Западные и южные славяне

Общие сведения. Одной из самых боль­ших и широко расселившихся групп народов Зарубежной Европы являются славяне, кото­рых в этнографической и исторической лите­ратуре принято подразделять на западных и южных. Славянские народы Европы ныне на­селяют ряд социалистических государств и частично территории соседних стран Цент­ральной и Южной Европы.

Согласно переписи 1978 г., в ПНР проживает 34 400 тыс. поляков, в ЧССР — 15 140 тыс. чехов и словаков (10 248 тыс. чехов и 4890 тыс. словаков), в НРБ — более 7800 тыс. болгар, в СФРЮ — 21 968 тыс. славянских народов (из них сербов — 9000 тыс., хорватов — 4800 тыс., словенцев — 1800 тыс., македонцев — 1300 тыс., боснийцев — 1800 тыс., черногорцев — 560 тыс.). Кроме того, западно- и южнославянское на­селение проживает в СССР, ГДР, ВНР, СРР, Албании, Италии, Греции, европейской части Турции, Австрии и других странах мира, в частности в Америке.

Третье место среди индоевропейских язы­ков Зарубежной Европы (после германских и романских) принадлежит славянским, деля­щимся на западно- и южнославянскую языко­вые ветви. Сегодня на них говорят в Европе около 80 млн. человек. Западнославянские языки распространены в Центральной Европе, и на них говорит население Польши (поляки, кашубы и родственные им словенцы и ка-батки севера Польши), Чехословакии (чехи и словаки), а также лужицкие сербы в ГДР. Языки южнославянской ветви распространены на Балканах — в Болгарии и Югославии, и на чих говорят болгары, сербы, хорваты, словен­цы, македонцы, боснийцы, черногорцы, а также славянское население соседних стран.

В антропологическом отношении западные и южные славяне относятся к европеоидному расовому типу, или к большой европеоидной расе, состоящей из ряда связанных между собой множеством переходных форм малых рас, в состав которых входят и различные группы зарубежных славян. Так, поляки вмес­те с чехами, словаками и лужицкими серба­ми ГДР в целом относятся к центрально­ европейской группе европеоидов, однако че­хи и словаки обнаруживают в своем облике много общих черт с типичными представителя­ми так называемого «альпийского антрополо­гического типа» (австрийцами, баварцами, на­селением Швейцарии и др.).

Южные славяне в целом относятся к сре­диземноморской ветви большой европеоид­ной расы, к так называемому «динарскому антропологическому типу», однако включают в свой состав и ряд переходных форм, на­пример словенцев СФРЮ, у которых преоб­ладает альпийский тип. Это разнообразие антропологических типов зарубежных славян исследователи объясняют их расселением на огромных пространствах от Балтики до Сре­диземноморья и включением в свой состав с последующей ассимиляцией остатков многих древних народов Европы: германцев и балтов в Польше, кельтов и германцев в Чехии и Словакии, фракийцев, греков и романоязыч-ных «влахов» в Болгарии, греков, кельтов и иллирийцев в Югославии, а также более поздних групп евразийских кочевников, втор­гавшихся в Европу, — сарматов, язигов, ала­нов, гуннов, аваров, болгар, печенегов, по­ловцев и др.

Этническая история западных и южных славян в 1 — 2 тысячелетиях н. э. На сегод­няшнем уровне развития исторической науки и анализа разнообразных источников (археологических, письменных, лингвистических) ран­ние следы славян можно проследить лишь с первых веков нашей эры, т. е. фактически с начала эпохи «великого переселения народов», когда славяне становятся известными античным и раннесредневековым авторам.

Современная археология непосредственно со славянами связывает носителей культуры лепной неорнаментированной керамики «пражского типа» и близких к ней вариантов, распространившихся в 5 — 7 вв. на терри­ториях Чехословакии, Южной и Средней Польши, Восточной Австрии и Германии, Ру­мынии и Балкан. Начальный этап развития этой культуры был весьма единообразен в тех этнических показателях (керамика, жили­ща, обряд погребения и др.), по которым сегодня археологи определяют «славянские древности» Центральной, Восточной и Южной Европы. Именно эта культура, принесенная древними славянами со своей прародины, обогащенная во время переселения и в районах их нового обитания, лежит в основе традиционно-бытовой культуры позднейших славянских народов Европы.

Начало переселения славян со своей пра­родины, локализуемой ныне исследователями в бассейне Верхней и Средней Вислы, а так­же в южной части бассейна р. Припяти, от­носится к середине 5 в., когда были разгром­лены гунны, стоявшие на пути продвижения славян к границам бывшей Римской империи и Византии. Так, на западе славяне в 6— 7 вв. расселились за Одру (Одер) и Лабу (Эльбу), вплоть до Датских островов и Лю-небургской пустоши в ФРГ, где они заняли земли после ухода германцев на юг. Через Моравские ворота славяне двинулись на юг и юго-запад, в сторону Альп и Адриатики, на юго-востоке появились на Нижнем Дунае и вышли к берегам Черного моря, причем в колонизации Балкан приняли большое участие и восточнославянские племена антского сою­за. К 580 г. славяне, заселив весь Балкан­ский полуостров, проникли на юг Пелопонне­са и высадились на о. Крите.

С расселением славянских племен и оседа­нием их на новых землях в 5 — 7 вв. свя­зан и активно протекавший в их среде про­цесс образования первых раннегосударствен-чых организмов. Под влиянием ряда внут­ренних и внешних факторов — развитие про­изводительных сил, имущественное расслое­ние общества, выделение и обособление ро-до-племенной верхушки, зарождение княже­ской власти и т. п. — у западных и южных славян на территориях Чехии, Моравии, Поль­ши и Болгарии начинают складываться свои первые государства: Само (623), Первое Бол­гарское царство (681), Великая Моравия (нача­ло 9 в.), Древнепольское государство Пяс-тов (середина 10 в.), Чешское государство Пржемысловичей (10 в.). Аналогичные про­цессы происходили в 8 —10 вв. и на землях Югославии, особенно в Старой Сербии, что привело здесь к возникновению сербского государства Неманичей (1168), просуществовавшего до завоевания Балкан турками-ос­манами. В этих государствах на месте старых племенных центров возникают города, раз­виваются ремесла и культура, зарождается славянская письменность, складываются сред­невековые народности западных и южных славян.

В последующие века позднего средневе­ковья и нового времени мы видим славян­ские народы Зарубежной Европы входящими в состав различных государств, что наложило глубокий отпечаток на все дальнейшее их этническое развитие. Раздробленные, разди­раемые междоусобной борьбой государства и отдельные области Балкан — Болгария, Сер­бия, Босния, части Хорватии и Черного­рии (за исключением некоторых горных рай­онов) во второй половине 14 в. становятся добычей турок-османов и включаются в со­став огромной Оттоманской империи с ее жестоким и тираничным военно-феодальным режимом, надолго задержавшим развитие балканских народов.

К середине 16 в. чешские, словацкие, а также словенские и значительная часть хор­ватских земель попадают под власть монар­хии Габсбургов; начинается активное онемечи­вание населения славянских областей. После ряда разделов во второй половине 18 в. и наполеоновских войн части Польши оказались в составе России, Пруссии и Австрии. Однако, вопреки тяжким условиям иноземного господ­ства, политике насильственной ассимиляции славян (а на Балканах — и насильственной ис-ламизации), западные и южные славяне смог­ли сохранить свои национальные языки и культуру.

Борьба порабощенных народов Европы, в том числе западных и южных славян, за сво­боду и независимость способствовала во вто­рой половине 19 в. подъему их националь­ного самосознания, консолидировала угнетен­ные народы, что в конце концов привело к возрождению национальных славянских госу­дарств в Центральной и Южной Европе, к складыванию в их границах буржуазных на­ций нового времени. После ряда кровопро­литных русско-турецких войн 18 — 19 вв. на Балканах при самой активной помощи и поддержке братского русского народа обре­ли свою свободу сербы, черногорцы и бол­гары, со временем добились автономии и не­зависимости другие южнославянские народы.

Только после первой мировой войны и Великой Октябрьской социалистической революции в Центральной Европе возродились национальные государства западных славян

Польша и Чехословакия. Воссоединились в 1918 г. в одно государство с Сербией Черно­гория, Хорватия, большая часть Словении и другие югославянские земли (с 1929 г. — ко­ролевство Югославия). После второй мировой войны и разгрома гитлеровской Германии и ее союзников Советской Армией к Польше отошли ее старые силезские, великопольские и поморские земли (до границ по Одеру и Нейсе), Югославия получила часть словенских земель, до этого находившихся под властью фашистской Италии. В национальном разви­тии народов многих европейских стран насту­пил новый этап. В Польше, Чехословакии, Бол­гарии, Югославии и других странах к власти пришли подлинно народные правительства — в них установился народно-демократический строй и начались процессы социалистическо­го национального строительства. Впервые за всю историю в странах народной демократии получили независимость и равноправие все славянские народы и национальные меньшин­ства. В ЧССР равноправными стали чешский и словацкий народы, ныне проживающие в двух братских социалистических республиках. Рядом законов были обеспечены права лу­жицкого населения ГДР на национальное куль­турное развитие, причем лужицкий язык, на­ряду с немецким, был объявлен официаль­ным языком в государственных органах лу-жицко-немецких областей ГДР. На правах на­родных федеративных республик вошли в 1945 г. в состав новой Югославии (с 1963 г.— СФРЮ) Сербия, Хорватия, Словения, Македо­ния, Черногория, Босния и Герцеговина. Се­годня народы социалистических стран Европы, в том числе и братские славянские народы, с дружеской помощью Советского Союза ус­пешно строят зрелое социалистическое обще­ство, добиваются больших успехов в дальней­шем развитии промышленности и сельского хозяйства, развивают науку и культуру, на­циональную по форме и социалистическую по содержанию.

Хозяйство и материальная культура. С мо­мента своего появления на исторической аре­не славяне, как и многие другие индоевро­пейские народы Европы, были оседлым зем-ледельческо-скотоводческим народом, в хо­зяйстве которого земледелие и скотоводство дополнялись рядом других не менее важных занятий — охотой, рыболовством и лесными промыслами. Земледельческо-скотоводческое направление хозяйства, лежащее в основе традиционно-бытовой культуры славянских на­родов Европы, сохранялось у них и в после­дующее время.

Славяне издавна занимались пашенным земледелием, возделывая многие злаковые и технические культуры, — пшеницу, рожь, овес, просо, лен, коноплю и др. У славян было развито и огородничество, из огородных рас­тений им были известны репа, редька, огу­рец, свекла, морковь, лук, бобы, чечевица. Уже в древности славяне окультивировали яблоки, груши, сливы, вишню, малину и дру­гие садовые растения. Полевые, огородные и садовые культуры, судя по их общеславян­ским названиям, славяне продолжали возде­лывать и после своего расселения по Европе. В новых районах к ним добавился и ряд ме­стных сельскохозяйственных культур, заимст­вованных у коренного населения (например, на Балканах — виноград, некоторые виды пло­довых и масличных, перец и т. п.). В позднем

средневековье и в новое время были освое­ны и другие полевые, огородные и техниче­ские культуры — картофель, кукуруза, рис, табак, хлопок. В Болгарии кроме того с 15— 16 вв. развилось розоводство с целью по­лучения ценного парфюмерного сырья — ро­зового масла.

Не менее давним занятием славян было отгонное скотоводство, дававшее продукты животного происхождения (мясо, молоко, шерсть, кожи и др.). Разводили крупный ро­гатый скот, лошадей, овец, свиней, домаш­нюю птицу — кур, гусей, уток. В древности были одомашнены пчелы, и пчеловодство по­лучило большое развитие как у западных, так и у южных славян (особенно в лесных рай­онах Польши, в Карпатах и на Балканах). Продукты животного происхождения давала и охота на мясного и пушного зверя, боровую и водоплавающую дичь, широко распростра­ненная в славянских странах Европы в древ­ности, средневековье и новое время (напри­мер, в лесах Польши, на Карпатах, в горах балканского полуострова и др.). Исконной отраслью промыслового хозяйства славян сле­дует считать и рыболовство.

С ростом городов и ремесленных цент­ров (особенно в Центральной Европе — Чехословакия, Польша) в средние века на основе традиционных ремесел — обработка метал­лов, ткачество, гончарство, стеклоделие и др. — начинает формироваться мелкая кус­тарная промышленность, которая затем, с на­чалом капиталистической эпохи, становится основой крупного фабрично-заводского про­изводства. Новый культурно-хозяйственный тип в промышленно-урбанизированных райо­нах Центральной Европы ранее всего сложил­ся в Чехословакии — западные районы Чехии, ставшие одними из самых развитых в про­мышленном отношении областей Европы уже в 14 — 16 вв. Довольно рано выделились в Польше промышленные районы Варшавы, Лодзи и Силезии, где, как и в Чехии, стал формироваться рабочий класс. В силу опре­деленных исторических условий (длительное османское иго) медленнее шло развитие про­мышленности в славянских странах Балканско­го полуострова, за исключением отдельных районов Сербии, Хорватии и Словении. В на­стоящее время в странах социализма нерав­номерность экономического развития повсе­местно преодолевается, и в ранее отсталых аграрных районах быстрыми темпами разви­вается тяжелая и легкая промышленность, эти районы по уровню своего развития до­гоняют передовые регионы.

Наиболее ранней формой поселения у западных и южных славян в прошлом явля­лись небольшие селища, разнообразные по своему типу. Как правило, они в древности располагались «кучами» и «гнездами», пред­ставляя собой древние родовые поселки. Со временем селища укрупнялись и сливались, образуя многодворные поселения соседских общин. Сегодня многодворные поселения, как правило, преобладают в большинстве зару­бежных славянских стран и их можно клас­сифицировать по нескольким основным ти­пам: разбросанные (во многих районах Бол­гарии, альпийской Словении, Македонии, Чер­ногории), кучевые (Польша, Чехословакия, Болгария, Сербия, Хорватия), круговые (За­падная Польша, Чехословакия. Лужица в ГДР, фракийские районы Болгарии), уличные — вдоль дорог или рек (Восточная Польша, Сло­вакия, Хорватия, Воеводина в СФРЮ), «вере­тенообразные» — сочетание кругового и уличного планов (Западная Польша и Лужица в ГДР).

Что же касается типов традиционных жи­лищ в центральноевропейских и южных сла­вянских странах Балкан, то здесь наблюдается большое их разнообразие, связанное с воз­действием ряда социально-экономических и природных факторов, а также с определенны­ми дославянскими строительными традициями коренного населения (кельтов, фракийцев, иллирийцев и др.). В целом же жилища зару­бежных славян Европы по своим конструк­тивным особенностям и планировке можно сгруппировать в несколько основных типов — восточный среднеевропейский, южноевропей­ский, западный среднеевропейский и альпий­ский, — имеющих много подтипов и вариан­тов. Первый тип — однокамерные, срубные и столбовые жилища — в основном встречался у славян Центральной Европы — поляков, чехов и лужичан; он наиболее близок к восточно­европейским типам (из него со временем развилось многокамерное жилище). К перво­му же типу относится и одна из его широко распространенных по всем зарубежным сла­вянским странам разновидностей — срубный или каркасный подсеневый дом, наиболее из­вестный в западных и северо-западных рай­онах Польши (свое название он получил от пристроенного с торцевой стороны дома на­веса — подсеней, опирающегося на несущие столбы).

Южноевропейский тип славянского жили­ща бытует у южных славян, и в нем разли­чают шесть основных подтипов, из них у юж­ных славян наиболее распространен паннонский, или моравский подтип (вначале это бы­ло однокамерное жилище, со временем пре­вратившееся в двух-трехкамерное со старым «ядром» в основе). К южному типу относятся и земляные многокамерные жилища (землян­ки и полуземлянки) северных болгар, живших по соседству с румынами, у которых этот тип восходит к древнему жилищу гето-даков. Наконец, к южному типу относятся и свайные постройки Хорватии, восходящие в своей ос­нове к древнему иллирийскому населению края (неолит).

Западный среднеевропейский тип дома во многом близок к южноевропейскому и встре­чается в Лужице, на западе Польши и в Че­хии (однокамерная постройка со стойлом для скота, из которой впоследствии развилось многокамерное жилище); в древности он был широко распространен у кельтского населе­ния Центральной Европы. И наконец, в горных районах Словении встречается альпийский тип жилища - огромная двух-трехэтаж-ная постройка с жилыми и хозяйственными помещениями под одной крышей. Разнообра­зен и строительный материал, используемый при возведении жилищ, — дерево, камень, земля, турлук (плетень) и глина.

Не менее разнообразны и типы традицион­ной одежды у западных и южных славян, в которой уже с начала средневековья четко прослеживалась сословная и имущественная дифференциация. Основу женского и мужско­го костюма в прошлом составляла рубаха из домотканого льняного или конопляного по­лотна, причем наиболее архаичной следует

считать одежду туникообразного покроя (Польша, Западная Чехия, Болгария и Югосла­вия). Широко распространен у славян и тип рубахи с поликами (наплечными вставками), кроме того, встречались и другие варианты покроя — из двух полотнищ со сборками у ворота (Прикарпатье), а также женские руба­хи без рукавов и на одной или же двух лям­ках (Моравия, Словакия, Западное Прикар­патье) и другие типы. Наиболее архаичной частью женской поясной одежды был перед­ник (фартук), встречавшийся в прошлом по­всеместно у западных и южных славян, либо два фартука (спереди и сзади), как, напри­мер, в северных районах Болгарии. Со второй половины 19 в. широкое распространение в Центральной и Южной Европе получила юбка европейского городского покроя.

Разнообразием форм и фасонов отличалась и верхняя одежда западных и южных славян (полушубки, кафтаны, безрукавки, накидки и т. п.), древнейшей ее разновидностью можно считать несшитую плащевидную одеж­ду, сохранившуюся до наших дней в нацио­нальном костюме у карпатских и балканских горцев, поляков и лужичан. Многообразием локальных форм отличались и головные убо­ры мужчин и женщин (круглые славянские шапки, отороченные мехом, платки, чепцы, головные полотенца, суконные шапочки с по­вязанным сверху платком, фески и т. п.). Разнообразны были и типы традиционной обуви — бродни, кожаные башмаки, мягкие туфли, шерстяные ноговицы, обувь на дере­вянной подошве и др.

В позднем средневековье и особенно в новое время в одежде западных и южных славян происходят дальнейшие изменения, что было вызвано различными историческими и социально-экономическими процессами. В настоящее время национальная одежда славян сохраняется лишь в немногих районах Центральной и Южной Европы, чаще всего она используется во время народных празд­неств, фестивалей искусств, а также во вре­мя выступлений фольклорных коллективов. Сейчас во всех славянских странах зарубеж­ной Европы в быту повсеместно распростра­нен европейский городской костюм.

Общественный и семейный быт, духовная культура. К середине 19 — началу 20 в. у различных славянских народов Зарубежной Европы в той или иной мере сохранились пережитки крестьянской сельской общины, особенно на Балканах — у болгар, сербов и черногорцев, а также в отдельных районах Польши, Чехии и Словакии. В других промыш-ленно развитых областях у западных и юж­ных славян община в сельских районах сохра­нила лишь административную функцию в структуре общественных отношений.

В Польше 12—16 вв. крестьянская общи­на, пока ее земли не были захвачены шлях­той, именовалась ополе (возделываемые поля с прилегающей округой — лугами, пустошами, лесными массивами, водными источниками, дорогами и др.)- К началу 19 в. она сохра­нялась лишь в Мазовии и Малой Польше в пережиточных формах, как остатки бывшего общинного землевладения — «навсь», «нався»—распространявшегося на общесельские земли с постройками (костел, корчма), вод­ные источники, дороги, выгоны, кладбища и т. п.

Аналогичная единица — «обце», «обчина» — бытовала в конце 19 в. и в некоторых районах Чехии и Словакии, являя собой свое­го рода административный вариант прежней крестьянской общины (в Словакии и Прикар­патье община более длительное время сохра­няла свои традиционные функции в области поземельных отношений). Особенно живучи были пережитки общинных отношений у юж­ных славян на Балканах—болгар («околина» в значении, близком к «ополю»), сербов («општина»), черногорцев. Ранее всего на Бал­канах община стала распадаться у словенцев и хорватов, однако следы ее сохранялись у них еще в середине 19 в. (различные фор­мы общинного владения угодьями, которые в последующее время активно захватывались частными лицами).

Представляя собой низшую территориаль­но-административную единицу в организации общества, крестьянская сельская община в средние века основывалась на совместном владении определенной земельной террито­рией, причем коллективные начала полностью распространялись (чуть ли не до 20 в.) на общинные пастбища, пустоши, леса, водные источники и другие угодья. В то же время пашенные и приусадебные участки являлись собственностью отдельных — больших и ма­лых— семей. В большинстве случаев этими землями семьи могли свободно распоряжать­ся, что зависело обычно от развитости по­земельных отношений, силы или слабости общины в тех или иных районах. В других случаях община контролировала и ограничи­вала право свободной продажи или передачи земель в чужие руки как внутри общины, так и за ее пределы. Но и в тех районах, где не сохранилось право контроля со сторо­ны общины, она продолжала функциониро­вать как самоуправляющаяся административ­ная единица во главе со своими выборными органами власти (в Польше, Чехии, Лужице и др.-)-

Помимо поземельных отношений, контро­лируемых общиной, все ее члены были свя­заны между собой рядом сложившихся тра­диций и норм обычного права, а также сетью различных личностно-родственных и других отношений. Это проявлялось, например, не только в традициях соседской взаимопомощи (толока, спрягачество и т. п.), различных ви­дах бытового труда (женские посиделки и др.), но и в совместном проведении досуга, сель­ских праздников, семейной обрядности (свадьбы, похороны и др.): В таком виде, на­пример, община продолжала функциониро­вать даже в развитых районах Чехии, Польши и Лужицы, где коллективное право на землю давно уже практически не существовало. Не­смотря на свои древние коллективистские на­чала, в общине сохранялось имущественное и правовое неравенство ее членов (послед­нее в завуалированной форме), поскольку руководство общиной — совет наиболее ува­жаемых стариков, выборный старшина и дру­гие должностные лица — всегда находилось в руках зажиточной верхушки.

Большой архаичностью в конце 19 — на­чале 20 в. отличались семейные отношения у южных славян, где издавна сохранялись старые общинные традиции, большие патри­архальные семьи (задруга) и иные патриархально-родовые пережитки (Болгария, Сербия и Черногория), что было связано с особенно­стями исторического развития и натуральным характером хозяйства. «Задруга» у южных славян Балканского полуострова (у западных славян ей в прошлом соответствовала «не­дельна родина») представляла большой пат­риархальный коллектив родственников, чис­ленностью от 30 до 50 и даже до 100 чело­век, состоявший из главы — «домачина», «сто-пана», «главатара», «управника» и т. п., его взрослых сыновей с семьями, а зачастую и женатых братьев «главатара» и других род­ственников. Большие семьи сохранялись в не­которых сельскохозяйственных районах и у западных славян (например, в Словакии — «недельни братья», «велке газдовство», «фа­милия» со своим «господаром» «газдой», «дедко», или «отчиком»).

Другим не менее распространенным ти­пом семьи у западных и южных славян из­давна была малая, индивидуальная семья, состоящая из мужа, жены и их детей, сосу­ществовавшая параллельно с большой за-дружной семьей. Активное же выделение малой семьи из состава большой было свя­зано с интенсивным распадом большесемей-ных коллективов в период капиталистического развития многих славянских стран в середине 19 в. В настоящее время повсеместно в го­родах и урбанизированных поселках Цент­ральной и Южной Европы распространена типично европейская малая (городская) семья, отличающаяся от аналогичных семей сельских районов рядом особенностей.

По своему вероисповеданию западные и южные славяне в целом относятся к христи­анам — православным, католикам, протестан­там и униатам. Православие, например, рас­пространено в основном среди болгар, сер­бов, черногорцев, македонцев; католицизм — преимущественно среди словенцев и хорва­тов на Балканах, незначительной части болгар и сербов, а также среди населения Польши и Чехословакии; протестантизм — в Чехослова­кии и Лужицкой области ГДР (часть лужичан является католиками), а также среди словен­цев и хорватов в Югославии; униатство — среди части населения Польши и Чехослова­кии (в Прикарпатских районах). В период османского владычества на Балканах отдель­ные группы болгарского и югославянского населения вынуждены были по тем или иным причинам принять ислам («помаки» Болгарии, боснийцы, часть македонцев — «торбешей», часть черногорцев — «потуреченцев»).

Однако и у западных и у южных славян христианство различных направлений ужива­лось с целым комплексом древних языческих верований самих славян и других народов, вошедших в их состав (русалии, кукери, не-стинарство и др.). Особенно сильна была ве­ра в вампиров, вилов, вурдалаков-оборотней, домовых, леших, водяных и других духов природы, связанных как со славянским, так и с дославянским населением. Довольно стой­ко сохранялись у западных и у южных сла­вян в повседневной бытовой практике многие старинные языческие обряды, приуроченные к всевозможным христианским праздникам, связанным с сельскохозяйственным календа­рем, а также многочисленные народные ве­рования и магические обряды семейных цик­лов — при справлении свадеб, рождений де­тей, похорон, поминовении усопших и др.

Так, у западных славян — в Польше, Сло­вакии, Лужице — особой любовью пользуется один из самых больших праздников, «дожин­ки» или «обжинки» (у лужицких сербов в ГДР — день «убиения петуха»). Этот древний славянский земледельческий праздник урожая приходится на август — сентябрь, сопровож­дался в прошлом различными магическими действиями и обрядами, цель которых — со­хранить этот и обеспечить урожай следующе­го года. В наши дни он бытует в виде трудо­вого праздника урожая (в Польше, например, «всепольские дожинки»), на который съезжа­ются передовики сельскохозяйственного про­изводства, чтобы подвести итоги своего тру­да за год. К другим традиционным торжест­вам этого цикла у западных славян в прош­лом относился весенний праздник стада на троицу (в Польше — «духов день»), молодеж­ный праздник «майского дерева» — высокий ствол березы с обрубленными сучьями и ос­тавленными на вершине ветвями, украшенны­ми яркими лентами, парни «сажали» у домов своих избранниц, а также ряд традиционных календарных праздников зимнего цикла.

Архаичностью и наследием различных эт­нических пластов отличаются праздники у юж­ных славян на Балканах: здесь и восходящий еще к античным временам «оброк» с его магией плодородия земли и принесением ей жертвы, здесь и древние «волчьи дни»—пер­вые две-три недели ноября, посвященные золкам, когда их нельзя «тревожить», и «мы­шиные дни» и многое другое (у болгар). Кроме того, популярны были в Болгарии и соседних районах Югославии восходящий так­же к античному времени день Трифона За­резана, отмечавшийся 14 февраля (подреза­ние виноградных лоз и поливание их вином «для доброго урожая»), древние дославян-ские танцы «кукеров» или «сурвакаров», свя­занные с магией плодородия, отвращения зла и болезней от людей и домашних животных, которые исполнялись в ночь под Новый год и на масленичной неделе.

Наконец, у болгар, сербов и у ряда дру­гих югославянских народов справлялся и спе­циальный девичий праздник «лазарок» или «лазарица» (Лазарова суббота у сербов) в день св. Лазаря — за неделю до пасхи, Тодо-ров день или «конская пасха» с соревнова­ниями в беге лошадей в марте месяце, Геор­гиев день (6 мая) — первый весенний выгон скота на луга (сейчас День животноводства в Болгарии), Енев день (Иван Купала) у болгар и др. Особой известностью у сербов и дру­гих югославянских народов Балкан в прошлом пользовался семейный «праздник славы» с его сельским коллективным вариантом — «заветиной», в котором ярко проступают пере­житки семейно-родового культа, связанного с весенними обрядами вызывания плодоро­дия, а также ряд зимних и летних календар­ных праздников земледельцев и скотоводов с их символической защитой посевов от сти­хийных бедствий и скота от болезней, напри­мер в дни св. Ивана (24 июня), св. Ильи (20 июля) и др.

В настоящее время во всех странах социа­лизма активно ведется атеистическая пропа­ганда, борьба с вредными обычаями и пере­житками прошлого. За последние годы здесь значительно возросло число атеистов (осо­бенно в городах), что находит свое отраже­ние и в официальных документах, например в переписях населения. В повседневный быт народов стран социализма помимо прежних традиционных Национальных праздников — День создателей славянской письменности Кирилла и Мефодия в Болгарии, День гибели чешского национального героя Яна Гуса в Чехословакии и др. — в послевоенные годы вошли новые социалистические праздники. Это — юбилей Великой Октябрьской социали­стической революции, Первое мая, День По­беды 9 мая дни народных восстаний, годов­щины освобождения от фашистского ига и провозглашения народных республик, празд­нование дней конституции и ряд других на­циональных праздников.