А) Изобразительное искусство и архитектура

Количественный рост литературы по изобразительному искусству на рубеже XIX-ХХ вв. Стремление к систематичности. Серийная публикация памятников искусства в виде альбомов и иллюстрированных монографий. Инвентаризация памятников в Австрии, Германии, Голландии и др. странах. Обобщающие работы по видам искусства, странам, жанрам, иконографическим темам и т.п. Научная тщательность, популярность изложения, иллюстрированность. Усиливающийся процесс специализации: работы по всеобщей истории искусства становятся коллективными (1905-1929 – 19-ти-томный труд под редакцией А.Мишеля во Франции; 1913-1930 – 34-томный труд под редакцией А.Бринкманна в Германии). Уникальная авторская работа А.Вентури по истории итальянского искусства (1901-1940), 25 томов). Достижения в лексикографии и библиографии.

Метод сравнительного анализа (К.Фолль). Источниковедение (достижения филологического метода в работах В.Каллаба, Ю.Шлоссера). Новое в антиковедении. Споры о сущности итальянского Ренессанса, систематическое изучение немецкого, нидерландского, французского и испанского Возрождения. Развитие византинистики, медиевистики. Эволюция взглядов на маньеризм и барокко. Исследование проблем искусства XIX и ХХ веков.

Развитие исторического архитектуроведения. Наука о градостроительстве. Теория «новой архитектуры» в ХХ в. Теоретические концепции «стиля модерн» (Ван де Вельде, О.Вагнер), «новой вещественности» (Г.Мутезиус), футуристические проекты города будущего (поэтизация новой техники в проекте А.Сант,Элиа). Теория функционализма В.Гропиуса. Анализ роли стандартизации в современной архитектуре и индустриализации строительства у Ле Корбюзье. Теория «органической архитектуры» Ф.-Л.Райта. Проблема языка архитектуры как средства общения между людьми в теоретических исследованиях («архитектура информации» Р.Вентури).

Западное постклассическое искусствознание конца ХIХ - ХХ в.в. О сущности, возникновении и развитии художественных стилей.

Формальная школа. А. Фон Гильдебранд и проблема архитектонической целостности в изобразительном искусстве. К. Фидлер – неокантианская версия изобразительного искусства как «чистой зрительности». А. Ригль и проблема историзма в искусствознании. Критики и последователи А. Ригля.

Дихотомическая концепция стиля Г. Вельфлина. «Венская школа» искусствознания.

Критика формальной школы. Поиски альтернативы формальной школе: духовно-исторический метод, иконология, социологический метод. История искусств как история духа М. Дворжака. Социология А. Хаузера. Иконология Э. Панофского.

Попытки синтеза достижений формальной школы с концепциями ее критиков – «структурная наука» о художественных стилях. «Структурная наука» Г. Кашница и проблема жизнеподобия. «Структурная наука» Г. Зельдмайра. Критика искусства модернизма.