мошеннику над честным дураком.

Демократия ведет к становлению социального государства, ответ­ственного за состояние социально незащищенных граждан. Это ре­зультат трансформации капитализма под воздействием Октябрьской революции 1917 года. После распада мировой системы социализма начался медленный демонтаж социального государства.

Наиболее известные демократические государства на Востоке появились не в результате свободного заимствования западного опыта, а были внедрены с позиций «гуманизированной» геополи­тики США (Япония и Южная Корея). Японская конституция, на­писанная «проклятыми янки» в штабе американской оккупацион­ной администрации генерала Макартура, стала для японцев под­линно национальной конституцией. В восточных традиционных обществах справедливость превыше свободы, но это не мешает развитию демократических начал. Главное - избегать крайностей индивидуализма и корпоративного засилья, ведущего к застою. Цивилизационные особенности исламского мира затрудняют ус­тановление демократии. В странах «исламской» демократии нет гарантий прихода к власти компетентных и некоррумпированных политиков. Местная элита использует демократию как внешнюю форму борьбы за власть.

Демократия, как и любой другой политический институт, имеет границы своего применения в многомерном коммуникационном пространстве. Совершенно очевидно, что самое протяженное госу­дарство в мире (Россия) или самое населенное (Китай) должны иметь сильную власть, чтобы удерживать географическое или демо­графическое пространство. Немецкий юрист Карл Шмидт иденти­фицировал «истинную демократию» с однородным, гомогенным обществом: «Это совершенно логично, так как народ... в органиче­ском понимании, как некая качественная общность, как единый живой организм, чтобы адекватно править и изъявлять свою волю, должен 6ыть однородным, а не составным». При переходе к обще­ству, состоящему из нескольких этнокультурных образований, тре­буется единый сакральный авторитет или геополитическая (цивили­зационная) парадигма.

Политика есть искусство управления людьми. В этом искусстве главной политической силой выступает власть, которая, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их и подчиняет другого закону своей воли. Власть по своему существу подобна авторитету. «Всякая власть развращает, но абсолютная власть развращает а6селютно» (Лорд Эктон). Различают три источника власти - насилие, богатство и знание. Насилие дает низкокачественную власть. Богатство - власть среднего качества. Высококачественную власть дают знания, приумножающие богатст­во и силу (Элвин Тоффлер).

Элита - социальная группа высшего привилегированного слоя общества, концентрирующая те или иные ресурсы, или группа луч­ших, осуществляющая функции управления, развития культуры и науки. Различается элита родовая (по крови) и элита достижений, соответственно, аристократия и меритократия (от греч. - заслуга, качество). На Западе выделяется аристократия (элита по крови) и меритократия (элита качества). Причиной возникновения элит счи­тают природную одаренность составляющих их людей. Современный западный мир характеризуется приходом к власти нового поколения руководителей и модернизаторов. Аристократия уступает место мери­тократии. ХХ век показал, что благосостояние определяется не авто­ритарным или демократическим режимами, а профессионализмом власти, основанной на культуре, образовании и способности прини­мать правильные решения. Именно такая политическая интеллекту­альная элита стояла во главе успешной модернизации в большинстве стран «экономического чуда». Вместе с тем политика была и есть самой сложной и консервативной для творчества сферой деятельности. В Восточной Европе в процессе трансформации образовалась «элита в законе», или клептократия. Во власть вошли маргинальные физические лица с непреодолимым стремлением к казнокрадству.

Нации без образованной элиты, способной на бескорыстный патриотизм и самоотдачу на благо государства, нежизнеспособны.

Во власти необходимо различать государственных деятелей и по­литиков. «Отличие государственного деятеля от политика в том, что политик ориентируется на следующие выборы, а государственный деятель - на следующее поколение» (Уинстон Черчилль). государ­ственный деятель - личность, ставящая интересы державы выше личных, партийных и других корпоративных интересов. История изобилует многочисленными примерами преданности государст­венных лидеров интересам нации: Фридрих Великий - в Пруссии, Томас Джефферсон и Франклин Рузвельт - в Америке, Уинстон Черчилль и Маргарет Тэтчер - в Великобритании, Петр Великий и Екатерина Великая - в России. Одним из наследий советской вла­сти явилось появление маргинальных государственных деятелей «из народа» с низким уровнем общеобразовательной культуры и стрем­лением к личной наживе. Как сказал европейский философ: «Горе народу, которым правят те, кто должен ходить в лакеях!»

На Западе государственным лидером становится демократически избранный президент (премьер-министр). На Востоке при фор­мальном соблюдении демократических процедур президент напо­минает царя, султана, бая, хана, «батьку» или «отца нации», не за­бывающего про «семью». Этому способствует традиционалистское сознание народа, в большинстве лишенного экономического дос­тоинства. В 1990-е годы Запад использовал новых национальных ли­деров для углубления раскола в постсоветском пространстве, называя их «последними оплотами демократии». После выполнения этой зада­чи некоторые местные лидеры стали для Запада «невыездными».

Особое место во власти занимает олигархия - политическое и экономическое господство немногих, представляющих финансовый, торговый и промышленный капитал. В Восточной Европе из-за чьей-то глупости понятие «олигарх» распространили и на жуликов, «приватизировавших» (укравших) общенародную собственность в особо крупных размерах. Здесь установлен «мировой рекорд» вос­хождения к власти криминально-демократическим путем «олигархов». Их обслуживают «слуги народа» (народные депутаты и сенаторы), ставшие обладателями суммарных доходов, превышающих государственный бюджет.

Система насильственной политической власти с полным под­чинением общества господствующей элите (вождю, фюреру) полу­чила название тоталитаризм. Это одна из форм авторитарного государства, характеризующаяся тотальным контролем над всеми сферами жизни общества (фашистские и коммунистические ре­жимы), авторитарно-диктаторские политические системы, моби­лизующие массы к борьбе за официально провозглашенные идеа­лы. Гитлеризм направил энергию масс на возрождение Великой Германии и против евреев. Сталинизм и маоизм звали массы на борьбу с эксплуататорским классом. Для современной России, утратившей мощь сверхдержавы , характерна «катастрофичность сознания», типичная для немцев после поражения в Первой ми­ровой войне. Произошел крен от неолиберального романтизма к усилению русского национализма, создающего предпосылки для возрождения тоталитаризма.

Главными субъектами международных отношений являются великие державы, по своей мощи и влиянию оказывающие важное влияние на мировую политику и экономику. Венский конгресс государств-победителей 1815 г. кодифицировал статус великих держав. Был создан Концерт великих держав, куда вошли Россия, Великобритания, Австрия, Пруссия, а впоследствии и Франция. Великими державами были государства антигитлеровской коалиции (США, СССР и Великобритания). Великими державами на­зывают страны «атомного клуба», являющиеся постоянными чле­нами Совета Безопасности ООН (США, Россия, Великобритания, Франция и Китай).

Одна или несколько стран, разделяющих от непосредственно­го контакта центры геополитической мощи (великие державы), получили наименование буферное государство. В прошлом Афга­нистан был буферной державой между Российской и Британской империями. Буферная зона из небольших государств, разделяв­ших Россию и Германию, типична для Центрально-Восточной Европы. В Гражданскую войну образовывалась Дальневосточная буферная республика.

Мировые державы, обладающие силовым (военными экономи­ческим) превосходством над другими и несущие ответственность за безопасность группы стран, получили название сверхдержав. В Древнем мире сверхдержавами были Римская и Китайская импе­рии, могущество и влияние которых было ограничено преимущест­венно су6региональным уровнем. Сверхдержавные функции харак­терны для биполярной системы мирового порядка. Сверхдержавы ХХ века (США и СССР) были не только военными, но и идеологи­ческими и экономическими лидерами двух мировых противостощих друг другу группировок. Превосходство США и СССР в ядер­ном оружии над другими державами было почти абсолютным. Го­сударства-лидеры несли ответственность за безопасность ориенти­рованных на них групп стран. После распада Советского Союза Соединенные Штаты из сверхдержавы превратились в просто вели­кую державу, хотя американская администрация проявляет озабоченность поисками враждебной альтернативы своей прошлой сверхдержавности, например, «осей зла» и пытается путем наращи­вания военной мощи навязывать миру политические решения и компенсировать убывающее экономическое влияние. Наиболее вероятным кандидатом на роль второй сверхдержавы является Китай.

В ХХ веке осуществлен мировой общественно-политический эксперимент на рубежах двух общественно-политических систем, где были созданы государства-антиподы: Восточная и Западная Германия, Северная и Южная Корея, коммунистический Китай и Тайвань. Эти государства служили рекламными «витринами» капитализма и социализма. Запад приложил значительные мате­риальные ресурсы, чтобы свою «витрину» сделать более привле­кательной в отношении уровня и качества жизни. Упразднение геополитического барьера Берлинской стены стало началом краха мировом социалистической системы. В процессе трансформации мирового порядка могут образовываться квазигосударства -территориальные образования, обладающие государственными атрибутами, включая власть. Например, Приднестровская Мол­давская республика, Абхазия, Нагорный Карабах, Турецкая Рес­публика Северного Кипра.

В современном мире различаются постиндустриальные (высокоразвитые) и развивающиеся страны. Постиндустриальными являются США, Япония, страны Западной Европы, Канада, Ав­стралия, Новая Зеландия и Израиль. Здесь приоритетное развитие получили высокие технологии и создание интеллектуального продукта.

Развивающиеся страны отставшей модернизации подразделяются на новые индустриальные страны (НИС), страны - нефтеэкспортеры и пр. Новые индустриальные страны АТР - Южная Корея, Тайвань, бывший Гонконг, Сингапур, Малайзия, Таиланд. Эти «азиатские драконы» (символ могущества на Востоке) стремительно ворвались на мировые рынки, использовав редкий исторический шанс. В ме­ждународном разделении труда «свято место пусто не бывает». Пер­воначально НИС заняли освободившуюся Японией нишу трудоем­ких и ресурсоемких производств в экономическом пространстве АТР, а затем совершили скачок к высоким технологиям. Новые ин­дустриальные страны региона с общим населением свыше 75 млн. человек увеличили свою долю в мировой торговле промышленными товарами с 4% в 1975 г. до 13% в середине 1990-х годов. Положи­тельное сальдо внешней торговли (превышение экспорта над импортом) составило 30 млрд. долларов и приблизилось к аналогич­ным показателям ЕС.

Хотя на политической карте мира сегодня нет колониальных стран, сохранились протектораты - форма зависимости слабых коррумпированных государств от более могущественных региональ­ных или мировых держав. Кроме того, появилось понятие «непра­вильные народы» - государства, не исповедующие западные ценно­сти, которым Соединенные Штаты пытаются насильно подарить «права человека» и модель либеральной экономики с помощью са­мых «справедливых» бомби ракет.