ВВЕДЕНИЕ

 

«Африка сама напишет свою историю, славную и почетную для всего континента, от севера до юга», — сказал незабвенный Патрис Лумумба незадолго до того, как он был убит в 1961 г. И дей­ствительно, сейчас Африка* (* Под словом «Африка» подразумевается Африка к югу от Сахары, т. е. Тропическая Африка. Только в главе I, посвященной древнейшей и древней ис­тории, прослеживаются общие тенденции развития Северной Африки и Сахары.— Примеч. авт.) с присущим ей революционным энту­зиазмом оживляет важнейшие исторические традиции и восстанав­ливает культурные ценности. При этом ей приходится непрестанно преодолевать барьеры, которые воздвигли и тщательно оберегали колониалисты, чтобы отгородить африканцев от истины. Наследие империализма глубоко проникает в самые различные области жиз­ни. Его идеологическое воздействие на сознание народов Тропи­ческой Африки было и остается не менее важным фактором, чем унаследованные от колониализма экономическая и социальная отсталость, нищета, униженное положение и зависимость от ино­странных монополий.

Ныне, однако, народы Африки решительно срывают с себя цепи, которыми их связывали колониалисты. В 50-х и начале 60-х годов большинство народов Африки, находившихся под игом империа­лизма, достигли политической независимости. Это явилось важной вехой на трудном пути их борьбы против империализма, за нацио­нальный суверенитет и социальный прогресс. Постепенно они при­ходят к пониманию того, что их борьба составляет часть мирового революционного, процесса, в котором главная роль принадлежит социалистическому содружеству государств во главе с Советским Союзом. Африканские народы прилагают огромные усилия, чтобы укрепить завоеванную политическую независимость и дать отпор многочисленным проискам неоимпериалистов. Перед ними стоят такие сложные задачи, как глубокие социальные и экономические преобразования, демократические аграрные реформы, ликвидация преобладания иностранных монополий, создание самостоятельной национальной экономики. Однако на нынешнем этапе не менее актуальна задача возрождения национальной культуры, частично уничтоженной или приниженной колониальными державами, и восстановления в памяти народной исторических традиций и славны деяний прошлого.

Изучение истории африканских народов получило новое направление. Чтобы успешно бороться против империализма, надо не только знать о славных подвигах борцов против колониализма, но и представлять себе замечательную историю государственных образований доколониального периода. Исследователям удалось почти повсеместно сорвать окутывавший ее флер романтики и ми­стики, и теперь они стремятся выявить важнейшие прогрессивные и революционные традиции, столь важные для современной нацио­нально-освободительной революции. Прогрессивная африканская историография сможет выполнить эту трудную задачу только при поддержке марксистов и других сил во всем мире, борющихся против империализма. Их объединяет общее стремление свергнуть, иго империалистов и неоколониалистов, устранить насаждаемую ими дискриминацию и, конечно, опровергнуть реакционные бур­жуазные теории истории Африки, представляющие собой апологию колониализма.

К каким только измышлениям не прибегали капиталисты, что­бы оправдать ограбление колоний! Через множество печатных трудов красной нитью проходит мысль, что до прихода колониаль­ных господ африканцы были полностью или почти полностью ли­шены способности к общественному прогрессу. Эта идея разраба­тывалась на все лады и усиленно распространялась. Всего лишь 30 лет назад один колониальный чиновник назвал африканцев «дикарями, которых миновала история». Нет числа высказыва­ниям, относящим народы Африки к «неисторическим» и даже низ­водящим их до «уровня диких животных». История Африки изо­бражалась в виде постоянных приливов извне и отливов «волн высшей цивилизации», которые в известной мере способствовали развитию африканского населения, обреченного на застой. Евро­пейские колонизаторы приписывали «динамическим, созидатель­ным, культурным импульсам, поступающим со стороны», продол­жительное рациональное воздействие, ибо «древнеафриканская культура лишена присущего западной цивилизации фаустианского стремления к вечной жизни, исследованию и открытиям»1.

По сути дела, история народов Африки к югу от Сахары сво­дилась к системе чуждых культурных напластований. Для вящей убедительности империалисты изображались «высшими культур­трегерами». Продолжая фальсификацию истории Африки, аполо­геты колониализма оценивали безжалостное колониальное ограб­ление африканцев как благодеяние, особенно благотворное для их культуры и якобы открывшее им путь от стагнации к современ­ному прогрессу. Совершенно очевидно, какие политические и соци­альные функции призваны выполнять подобные теории: они пред­назначены замаскировать истинную сущность и масштабы коло­ниального угнетения и тем самым лишить антиколониальное и национально-освободительное движение его антиимпериалистиче­ской направленности.

Сейчас эти лживые вымыслы об историческом развитии Афри­ки распространяются не так уж часто. Империалистическая про­паганда вынуждена — и не только в историографии и политике — прибегать к более изощренным и гибким формам. Растущее могу­щество реально существующего социализма и успехи национально-освободительного движения заставляют ее выдвигать теории, ко­торые соответствуют новым задачам неоколониализма в большей мере, чем колониально-апологетические и расистские версии ста­рого образца. Однако тон по-прежнему задают империалисты. Правда, буржуазная историография подвержена многообразным процессам дифференциации.

В некоторых капитальных трудах, например и монографиях Р. Корневена, Р. Оливера, Дж. Мэтью, П. Дуигнена, Л. А. Ганна, Фр. Аншпренгера, и во многих специальных работах история Африки рассматривается с более реалистической точки зрения. Их авторы в отдельных случаях достигли весьма важных резуль­татов в эмпирических исследованиях и в рассмотрении частных вопросов, но оценка исторических источников, постановка пробле­мы и — последнее по счету, но не по важности — ненаучность вы­водов и классификации материалов заставляют отнести этих уче­ных к идеологам позднего капитализма. Выдвигаемые ими теоре­тические положения не менее опасны, чем идеи апологетов импе­риализма. Достаточно сказать, что в некоторых из последних работ по истории и социологии предпринимается попытка отделить борьбу прогрессивных сил национально-освободительного движе­ния за социальный прогресс от мировой социалистической систе­мы и рабочего движения в высокоразвитых капиталистических странах.

Многие исторические труды на узкие темы, например о причи­нах отсталости той или иной страны, об образовании «элит», слу­жат для маскировки неоколониалистской экспансии.

Марксисты и другие прогрессивные элементы, борющиеся про­тив империализма, в том числе и в африканских национальных государствах, объявили войну этим воззрениям. В очерке истории Тропической Африки с древнейших времен, составляющем содер­жание этой книги, должно быть объективно прослежено истори­ческое и культурное развитие народов континента к югу от Саха­ры и выявлена бесчеловечная эксплуатация их колониализмом. Тем самьгм опровергаются основные положения проимпериалисти-ческой «науки».

В Советском Союзе после Октябрьской социалистической рево­люции, а в странах мировой социалистической системы после 1945 г. начался новый период африканистики. Ученые этих госу­дарств, а также марксисты и другие прогрессивные исследователи во всем мире, и все чаще в самих африканских странах, публикуют в последние годы серьезные работы по древней и новой истории Африки. Это вызвало революцию в африканистике, которая рань­ше почти полностью находилась под влиянием колониалистон (особенно историография Тропической Африки от древнейших времен до раздела ее территории империалистическими колониальными державами). Монография «Народы Африки», составленная коллективом авторов под руководством Д. А. Ольдерогге И. И Потехина (в 1961 г. была издана в ГДР), заложила основы для многочисленных серьезных исследований отдельных проблем советской африканистикой. Благодаря этому труду работы советских ученых по лингвистике и истории Африки получили международную известность. Э. Шик (Венгрия), И. Хрбек (Чехослова­кия), М. Маловист (Польша) стремились восполнить своими работами известные пробелы в изложении общей истории доколо­ниального периода народов Африки. Следует упомянуть также изданные и в ГДР работы французского историка и экономиста марксиста Ж. Сюрэ-Каналя по истории Западной и Центральной Африки и английского публициста Б. Дэвидсона.

Несмотря на бесспорные успехи африканистики в последние 20 лет, по-прежнему отсутствует обстоятельный обобщающий труд по истории народов Африки, особенно в отдельные периоды до колониального раздела континента империалистами. Многолетние изыскания побудили меня сделать достоянием широкого круга чи­тателей важнейшие моменты исторического развития народов к югу от Сахары.

Особые трудности по сей день представляет проблема перио­дизации общей истории народов Африки, в том числе в нашу эру. По этому вопросу нет единодушия даже среди ученых-марксистов. Правильный подход к нему требует, чтобы африканцы не рассматривались как пассивный объект чужеземных влияний, а чтобы прежде всего учитывались внутренние закономерности их общест­венного развития, соотносимые, разумеется, с важнейшими перио­дами мировой истории и качественными изменениями отдельных социально-экономических общественных формаций. При этом не­обходимо иметь в виду диалектическое единство этапов развития мировой истории и региональных особенностей африканских стран. Именно на основе этих общих критериев в книге выделены периоды исторического развития народов Тропической Африки от древнейших времен до империалистического раздела Африки в последней трети XIX в. К примеру, XVI век, когда западноевро­пейский капитализм производил экономическую и политическую подготовку к завоевательным походам и тем самым положил на­чало новой эпохе, не только был важной вехой в мировой истории, но и явился поворотным пунктом в жизни некоторых народов Тро­пической Африки.

Анализ общественного и исторического развития населения столь многих регионов и выявление в нем общих закономерностей и тенденций связаны с известными трудностями. Они усугубля­ются еще и тем, что страны к югу от Сахары достигли самых различных степеней прогресса. Кроме того, общественному раз­витию многих африканских народов несомненно присущи специ­фические особенности, И тем не менее можно с уверенностью утверждать, что это развитие отнюдь не происходило вне закономерного всемирно-исторического процесса смены общественно-экономических формаций. Неопровержимые исторические факты доказывают, что народы Африки, и отстававшие и шедшие впере­ди, стремились и стремятся идти по пути прогресса. Путь этот длинный и трудный, но, как показывает весь опыт истории, в ко­нечном счете он приведет к социализму также и народы Тропи­ческой Африки.

 

В заключение следует сделать некоторые предварительные замечания относительно источников и вспомогательных материа­лов, которые имеются в распоряжении африканиста.

Не будет преувеличением сказать, что и в этой области лишь в последние десять лет поднята целина и несколько раздвинута завеса, закрывавшая «Черный» континент. Колониалисты считали археологические находки лишь приложением к весьма прибыль­ной добыче железных руд и минералов. Развалины легендарного государства Мономотапа и ценнейшие памятники искусства Бе­нина были обнаружены или случайно, или действовавшими без всякого согласования экспедициями. После того как африканские государства достигли независимости, ассигнования на научные исследования стали более систематическими и целеустремленными. Результаты этих исследований исключительно важны. Так, благо­даря чрезвычайно интересным раскопкам Килвы (Танзания) го­рода-государства Восточной Африки предстали в совершенно ином свете. Руины столицы древней Ганы Кумби-Сале (на юге Маври­тании) оказались немыми свидетелями давно исчезнувшей афри­канской цивилизации. На безводных сейчас нагорьях Централь­ной Сахары найдены десятки тысяч прекрасных наскальных кар­тин и фресок; эти высокохудожественные произведения реалисти­ческого искусства сообщают ценные сведения о развитой культуре Африки. Находки последнего времени позволяют уточнить пред­ставления о древнейшей и древней истории африканских народов. Поскольку сейчас научные учреждения молодых национальных государств сами организуют археологические экспедиции для рас­копок центров древних цивилизаций, мы вправе ожидать, что их работы обогатят историю новыми данными.

Многие племена и народности Тропической Африки по сей день не имеют письменности. Тем не менее нам известны в общих чер­тах отдельные этапы их истории. При дворах правителей и вож­дей существовал институт сказителей, напоминавших средневеко­вых миннезингеров. До нас дошли передававшиеся из уст в уста перечни имен правителей, хроники, героические сказания, эпиче­ские поэмы, воспевавшие подвиги и деяния правителей. В послед­нее время большая их часть была тщательно собрана и записана африканскими учеными и их помощниками. Сейчас они присту­пили к исследованию содержания этих источников, и тут немед­ленно выявились пределы возможностей их использования. В них тесно переплетаются вымысел и правда. История того или иного племени или народа сводится к деятельности отдельных правителей. Оставляет желать лучшего и хронология. Тем не мене африканист может и должен работать над этими устными преданиями, чтобы с помощью научного анализа превратить их в надежные источники африканской историографии.

В целом следует отметить известную скудость письменны, источников для отдельных периодов и регионов. Историю некоторых народов можно подчас довольно точно воссоздать на основании как сообщений арабских путешественников, так и оставленных самими этими народами письменных свидетельств, но при исследовании прошлого других народностей приходится довольствоваться немногочисленными сведениями, иногда даже косвен кыми. Кроме того, они обычно неоправданно много касаются событий политической жизни, тогда как экономические и социальные отношения отражены в них очень плохо.

Первые письменные свидетельства о Тропической Африке содержатся в реляциях египетских военачальников. Далее следую сведения, полученные карфагенянами, греками и римлянами вовремя путешествий, военных походов и торговых экспедиций. Однако эти данные, дошедшие от периода античности, весьма скромны и носят случайный характер.

Только арабские историки периода, соответствующего европейскому средневековью, уделили наконец должное внимание областям к югу от Сахары, которые тогда стали широко известны благодаря многочисленным экспедициям и путешествиям, а такж. оживленным торговым связям. Рассказы арабских путешественников, хронистов, географов и историков, и прежде всего описани путешествий ал-Масуди, ал-Бакри, ал-Идриси, Ибн Батуты, Льва Африканского, содержат ценную информацию. Они были дополнены начиная с XVI в. первыми записями на месте в госу­дарствах западной и центральной зон Судана (имеется в виду вся полоса Сахеля, которая тянется с запада на восток к югу от Сахары и не совпадает с территорией современного Судана). Серь­езные пробелы в наших знаниях были позднее устранены мусуль­манскими учеными крупных торговых центров государства Сонгай — Томбукту, Гао и Дженне, — писавшими хроники по-преж­нему на арабском языке. Сведения об истории народов Западной Африки содержатся и в записях, которые делались в городах-государствах хауса в Северной Нигерии, и в письменных документах начального периода государств фульбе и тукулёров в XVIII и начале XIX в., найденных и опубликованных только в послед­нее время. Из них лишь незначительная часть написана на араб­ском языке.

О жизни восточноафриканских городов-государств сообщают несколько местных хронистов. Они писали сначала по-арабски, позднее на суахили и пользовались своей собственной системой письма, восходящей к арабской письменности.

Наиболее древние письменные данные мы черпаем также из памятников царств Мероэ и Аксум (см. гл. II). .В средние века их традиции нашли успешное продолжение в летописании и цер­ковной историографии Эфиопии.

На оубеже XV и XVI вв., когда португальские мореплаватели открыли путь вокруг Африки и основали многочисленные опорные пункты колонизации, появились первые подробные отчеты евро­пейцев рассказы об их путешествиях и исторические сочинения. От этого начального периода колониальных предприятий дошли красочные описания, ярко рисующие жизнь в Бенине и других приморских областях Западной Африки, в древнем государстве Конго, а более всего — в Восточной и Центральной Африке. По словам Барруша, Барбосы, Баррето, Кастаньозу, Алькасовы и Даппера, они, к своему великому удивлению, увидели здесь высо­коразвитые государства с крупными торговыми центрами, где жизнь била ключом. В первое время португальцы еще довольно объективно и деловито записывали свои впечатления. Но когда мечты завоевателей о сказочных богатствах натолкнулись на про­тиводействие населения Африки, их рассказы — и чем дальше, тем больше — начали уснащаться клеветническими вымыслами.

В XIX в. Африканский континент стал заветной целью иссле­дователей, путешественников и миссионеров. Из-под пера членов различных экспедиций, купцов и посланцев церкви, которые пря­мо или косвенно подготавливали капиталистические завоевания, вышло множество заметок о геологии, географии, экономике и климате африканских стран (ср. гл. V, 7). Они оставили нам и подробные историко-этнографические очерки общественного раз­вития некоторых народов Африки. Хотя авторы этих работ, на­пример известный Генрих Барт в середине XIX в., не могли скрыть, что действуют по поручению или по инициативе колонизаторов, они часто стремились к подлинно научным исследованиям и при­знавали исторические и культурные достижения неевропейских народов. Однако их труды очень скоро были забыты в Европе, в последней трети XIX в. на область к югу от Сахары навесили ярлык «Черного» континента и отказали ей в способности к исто­рическому прогрессу. В соответствии с этой точкой зрения многие свидетельства культуры и устные предания африканских народов отрицались или приписывались влиянию иноземных культуртре­геров. В конце концов расистские теории апологетов колониализма восторжествовали и стали тормозить любые научные исследова­ния, в том числе изучение истории и общественного развития на­родов Африки.

Это еще более обязывает всех ученых-марксистов совместно с прогрессивными африканскими историками воссоздать и правиль­но оценить на основе фундаментальных исследований историю на­родов Африки, фальсифицированную апологетами империализма и колониализма.