Народы Прибалтики

Советская Прибалтика в историко-культур­ном отношении представляет особый регион. Ее населяют три крупные социалистические нации: литовцы (лиетувяй) — ок. 2750 тыс., ла­тыши (латвиеши)—ок. 1340 тыс. и эстонцы (эестласед) — ок. 1 млн. В антропологическом отношении все они принадлежат к европео­идной расе. Среди латышей и особенно эс­тонцев преобладают светлопигментированные антропологические типы. По языку прибал­тийские народы делятся на две группы. Язы­ки литовцев и латышей составляют неболь­шую летто-литовскую ветвь индоевропейских языков, ближе всего стоящую к славянской ветви. Эстонский язык относится к западной или прибалтийской ветви финских языков уг­ро-финской группы уральской семьи. Он бли­зок к карельскому и финскому.

Этногенез и этническая история. Прибалти­ка была освоена человеком с древнейших времен. Этническая принадлежность ее пер­воначального населения неизвестна. В эпоху бронзового века (2 тысячелетие до н. э.) в южных районах Прибалтики распространились пришедшие с юга и юго-востока, возможно из Поднепровья, племена, знавшие земледе­лие, скотоводство и металлургию бронзы. По своему антропологическому типу они были ярко выраженными европеоидами. Считают, что они говорили на индоевропейских языках. Эти племена рассматриваются как далекие предки летто-литовских народов. Осев в При­балтике, они постепенно ассимилировали ме­стное неолитическое население.

Северные районы Прибалтики занимали продвинувшиеся с востока племена финно-угорского происхождения. До сих пор в нау­ке нет единого мнения о времени появления этих племен на современной территории их расселения. Во всяком случае, это произошло не позже 1 тысячелетия до н. э. С этого вре­мени прослеживается довольно четкая архео­логическая граница, проходившая по Север­ной Латвии и делившая Прибалтику на две культурные области. К северу от этой грани­цы шло формирование прибалтийских фин­нов — предков эстонцев, ливов и води, кото­рые упоминаются на страницах начальной рус­ской летописи.

К югу от указанной границы складывались летто-литовские племена, занимавшие более обширную территорию и находившиеся в по­стоянных этно-культурных контактах с восточ­ными и западными славянами. К концу 1 ты­сячелетия н. э. образовался ряд территори­ально-племенных группировок, положивших начало современным литовцам и латышам. В состав латышей вошли известные летописям земигола, летьгола, корсь и селы; в состав литовцев — жмудь и аукштайты (литва русских летописей).

Сложные исторические условия, в которых находились народы Прибалтики в эпоху сред­невековья (начиная с 15 в. происходили за­хваты прибалтийских земель немецкими рыца­рями, Данией, Швецией, Польшей), сказались на их этническом и культурном развитии. Был нарушен процесс их самобытного социально-экономического и исторического развития. Из всех народов Прибалтики только литовцы со­здали в 15 в. свою государственность.

В 18 в. Прибалтика была включена в состав России, однако господствующее поло­жение в Эстонии и Латвии продолжали зани­мать немецкие бароны, а в Литве — польские феодалы и ополяченная литовская знать. В феодальный период у народов Прибалтики складывались этнографические области, разли­чавшиеся особенностями культуры. У литовцев таких областей было две — Жемайтия (Запад­ная Литва) и Аукштайтия (Восточная). У латы­шей прослеживаются пять культурных райо­нов—Курземе, Земгале, Латгале, Аугшзенс и Видземе. В Эстонии в этнографическом отно­шении различались северные и южные эс­тонцы. Кроме того, среди эстонцев выделя­ются сету (или сетукезы), живущие на юго-востоке республики и в соседних районах Псковской области. Они приняли православие и испытали сильное влияние восточных сла­вян.

В условиях феодальной России продолжал­ся процесс консолидации народов Прибалтики в народности, а в период капитализма проис­ходило формирование эстонской, латышской и литовской буржуазных наций.

Победа Октябрьской революции в России привела к установлению Советской власти в Прибалтике. Но местные буржуазные нацио­налисты, опираясь на помощь иностранных войск, восстановили буржуазную диктатуру. В 1940 г. народы Прибалтики вошли в единую семью народов Советского Союза.

Материальная культура. Древнейшими за­нятиями народов Прибалтики были земледе­лие, скотоводство и рыболовство. Промыш­ленность стала развиваться после отмены кре­постного права, особенно в Латвии и Эстонии.

В период буржуазных республик Прибалтика превратилась в аграрный придаток западно­европейских империалистических держав. В настоящее время Эстония, Латвия и Литва являются передовыми индустриально-аграрны­ми республиками с высокоразвитыми про­мышленностью и сельским хозяйством.

С развитием промышленности в Прибалти­ке росло городское население. В настоящее время оно преобладает над сельским. Боль­шинство прибалтийских городов имеет много­вековую историю. В период феодализма, осо­бенно в Эстонии и Латвии, в городах жили преимущественно немцы, которые держали в своих руках ремесло и торговлю. При капи­тализме города росли за счет коренного на­селения— выходцев из крестьян.

После воссоединения Прибалтики с Со­ветским Союзом росли и благоустраивались старые, возникали новые города и городские поселки, создаваемые с учетом всех требова­ний современного градостроительства.

В сельской местности с древнейших вре­мен были распространены деревни (кучевого и уличного плана) и однодворные поселения типа хуторов. Число последних стало расти после отмены крепостного права и особенно в период буржуазных республик. В настоящее время в Прибалтике все большее распростра­нение получают сельские поселения, которые по своему благоустройству приближаются к поселкам городского типа.

Крестьянское жилище народов Прибалти­ки за время своего существования претерпе­ло значительные изменения. В феодальный период в Прибалтике бытовало несколько типов крестьянских жилищ. В Эстонии и Север­ной Латвии существовали жилые риги пред­ставлявшие собой высокие срубные построй­ки с соломенной крышей и печью, топившей­ся по-черному. Осенью в риге сушили снопы. В восточных районах Латвии и Литвы, кресть­янское жилище не отличалось от жилища соседнего русского и белорусского населения и состоял о из избы с русской печью, холодных сеней и клети. На западе Литвы и Латвии в середине жилища находились отапливаемые сени, по бокам которых располагались жилые помещения. В период буржуазных республик в сельской местности все большее распрост­ранение получал городской тип жилища. В на­стоящее время в селениях все чаще возводят­ся жилища по типовым проектам со всеми не­обходимыми удобствами.

Традиционная одежда народов Прибалтики свою законченную Форму приобрела в фео­дальный период. Она целиком изготовлялась из тканей домашнего производства. У всех трех народов сложилось по нескольку комплексов традиционной одежды, характерных для определенных местностей. Основу жен­ского костюма у эстонцев в древний период составляла туникообразная рубаха, несшитая поясная одежда, передник и полотенчатый головнои убор. Ворот рубахи закалывали подкововообразной фибулой. В 18—19 вв. эта Одежда испытала сильное западноевропейское влияние. На смену ей пришли полосатые юб­ки, короткие пышные кофты и головные убо­ры разных типов.

Женская традиционная одежда латышей и литовцев имела много общих черт. Женщины носили pyбахи разного покроя с длинными рукавами, юбки. передники, безрукавки в ви­де лифа, наплечные покрывала, полотенчатые головные уборы, чепчики. В этом наряде про­слеживалось сходство с соседними восточными славянами и поляками.

Мужской костюм прибалтийских народов во многом напоминал одежду немецкого городского населения.

В капиталистический период с распростра­нением фабричных тканей и городских мод традиционная одежда начала быстро исчезать. Некоторые ее элементы трансформировались

в костюмы участников певческих праздников и бытуют в наши дни.

Духовная культура. Республики Прибалти­ки— одни из передовых республик Советско­го Союза по уровню развития культуры. В прошлом развитие национальной культуры тормозилось в Эстонии и Латвии гнетом не­мецких баронов, в Литве — польских помещи­ков. Этому способствовала также конфессио­нальная разобщенность. По вероисповеданию население Прибалтики делилась на католиков, лютеран и православных. Католичество было распространено в районах, которые долго на­ходились под властью Польши, в Литве и вос­точной Латвии у латгальцев. Лютеранство с 16 в. насильственно насаждалось немецкими пасторами среди эстонцев и западных латышей. Православными были жители погранич­ных с русскими областей.

В культуре господствующих классов было сильно влияние немецких провинциальных традиций, обычаев польской шляхты и като­лического духовенства. Народные же массы продолжали сохранять и развивать многие на­циональные культурные традиции, которые дожили до нашего времени. Глубокие корни имеет прикладное искусство. В современных условиях самодеятельное творчество тесно переплетается с профессиональным. Из при­кладного искусства наиболее развиты дере­вянная скульптура, производство изделий из янтаря, художественное ткачество и вязание, обработка кожи, керамика и др.

После отмены крепостного права в При­балтике зародилось движение за националь­но-культурное возрождение. Во главе этого движения встала демократически настроенная интеллигенция. Большое внимание уделялось собиранию и изучению фольклора, шла борь­ба за создание школ, национальной литера­туры, театра. Национальный поэт Эстонии Ф. Крейцвальд на основе фольклора написал поэму «Калевипоэг» (Сын Калева). Латышский поэт А. Пумпур по народным мотивам создал поэму «Лачплесис» (Разрывающий медведя), посвященную борьбе латышского народа с немецкими рыцарями. Большое развитие у народов Прибалтики получило хоровое пение. Со второй половины 19 в. стали устраивать­ся праздники песен. Особенное распростра­нение они получили в советское время.