В) Театр

Формирование режиссуры и театральная мысль Серебряного века «Театр. книга о новом театре» (1908) как манифест русского театрального модернизма. Символистская концепция театра. Поэты и философы о театре: труды Вяч. И. Иванова, сочинения Ф. Степуна, статьи В.Я.Брюсова, Д.С.Мережковского, З.Н.Гиппиус, А.А.Блока, Андрея Белого, В.В.Розанова, Ф.А.Сологуба, Г.Г.Шпета, П.Ф.Флоренского, А.Ф.Лосева и др.

Театральные издания: «Театр и искусства», «Рампа и жизнь», «Маски» и др. Новый тип театральной критики: А.Кугель, Н.Е.Эфрос, П.Ярцев, Л.Я.Гуревич и др.

Борьба идей в балетной критике вокруг «нового балета»: А.Л.Волынский, В.А.Светлов, А.Я.Левинсон. Исследования о балете («Современный балет» Светлова; «Мастера балета» и «Старый и новый балет»). Возникновение традиций научного подхода к анализу хореографии.

Театральные манифесты В.Э.Мейерхольда, Н.Н.Евреинова, Ф.Ф.Комисаржевского, В.Г.Сахновского, А.Я.Таирова, часто опережавшие театральную критику своего времени и внесшие свой вклад в формирование науки о театре.

Театральная революция 20-х гг. и мысль о театре. Появление термина «театроведение».

Формирование театроведческих центров в Москве (ГАХН; 1921-1931; П.А. Марков, Н.Д.Волков, Б.В.Алперс, С.Н.Дурылин) и в Петрограде-Ленинграде (Российский институт истории искусств, с 1931 года – Государственная академия искусствознания, ГАИС, позднее Ленинградский институт театра, музыки и кинематографа).

Ленинградская школа театроведения (А.А.Гвоздев, С.С.Мокульский, А.И.Пиотровский. В.Н.Всеволодский-Гернгросс). Влияние этой школы на балетоведение. Первые опыты обобщения театра 20-х гг. Изучение вопросов режиссуры, актерского искусства, сценографии. Влияние концепции Макса Германа. Разработка метода научной реконструкции старинного спектакля, принципов целостного описания и фиксации современных спектаклей режиссерского театра. Связь театроведения и театральной критики. Формально-социологический подход. Труды Вс. Н. Всеволодского-Гернгросса.

Журналы «Культура театра», «Жизнь искусства» и др.

Формирование нового поколения театральных критиков: А.И.Пиотровский, Б.В.Алперс, П.А.Марков и др.

Ю.И.Слонимский – основоположник советского балетоведения. Решающая роль в изучении русского балета статей, книг и публикаций Ю.И.Слонимского.

Образование первых театроведческих факультетов.

«Театроведческая дискуссия» 1929 года.

1930-е – начало 1950-х. Эпоха непрерывных идеологических чисток. Едва ли не единственным жанром, где сохранялась живая театральная мысль, была рецензия, и в ней ярче всего проявили себя театроведы нового поколения: И.И.Юзовский, Г.Н.Бояджиев, Б.В.Алперс и др.

«Московская школа» в театроведении, ее эволюцию в ХХ веке. В.П.Ивинг и Ю.А.Бахрушин как историки балета. Историко-театральные работы А.К.Дживелегова, Г.Н.Бояджиева, Т.И.Бачелис, Б.И.Зингермана. Идея гуманистической основы развития мировой театральной культуры. Судьба человеческой личности, пути ее воплощения в актерском искусстве как центральная проблема изучения истории театра и театральной современности. Новая методика исследования классического танца (П.Д.Блок).

Советское и российское шекспироведение. Непосредственная связь академической науки с театральной жизнью. Основные этапы развития российской театроведческой испанистики (Д.К.Петров, К.Н.Державин, С.С.Игнатов, В.Ю.Силюнас) и шекспироведения (Н.И.Стороженко, И.А.Аксенов, М.М.Морозов, А.А.Аникст).

Основные этапы изучения комедии дель арте в отечественном театроведении (П.П.Муратов, К.М.Миклашевский, А.К.Дживелегов).

Труды Б.И.Зингермана, посвященные театру и драме ХХ века как важный этап в истории российского театроведения.

Развитие принципов школы А.А.Гвоздева в научных работах и педагогической деятельности историков зарубежного театра в 80-90-е годы (СПГАТИ и РАТИГИТИС).

Новые направления театральной мысли, возникающие начиная с 50-х годов вокруг творческого наследия Вс. В. Мейерхольда, А.Я.Таирова, М.А.Чехова, М.А.Булгакова.

Труды по истории театра К.Л.Рудницкого, М.Н.Строевой, И.Н.Солоьвевой, Е.И.Поляковой, А.М.Смелянского.

Дискуссии вокруг «драмбалета».

Театральная критика и журнал «Театр» 1960-80-х годов.

Академизм и эссеизм в балетоведении: В.М.Красовская, Е.Я.Суриц, В.М.Гаевский и Г.Н.Добровольская.

Капитальный труд В.М.Красовской, обобщивший историю русского балета. Первая история западноевропейского балета (от истоков до середины XIX века) В.М.Красовской.

Обособление и формирование сценографического направления в отечественном театроведении.

Театральные журналы 1990-х годов: «Московский наблюдатель», «Петербургский театральный журнал»

Публикационные взрыв 1990-х годов. Опыт создания новой документальной базы русского театра: от XVIII в. до ХХ века.

Новый подход к публикации театрального наследия: собрание сочинений Вс. Мейерхольда/ группа О.М.Фельдмана.

Трехтомное исследование О.А.Радищевой, посвященное К.С.Станиславскому и В.И.Немировичу-Данченко как событие театроведческого десятилетия.

Новые направления исследований, затрагивающие запретные в советское время темы: театр русского зарубежья и др.

Особенности театральной критики второй половины 1990-х гг.

Становление научной социологии театра. Изучение проблем экономики и управления в области театрального искусства.